Site icon KazanFirst

Пожар в ТЦ Нижнекамска: виноват человеческий фактор

В торговом центре «Старт» вели сварочные работы
В торговом центре «Старт» вели сварочные работы, хотя делать этого было нельзя.

Ночной клуб «Лепрекон», «Адмирал», недавняя гибель подростка в пустующем ресторане «Арарат» в Челнах. Трагедии, связанные с пожарами, всегда очень болезненны, особенно для тех, кто теряет в результате близких. Подобные инциденты страшны и тем, что не являются каким-то форс-мажором или природной катастрофой. С той или иной степенью очевидности в них всегда виновны сами люди: от совершения поджога до банальной халатности.

Накануне вечером жители Нижнекамска начали размещать в социальных сетях фото и видео торгового центра «Старт», охваченного огнем. На кадрах — типовой ТЦ из стекла и металла. Время еще не позднее, но уже темнеет, поэтому всполохи ярко-оранжевого пламени отчетливо видны на уровне второго-третьего этажей. У самого здания толпятся люди, пожарные в спецодежде уже карабкаются по автолестнице. Разбивают окно — из небольшого отверстия тотчас валит густой, плотный дым.

За 15 минут до произошедшего в торговом центре жизнь текла своим чередом: охранник разглядывал редких вечером буднего дня посетителей, около 30 детей на третьем этаже занимались танцами, да в батутном центре заканчивали приготовления перед запланированным на утро открытием после ремонта. По какой-то причине проводившей работы организации срочно потребовалось сварить металлические трубы. Затея, казалось бы, весьма невинная, если выкинуть из головы место действия — закрытое помещение, наполненное быстро- и легковоспламеняющимися материалами, вроде бассейна с поролоновыми кубиками.

По предварительной версии, именно сварочные работы (к слову, запрещенные в здании ТЦ) привели к возгоранию. Сначала сотрудники батутного центра пытались справиться с огнем самостоятельно, но не вышло — пламя быстро вырвалось из-под контроля. На помощь подоспели сотрудники администрации здания и посетители: кто-то занялся тушением, другие принялись бегать по этажам, предупреждая об опасности, выводить на улицу занимающихся в хореографической студии детей.

По «традиции» в социальных сетях сразу после трагедии начали появляться версии о том, что пожарный надзор «погряз в коррупции», а виной всему решивший сэкономить на системе безопасности владелец здания. Но информация эта не подтвердилась: и очевидцы событий, и представители МЧС утверждали, что претензий в этой части нет.

— В случае с Нижнекамском налицо человеческий фактор. Люди проводили работы, которые запрещены в этом помещении в таких условиях. Жертв удалось избежать — сработали системы противопожарной защиты, которые в здании этого ТЦ выполнили свою задачу. Выявили возгорание автоматически, оповестили персонал и посетителей, подали воду на тушение в этом батутном центре, сработала система дымоудаления. Владелец свою работу выполнил, — отметил в беседе с KazanFirst начальник отдела по работе со СМИ ГУ МЧС России по РТ Андрей Родыгин.

Умалять значимость действий сотрудников администрации тоже не стоит — на тех же занятиях танцев вполне могла звучать музыка, приглушающая звуки оповещения. По словам нижнекамцев, оказавшихся в торговом центре в момент возгорания, паники не было — все 18 работников и 72 посетителя (включая 30 детей) покинули здание через центральный вход, а происходящее поначалу и вовсе напоминало учебную тревогу.

Спустя шесть минут после поступления сигнала о происшествии на проспекте Химиков на место прибыл дежурный караул местной пожарно-спасательной части. Пытавшиеся самостоятельно потушить огонь в батутном центре сотрудники здания ожидали на улице — высокая концентрация дыма не позволила им задержаться в помещении без специальных средств. На то, чтобы ликвидировать открытое горение, сотрудникам МЧС потребовалось около часа — огонь охватил порядка 100 кв. метров.

