рассказывает, что сейчас представляет из себя культовый объект.
Одним из самых противоречивых сооружений для религиозного мира в Татарстане является Храм всех религий, или Вселенский храм. Православные, мусульмане и католики просто не понимают цели его возведения, а некоторые даже считают богохульством. Здание, насчитывающее более 20 башен, красочным разнообразием куполов чем-то напоминает Спас на Крови в Санкт-Петербурге, но вблизи выглядит несуразно: как бы сказали архитекторы — «отсутствует дизайн-код». Красная кирпичная кладка, спорящая с белой, вкрапление декоративного камня в тандеме с цветовым решением делают его больше похожим на нечто, построенное из оставшегося от разных наборов конструктора. Но изюминкой сооружения, конечно, является не его внешний вид, а философия.
В 1992 году в поселке Старое Аракчино художник (по образованию скульптор) Ильдар Ханов начал возведение храма. Он строил его вплоть до последнего дня жизни — до 2013 года. Кто-то говорит, что Ильдар был вдохновлен путешествием по Тибету, а вот его брат Ильгиз настаивает, что тот увидел видение, в котором ему было приказано начать строительство.
— Для меня брат всегда был примером. Он практически не спал: до обеда принимал страждущих, после — строил храм, а ночью писал картины, — вспоминает Ильгиз Ханов.
При жизни Ильдара объект был закрыт для посетителей. Создатель считал сооружение своим домом, мастерской. И на вопрос, почему он не водит туда туристов, всегда отвечал: «А вы к себе домой туристов водите?». После его смерти здание перешло во владение младшему брату Ильгизу. Теперь это место, по его словам, является вторым по туристической посещаемости после Кремля. В межсезонье людей не много — 50-100 человек в день, зато в летние дни доходит до 1 000 посетителей.
На вопрос, какой религии придерживается нынешний владелец, Ильгиз отвечает туманно:
— По рождению я мусульманин, но за свою жизнь написал 87 православных иконостасов. К тому же я йог (то есть приближен к буддизму). На религии у меня давно уже крыша съехала — нормальный человек не будет уделять ей столько времени и столько работать, — добавляет собеседник.
Два с половиной года назад здесь был большой пожар.
— Весь храм облили бензином и подожгли. Почти всё сгорело дотла, все труды — библиотека, огромное количество книг, картины брата, многие из них восстановить не удалось. Все обустраивали практически с нуля, — с болью в голосе вспоминает Ильгиз.
Сегодня объект насчитывает несколько законченных залов, посвященных язычеству, православию, исламу, католицизму, буддизму, иудаизму и Египту. Предполагается, что в конечном итоге храм объединит 16 религий. Внутри все напичкано символикой разных народностей. Вот в Египетском зале перечислены все боги от Анубиса до Исиды; вот в исламском портреты сорока красавиц, на которых, по трактовке Ильгиза, «распалась» царица Сююмбике при падении с башни.
— Многие религиозные люди не приходят в другие храмы, ходят только в храмы своей религии. Здесь у людей, верящих в разных богов, есть возможность узнать о других верах, — считает один из работников храма Фарид Хайруллин.
Сейчас здесь открылась выставка репродукций Николая Рериха. Работ не так много — около 20, зато посмотреть их можно совершенно бесплатно (не считая символической платы за вход в размере 100 рублей).
Здание храма является частным владением. Оно не задумывалось как место, где каждый будет молиться своему Богу бок о бок с людьми, принадлежащими другой вере, поэтому здесь и не проводятся службы. Вселенский храм — это архитектурный памятник религиям мира, философией которого является их объединение.
По сей день здание выглядит недостроенным: на некоторых куполах — деревянные леса, где-то рассыпан песок, на заднем дворе — строительный мусор. Но возведение храма не останавливается, потому что у его владельцев есть четкая цель — завершить работу.
— Как думаете, когда получится закончить? — спрашиваем мы у Фарида.
— Как Бог даст, — отвечает собеседник.
— Какой из всех?
— Не знаю. Тот, что подобрее, — смеется Фарид.