Site icon KazanFirst

В Челнах энергетики и жители разберутся между собой напрямую

Собственники решили перейти на прямые договоры с поставщиками тепла и света.
Собственники решили перейти на прямые договоры с поставщиками тепла и света.

В Набережных Челнах началось движение к прямым договорам между ресурсоснабжающими организациями («Татэнерго», «Челныводоканал») и жителями. В управляющую компанию «Ремжилстрой» поступили протоколы общих собраний собственников нескольких домов с решением перейти на взаимоотношения с поставщиками ресурсов напрямую, то есть не через управляющую компанию. 

Специалисты УК сейчас тщательно проверяют соблюдение всех требований при проведении общего собрания и корректность голосования. После чего протоколы передадут ресурсоснабжающим организациям и у естественных монополистов будет три месяца на подготовку к работе по прямым договорам.

Кто из Москвы подталкивает жителей к прямым договорам

В том, что в Челнах началось именно движение к прямым договорам, можно не сомневаться. Дело не только в том, что любой УК выгодно уйти от юридической ответственности за долги населения перед поставщиками услуг. Нам удалось, что называется, из первых уст узнать, почему компания «Ремжилстрой» и ее московские владельцы (компания «ДомКомИнвест») и сами нацелены на эти самые прямые договоры.

Определяя свою хозяйственную политику, компания «ДомКомИнвест» (а значит, и «Ремжилстрой») опирается на рекомендации Татьяны Вепрецкой, которая занимает пост директора федерального Некоммерческого партнерства «Национальный жилищный конгресс» и руководителя СРО в сфере управления многоквартирными жилыми домами. По совместительству в «ДомКомИнвесте» она является советником. Ориентацию на прямые договоры Вепрецкая обосновала так: 

— У нас процентов 45 городов в России продолжали работать на прямых договорах и после появления там управляющих компаний. Не на прямых платежах, а на прямых договорах. И в тех городах России, где прямые договоры, нет долгов (дебиторских) у ресурсников. Долги населения минимизированы. За отопление долгов практически нет. Например, Сибирь (Омск, Томск, Челябинск, половина Новосибирска) живет по такой схеме. В Новосибирске — в зависимости от того, кто ресурсник. В большинстве городов страны прямые договоры на электроэнергию. Ресурсник работает с населением, чувствует, сколько население ему оплатит.

Смысл того, как ресурсник чувствует, сколько население ему оплатит и почему при прямых договорах собственники платят лучше, собеседница объяснила подробнее.

— 80 процентов долга населения перед ресурсниками — это разбаланс между показаниями приборов учета и реальным счетом, который РСО выставляет потребителям. Разбаланс возникает по нескольким причинам. Первая — это воровство людей (передают заниженные показания счетчиков), но это всего 30 процентов. Вторая — это собственно разбаланс. Люди не в одно и то же время передают показания, к тому же в домах общедомовые приборы учета — это, как правило, одна модификация, а счетчики в квартирах — другая. У них разные погрешности, отсюда разница в показаниях. Третья причина — это тот факт, что управляющие компании с ресурсниками рассчитываются по общедомовым приборам учета, а население за содержание общедомового имущества платит по нормативам. Изначально государство так установило, что управляющая компания является фильтром всех долгов. Возникает вопрос о том, как РСО легче работать: с одной УК или с множеством потребителей? 

— У нас считают, что легче с одной УК.

— Вот! Но это принцип ленивого. При управляющих компаниях ресурсники недополучают свои доходы. Потому что когда они работают напрямую с потребителем, то больше продают услуг. Они применяют разные тарифы по электроэнергии, подбирают, какие подходят для конкретных граждан, находят пакетные решения. Они повышают тарифы не так, как им хотелось бы, а так, как это приемлемо населению.

А если постановление действительно выйдет?

Мы обратили внимание Вепрецкой на то, что есть еще такая важная услуга, как отопление, а здесь компания «Татэнерго» и так живет на минимальных для себя тарифах. Например, в Набережных Челнах в программу компании уже заложен фиксированный рост тарифов на тепло всего на 4 процента в год вплоть до 2030 года. 

— На выходе новое постановление федерального правительства о том, что любое лицо может нарушить систему теплоснабжения и поставить (в квартире. — Ред.) свое индивидуальное отопление. Ресурсник не будет монополистом. Почему мы и говорим, что нужно уходить от управляющей компании. Ресурснику нужно будет бороться за каждого потребителя, и он найдет способ договориться с потребителем.

— В Челнах примерно 200 тысяч лицевых счетов, то есть не менее 150 тысяч квартир, а в «Набережночелнинских тепловых сетях» всего 500 сотрудников. Сколько им понадобится людей, чтобы дойти до каждого потребителя в многоквартирном доме?

— У нас договоренность и при прямых договорах сохранить старую схему работы. Ни ресурсникам, ни населению, ни УК не нужно выходить из единого платежного поля (то есть продолжать работать через ГРЦ и ЕРЦ. — Ред.). Статус управляющей компании меняется, но не меняются все взаимоотношения гражданина с управляющей компанией. РСО могут обратиться в УК с просьбой оказать услугу по взысканию долгов. УК может прийти к гражданину от имени РСО и с ним поговорить. При прямых договорах УК становится представителем собственника. Она будет защищать его интересы, а не свои собственные. В его интересах УК будет делать перерасчет, а не в интересах своего юридического лица. Дело ведь не в платежах, а еще и в качестве услуги.

Энергетики выжидают

Так, Вепрецкая дает понять, что при прямых договорах взаимоотношения между ресурсниками, «управдомами» и собственниками домов станут не воинственными, а партнерскими. А поэтому население будет платить охотнее, лучше и больше. Вот к чему стремятся московские владельцы УК «Ремжилстрой». По крайней мере они это декларируют. Им важно, чтобы обслуживание домов с прямыми договорами стало лучше, а долгов перед ресурсниками было как можно меньше. Если так получится, то это вызовет цепную реакцию. Люди начнут голосовать за прямые договоры. А поскольку 98 процентов квартир в Челнах принадлежит людям, от перехода на новую систему оплаты их не удержит никакой исполком.

Многое будет зависеть от энергетиков. Мы послали запросы в пресс-службу «Челныводоканала» и директору НЧТС Айрату Зайнуллину, чтобы узнать, готовы ли уже сейчас эти предприятия к массовому переходу на прямые договоры. Произошло то, чего мы, откровенно говоря, ожидали. Зайнуллин в ответ на наш запрос промолчал. Руководитель пресс-службы «Челныводоканала» Сергей Родачев по телефону сообщил: 

— Я переговорил со своими руководителями. Они сказали, что документов еще никаких не видели, поэтому говорить о чем-то рано. 

Это логично. Постановление правительства, о котором говорит Вепрецкая, еще никто не видел, да и протоколы общих собраний еще в УК «Ремжилстрой». Но нам всем нужно понимать, что жизнь не остановить, а в ней всегда накапливаются причины для тех или иных перемен, к которым нужно быть готовым. 

Сейчас больше остальных к предложениям перейти на прямые договоры нужно быть готовым собственникам домов. Уже пришло время, когда собственную ответственность за себя и за свой дом не удастся переложить ни на кого. И нужно думать очень серьезно и тщательно взвешивать все за и против.

Exit mobile version