— 34 арендатора, в каждом договоре прописано, что проведение огневых, в том числе сварочных работ категорически запрещено. Но те люди, которые там пытались к сегодняшнему дню открыть батутный центр, варили там какие-то металлические столбы. Пытались сами возгорание потушить, но ничего не вышло, — сказал Родыгин, добавив, что, по предварительной версии, причиной пожара является нарушение правил пожарной безопасности, а вопрос о возбуждении уголовного дела будет решен после проведения необходимых проверок.

ТЦ тем временем затоплен, когда объект вновь начнет работу — не ясно. Трехэтажное здание в 4 377 кв. метров, построенное в 1982 году, было приобретено около 10 лет назад нижнекамским девелопером Рафисом Мустафиным. Изначально здесь располагался спортивный комплекс «Олимпийский», но до бизнесмена им никто толком не занимался, ограничиваясь косметическим ремонтом. До выборов в горсовет в 2015 году предприниматель заявлял, что планирует вернуть центр к спортивной тематике, но сейчас большая часть арендаторов представлена федеральными и местными ритейлерами — от «Магнита» до «РусАлки».

В 2018 году Мустафин пытался избавиться от ТЦ «Старт» — объявление о продаже недвижимости появилось на «Авито». Решение якобы было принято в связи со строительством более крупного объекта в том же Нижнекамске. «Рамус Молл» в 120 тыс. кв. метров должны ввести в эксплуатацию в 2020 году. «Старт» продается и сейчас — как по этажам, так и целиком за сумму порядка 140-145 млн рублей.

По данным прокуратуры Татарстана, последняя проверка противопожарной безопасности в ТЦ на Химиков проводилась в марте 2018 года. 

Тогда нарушения и правда были обнаружены. Так, не все помещения оснащены системами пожарной сигнализации, в некоторых не оказалось вытяжной противодымной вентиляции, неисправной была система оповещения. Пути эвакуации захламлены, а некоторые стены отделаны «материалами с неизвестными показателями пожарной опасности». Тогда Мустафину вынесли предписание, а заместителя директора центра оштрафовали на 10 тыс. рублей. Однако повторная проверка в мае 2018 года показала, что все найденные ранее нарушения устранены.

Ждать ли владельцам ТЦ Татарстана массовых проверок (что зачастую начинают после громких инцидентов), пока неизвестно. Пожар в Нижнекамске сейчас рассматривается скорее как частный случай, а не системная недоработка тех или иных структур.

— Мы не сторонники устраивать «кампанейщину» по этому вопросу. Надо разбираться в конкретных причинах конкретного инцидента. В данном случае, к великой радости, обошлось без жертв. Будем разбираться в рамках этого случая. Говорить о том, что проверки затронут все ТЦ Нижнекамска или Татарстана, пока не можем, — сообщил в разговоре с KazanFirst старший помощник прокурора Татарстана по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев.

Контроль со стороны государственных органов необходим, иначе законы будут нарушаться, а подобные происшествия — происходить чаще. Но к каждому ТЦ по сотруднику МЧС не поставить, да и сами надзорные органы находятся сейчас меж двух огней.

— С одной стороны, контрольно-надзорные органы связаны законом о защите прав субъектов предпринимательской деятельности, которые не позволяют произвольно заходить на проверки. Потому что сам бизнес жалуется, что «кошмарят», парализуют деятельность, придираются по мелочам. С другой — вот такие происшествия. В этом смысле прокуратура как надзорный орган должна найти баланс, чтобы и нарушения были выявлены и своевременно устранены, и чтобы не были нарушены права бизнесменов, — считает собеседник.

При этом сами посетители торговых центров могут повлиять на ситуацию — каждая поступившая жалоба является основанием для внеплановой проверки. «Анонимки» при этом не рассматриваются и не учитываются — автор обращения должен быть идентифицирован, а содержание — предметным и максимально четким. Полностью избежать происшествий такая внимательность граждан вряд ли поможет — человеческую халатность и надежду на авось ещё никто не поборол. Но избежать жертв организованная «пожарная оборона» вполне позволяет.

Exit mobile version