Site icon KazanFirst

«Вокруг стало слишком мало смыслов»

В Казани начали серию дискуссий об исторических параллелях и аналогиях прошлого и настоящего.
В Казани начали серию дискуссий об исторических параллелях и аналогиях прошлого
и настоящего.

На площадке резиденции креативных индустрий «Штаб» запустили новый проект — «Аналогия». Это клуб экспертных дискуссий, участники которого анализируют прошлое, чтобы лучше понимать настоящее и будущее. 

— В погоне за хайпом, острыми новостями люди практически разучились видеть за событиями самое главное — их причины и последствия, а также само событие, а не только новостной повод, который оно формирует, — объясняет создатель клуба медиаменеджер Ярослав Муравьев. — Кроме того, мы оцениваем события здесь и сейчас, но если присмотреться, что-то подобное, может, в другом масштабе, происходило в нашей истории. Соответственно, у этого события есть какие-то схожие предпосылки возникновения и последствия. Мы бы хотели, чтобы мы сами и наши люди научились видеть не только здесь и сейчас, но и понимать, откуда все взялось и что за этим может последовать. Вокруг стало слишком мало смысла, мы попытаемся его искать.  

Первой темой, которую взяли для изучения участники клуба, стало движение хиппи. Оно в том или ином ракурсе изменило мировое сообщество. С одной стороны, движение выступает за мир, с другой — и там были свои радикалы. 

Открывал дискуссию Зуфар Галеев — политолог, социолог, кандидат политических наук. Он считает, что все события человек воспринимает через внутренние образы прошлого, настоящего и будущего или некую внутреннюю оптику, которая будет определять горизонты жизни любого поколения. Поэтому прежде чем перейти к первому массовому молодежному движению, политолог рассмотрел более ранние события.

Предпосылки возникновения хиппи начались ещё после Первой мировой войны.

— Она искалечила внутреннюю оптику молодых людей, которым было по 18-20 лет. Первая мировая война породила потерянное поколение. Они уходили на мясорубку, но им говорили, что все будет прекрасно. У них были надежды, что государство обеспечит им светлое будущее, — рассказывает Галеев.

Потерянному поколению стали свойственны трагическое мировоззрение, пессимизм, разочарование в цивилизации. Да, была интеллектуальная верхушка в лице писателей, чей слог был сухим и лаконичным. Как отмечает эксперт, представители того поколения ценили мужскую дружбу, у них был культ женщин, а главной ценностью и законом жизни была любовь. Её они передали разбитому поколению. 

— У потерянного поколения не было образа будущего, как и у следующего бит-поколения, которое было разбито и одновременно испытывало блаженство. Битники жили на полную катушку. Им было интересно отвечать на вопрос как жить, а не зачем. У потерянного поколения было много горя и страха смерти. И вот такой образ жизни хиппи компенсировал это, — считает кандидат политических наук.  

Галеев полагает, что потерянное и разбитое поколения кардинальным образом повлияли на возникновение первого массового контркультурного движения в мире. Среди причин возникновения хиппи он также отмечает переход от экономики скудности к экономике изобилия, развитие высшего образования и электронной эры. 

— Субкультура — это культурные явления, которые связаны с определенным сообществом или группой людей. Контркультура — субкультура, которая противостоит господствующей. В основе лежит протест и конфликт. Контркультура стремится к ядру социальной господствующей культуры, чтобы размыть ее ценности, — считает политолог. 

Эксперт видит идеологию хиппи следующим образом. Во-первых, это идеология ненасилия. Во-вторых, она свободна от доктрин, ратует за мир, любовь, свободу личности и терпимость. Хиппи стали закладывать понятие толерантности. В-третьих, их идеология идет в противовес мещанской, которая держится на четырех столпах: деньги, благосостояние, умеренный консерватизм и карьера. В-четвертых, любовь — это свобода, свобода — это красота, а все люди — это цветы. Каждый тезис хиппи — ответ на навязанные ценности предыдущего поколения. 

Тему антивоенного движения и радикалов в среде хиппи затронул руководитель информационного центра Дома дружбы народов Татарстана Рустам Ханнанов. Он отмечает, что развитие систем коммуникаций принесло войну в каждый дом. Через телевизор люди ощущали, что она совсем рядом. За всю Вьетнамскую кампанию прошло порядка 2,5 млн человек при условии, что в США всего проживало около 170 миллионов. Американская армия понесла ужасные потери. Это породило антивоенное движение. 

