Site icon KazanFirst

Новейшая-Татарская слобода. Казанский финансовый район образуется уже сейчас

Всего пять лет назад все обсуждали новый пешеходный променад в Старо-Татарской слободе
Всего пять лет назад все обсуждали новый пешеходный променад в Старо-Татарской
слободе, отреставрированной перед Универсиадой. В следующие пять лет, вероятно,
в центре внимания окажется ее «младшая сестра». Ново-Татарская слобода сейчас —
территория в упадке, которая забита складами, производствами и гаражами.
Обсуждения реновации района идут давно, но сейчас, на рубеже принятия нового
генплана Казани, планируемый финансовый район начинает приобретать очертания.

Десять лет в тени

Современная история развития Ново-Татарской слободы берет начало с нулевых — именно в это время появилась идея обустроить в районе улицы Мазита Гафури общественный центр «Иске Таш». Но тогда все внимание было переключено на объекты к тысячелетию Казани.

Новая Татарская слобода — юго-западная часть Вахитовского района Казани. Это территория, ограниченная Волгой, железной дорогой, улицей Девятаева и Старым Татарским кладбищем.

Некоторые изменения этого района были обозначены в городском генплане 2007 года, но во времена подготовки к Универсиаде восстановление Старо-Татарской слободы, к которому приложили руки «КамаСтройИнвест», «Симург», «Татинтер Ресторантс» и другие компании, справедливо была приоритетнее.

Сейчас все развязки построены, Салават Купере заселяется, растет Иннополис. Создание Казанского финансового района и благоустройство территории около речного порта становится одной из главных идей, которые обсуждают казанцы.

Серьезно о планах на Старо-Татарскую слободу стали говорить в конце 2015 года, когда президенту РТ Рустаму Минниханову научно-проектный центр «Интерра» презентовал концепцию градостроительной реконструкции Ново-Татарской слободы в увязке с развитием береговой линии.

Спустя полтора года уже была готова концепцию мастер-плана Казанского финансового района. Ее подготовили специалисты APUDG — малайзийской компании-разработчика мастер-планов СМАРТ Сити, финансового района Куала-Лумпур, Искандара в Малайзии и других объектов.

Управляющий директор и архитектор APUDG Норлиза Хашим. Фото пресс-службы президента РТ

Среди главный идей мастер-плана — вынос промышленных предприятий за черту города и высвобождение берега Волги от грузового порта и сопутствующих складских помещений. Если раньше этот план считали невыполнимым, то с развитием Свияжского мультимодального центра он стал ближе к реальности. 

Ново-Татарская слобода — новый Канэри-Уорф? 

Превращение промзоны в деловой центр — тенденция последних 50 лет. На рубеже столетий возродился «Зеленый мыс»» — промышленный район Коп Ван Зюйд в Роттердаме, зажатый между портовыми складами и железной дорогой. На территории старого порта Генуи построили один из крупнейших аквариумов в мире. Подобную перепланировку уже пережили припортовые территории в Осло, Сингапуре, Барселоне.

Показательным может стать пример реновации Доклендса — района лондонских доков.

В середине прошлого века Доклендс был частью крупнейшего порта в мире. С развитием контейнерных перевозок район пришел в упадок, в 1980 все доки были закрыты. К концу 90-х в Доклендсе построили 20 тыс. домов и 2 млн кв. м коммерческой недвижимости, открыли метро и аэропорт Лондон-Сити. На месте старых доков сформировался финансовый центр Канэри-Уорф, в котором расположились офисы Barclays, Citigroup, Bank of America, Morgan Stanley, Thomson Reuters и The Daily Mirror.

Именно Канэри-Уорф приводит в качестве ориентира Линар Якупов — советник премьер-министра РТ, который подписывал соглашение между Российско-малазийским консорциумом и правительством РТ о подготовке мастер-плана «Казанского финансового района».

Сможет ли Ново-Татарская слобода повторить успех «Зеленого мыса» и Канэри-Уорф? Для этого есть все предпосылки — близость к центру города, назревшая необходимость в реновации и готовность городских властей искать деньги. 

Двойной центр Казани

Если «Москва-Сити» представляет собой международный финансовый центр, то будущий «Казань-Сити» должен стать центром исламских финансов. Отсюда и участие малазийцев в проекте, и активное развитие отношений с восточными странами. В 2017 году стало известно о заинтересованности в проекте и китайской компании Tidfore Heavy Equipment Group.

Пока новостей о том, что кто-то из иностранцев инвестировал в проект, нет. Однако город вполне способен обойтись собственными силами. И здесь на руку необходимая и достаточная близость к центру города.

Несмотря на то, что от речного порта до площади Тукая всего три километра, Ново-Татарская слобода ближе к периферии — цены на недвижимость здесь ниже, чем в среднем по Вахитовскому району.

В июле депутаты Казгордумы внесли изменения в карту зон градостроительных регламентов: земельные участки на ул. Портовая общей площадью около 6 га перевели из коммунально-складской зоны в зону жилой застройки в 6-20 этажей. Всего под застройку планируется отдать 656 из 1167 га Казанского финансового района.

По планам, 95 га будут отведены под зеленые зоны, на 15 км береговой линии построят новую благоустроенную набережную, а под новые кварталы намоют острова. В районе возродят стадион «Водник», отреставрируют парк Молодоженов, а склады и промпредприятия переедут в Свияжский мультимодальный центр.

В обновленной Ново-Татарской слободе планируют создать 18,7 тыс. рабочих мест. По крайней мере, планы по переезду головных офисов и филиалов банков в Ново-Татарскую слободу выглядят реалистичнее, чем в Иннополис. Сохранятся и архитектурные объекты — в этом районе расположены Азимовская, Розовая мечети и Иске Таш.

В ближайшей перспективе — до 2025 года — планируется строительство трамвайной линии по Меховщиков и Магистральной, а позже и по Портовой.

ЖК «На Портовой». 

Учитывая те факты, что по проекту генплана население Казани к 2035 году вырастет до 1,4 млн человек, но сам город должен сохранить хоть какую-то компактность, застройщики — а за ними и горожане — будут активно приходить на любые территории. Ново-Татарская слобода, как бы то ни было — это не самая дорогая земля, отсутствие проблем с парковками, полчаса пешком до Баумана и перспективные виды на Волгу.

Строительство новых домов на территории уже началось. Первой за основение территории взялась ГК «Камастройинвест»: застройщик ООО «Конграда», который входит в группу компаний, в 2018 году получил разрешения на строительство трех очередей нового жилого комплекса «ЖИВИ На Портовой».

Возможно, скоро, будет объявление о старте продаж большого количества квартир в этом районе, но пока «Камастройинвест» свои планы по проекту до конца не раскрывает. Застройщики, которые сейчас начинают строить новые жилые комплексы в Ново-Татарской слободе, делают первые шаги к созданию Казанского финансовому району. Вполне возможно, что уже скоро приставка «Ново-» в названии слободы приобретет новое значение.

Exit mobile version