— Изначально движение было просто в поддержку Вьетнама. Как только студентов начали призывать в армию, люди стали показывать, что не хотят идти умирать. Да, они боролись с коммунистами, но за что помирать, им было непонятно, — говорит спикер. 

Антивоенное движение поддерживали профессора, студенты, а основную массу составляли хиппи. К концу 60-х оно приобрело массовый характер и начались марши на Пентагон, активным участником которых и организатором стал Эбби Хоффман.

— В 1968 году был проведен первый марш. Молодые люди молча пришли, сели вокруг и начали заявлять присутствующим журналистам, что они силой мысли, любви и добра поднимут Пентагон и запустят в космос. Сели и стали медитировать, — рассказывает Ханнанов.

Музыкальные фестивали закончились, но ситуация особо не изменилась. Эбби Хоффман и представитель левого радикализма Джерри Рубин тогда решили создать Международную молодежную партию «Йиппи». 

— Джерри Рубин — это обычный студент, которому не нравилось, как все устроено в студенческом городке. Первая его политическая акция — попытка избраться президентом этого городка. В 1965 году главный его лозунг — войне конец, марихуану легализовать, — добавляет спикер.

Рубин и Хоффман поняли роль СМИ и запомнились Штатам своими выходками. Последователям они говорили: «Делайте что хотите, лишь бы вас сфотографировали». Так, создатели партии первыми употребили матерные слова в прямом эфире и стали часто появляться на страницах газет. Например, во время собрания Демократической партии США в 1968 году, где решалось, кто станет кандидатом в президенты от партии, они провели свою первую акцию и предложили выдвинуть на пост главы государства свинью. После этой выходки последовали суды, на которые Рубин и Хоффман приходили то в костюме индейцев, то с муляжами автоматов.

— Они понимали, что нужны были жесткие шаги. С другой стороны, как таковой политической программы у них нет. Они против всего плохого и за все хорошее. Радикалы оставили след в массовых акциях, но никакого будущего у них не было, — подчеркнул Ханнанов.

В свою очередь Руслан Айсин, политолог, общественный деятель, руководитель проекта «ТатПолит», считает, что движение хиппи — это зачатки постмодерна. В США к 50-60-м годам сложился кризис модерна. Выросло молодое антивоенное поколение, произошел переход системы в другое агрегатное состояние. Редьярд Киплинг писал: «Запад есть Запад, Восток есть Восток — им не сойтись никогда», но хиппи смогли глобализировать мир.

— Хиппи-система распространила влияние американских ценностей на Восток. Движение всех соединило. Одни и те же джинсы носят и в США, и в Индии, — говорит Айсин. 

Американская система, отмечает спикер, базируется на прагматизме — it works. Если установка работает, значит, она ценностна. Джинсы, рок, ценности свободы восточная молодежь усвоила благодаря знакомству с хиппи. Своеобразный мост между Западом и Востоком породил нью-эйдж — направление духовно-культурной жизни современности. 

— Движение хиппи и справа и слева имело радикальные фланги. Они смогли сделать то, что сделали французы в конце XVIII века. Великая французская революция подарила европейский глобализм. Хиппи — орудие невидимой системы. В этом смысле они действительно были направляемы, потому что наркотическая дымка, в которой они находились, не всегда давала возможность прозреть, думать. Хиппи стали мощным триггером по преобразованию мира, — считает политолог. 

Однако хиппи лишь внешне противостояли «буржуазному миру». Айсин отмечает, что на деле многие из них впоследствии успешно влились в правящий истеблишмент Запада. Например, Калифорния и Нью-Йорк считаются не только центрами движения хиппи, но и центрами интеллектуальной экономики. Многие представители движения влились в эту систему.

Политолог считает, что Россия отстает от этих процессов на 50-60 лет. 

— Мы живем в 60-х. Мы, по сути, битники или постбитники. Сами себя определить мы не можем. Но действительны те же процессы: слом системы и СССР, кризис ценностей, гибридные войны, отсутствие образа будущего, цинизм элит, — продолжает Айсин.

Спикер считает, что из культурной революции на Западе нужно извлечь уроки, чтобы в современности не произошло радикальных изменений. А вот Казань он видит столицей хипстеров. 

— Почему Казань является хип-столицей? Потому что в 60-70-е здесь преобладало население, которое приезжало из деревень, из глубинки. Их дети — хиппи. Они протестуют против ценностей, которые принесли из деревень. Феномен группировок — то же самое. Это попытка сформироваться в сообщества по примеру родителей, но когда модель не реализовалась, получились хипстеры, — заключил политолог.

Exit mobile version