«Если брать в массе – актуально все еще баян и попса»

«Если брать в массе – актуально все еще баян и попса»
Универсальный артист о том, что такое #неэстрада и почему в татарской культуре к
новому относятся так не дружелюбно.

Не эстрада – что это: приговор, диагноз или же призвание? Попробую объяснить выражение не эстрада. Это новое поколение музыкантов, способных работать в разных жанрах, находиться в постоянном поиске, отстраняться от старых форматов. Для многих не эстрадников заработок – не первоцель, им важен результат и ощущение удовлетворенности от своей работы. Мой собеседник Ильгиз Шайхразиев – универсальный артист, в его репертуаре и мунаджиты, и народные, и эстрадные песни, и ретро шлягеры, и инди-музыка.

— Ильгиз, что приходит вам в голову, услышав фразу #неэстрада?

— Мне на ум приходят музыканты, настоящие творческие люди, индивиды, которых не показывают по телевизору, которых нельзя услышать по радио, они в основном в интернете и не гонятся за хайпом. Это – творцы и они за творчество.

— На сколько процентов вы относите себя к #неэстраде?

— Мне кажется слово «эстрада» устарело. Есть официальная, прилизанная, причесанная культура в музыкальной сфере, к чему я себя в некотором смысле тоже могу отнести, так как часто выступаю на официальных мероприятиях. Я не говорю, что это плохо. Я думаю, на 40% являюсь эстрадным певцом, остальные 60% — это песни, которые мне нравится исполнять, тексты, которые мне по душе. Я это люблю и делаю на свое усмотрение, не обращая внимания нравится это людям или нет. Главное, что нравится мне. Формат «Мин татарча сөйләшәм», татарские молодежные, современные тусовки – вот это мое.

— Нынешние условия шоу-бизнеса таковы: если артист хочет зарабатывать своим творчеством, то должен быть универсальным. Дает ли универсальность гарантию на успех?

— До сегодняшнего дня моя универсальность заключается в том, что я пою и народные, и эстрадные песни, и ретро шлягеры, работаю в андеграунде, читаю рэп, исполняю R’n’B и джаз, дружу с инди-музыкой. Мне все это нравится, я собой доволен. Точнее, у меня получается выкручиваться, на счет качества судить не могу. По моей занятости, востребованности могу сделать вывод, что все отлично.

— Современная и актуальная татарская музыка – это всегда эстрада или же ближе к #неэстраде?

— Думаю, есть разное. Например, если брать каких-то молодых исполнителей, допустим Нурминского, которого слушает каждый третий из молодежи – по радио его не услышишь, по телевизору тоже не увидешь, только в интернете – вот это современная музыка. Хмм, актуальность… Если брать в массе – актуально все еще баян и попса. Пусть будет и то, и другое – одно другому не мешает.

— Что люди не знают про современную татарскую музыку?

— Если смотреть глобально, то многие не знают про современную мировую музыку. Люди привыкли слушать определенные жанры, часто они и с прошлого десятилетия, а может быть даже из прошлого столетия. Так вот завелось, что в нашей татарской культуре к новому относятся не так дружелюбно. У нас есть все: рок, рэп, инди-музыка, хип-хоп. Молодежь, конечно, все это слушает, а вот давать эту музыку взрослому поколению я не вижу смысла. У них свои артисты, у молодежи – свои. В дальнейшем молодежь повзрослеет и продолжит слушать все то, к чему привыкла, так появится поколение, которое на первое место ставит современную, качественную, не всегда эстрадную музыку.

— Путь к татарской эстраде известен даже бабушкам в отдаленных деревнях республики, а путь к #неэстраде – нет. Как вы пришли к тому, что не пошли по «народной тропе»?

— Я изначально хотел петь то, что хочу Я, а не то, что от меня хотят услышать. Ильяс Гафаров, отец группы Ittifaq услышал мой трек на просторах интернета и написал сообщение: «Привет! Как ты? Что ты?» – и мы как-то сдружились, появилась общая тусовка, потом все это выросло в общий лейбл Yummy Music. Знаете, молодежь все равно слушает хорошую современную музыку, так почему эту музыку не дать и на татарском языке, с татарскими вставками, с проявлением наших культурных традиций, в современном звучании?

— Сталкиваются ли ваши песни с консервативностью татарских радиостанций?

— Иногда уже в творческом процессе, когда я пишу текст песни, либо сочиняю музыку, четко понимаю, что эту песню НИКОГДА по радиостанциям не поставят, не покажут по телевизору, но это не должно мешать творить, выражать себя. Никто меня не сможет в этом ограничивать – все мое творчество в интернете. Так что бегом в интернет, в поисковике вводим Ильгиз Шайхразиев и слушаем мои песни!

— Как и радиостанции, татарский зритель так же консервативен, для многих решающим фактором становится легкая музыка и не замысловатый текст песни. По вашему, какой он ваш зритель?

— Мой зритель разный: есть и взрослое поколение,  и среднее, и молодежь. Это связано с тем, что я исполняю песни разных жанров и стилей, начиная с мунаджатов и народных песен, заканчивая инди-музыкой. Поэтому на концертах пытаюсь уважить всех. Если песня новая и жанр совсем незнакомый, готовлю зрителей заранее: это может быть маленький рассказ, история создания песни, юмор – люди всегда тепло воспринимают.

«Если брать в массе – актуально все еще баян и попса»

— Ильгиз, вы пишете слова песен, пишете музыку – что важно в альтернативной татарской музыке для того, чтобы она получилась не фейковой, татарской и хитовой?

— Не знаю, что нужно, чтобы она была хитовой. Я не думаю, что артист кому-то что-то должен,  также и поэт, и музыкант. Единственное, что должен музыкант – попадать в ноты, артист – быть искренним, тогда песню полюбят и не обязательно, станет она хитовой или нет. Нас влечет – настоящее.

— Как воспринимают такую музыку татары, живущие за рубежом? 

— Очень хорошо воспринимают. Они привыкли к таким жанрам, стилям в музыке. Мне пишут из Финляндии, Америки, из стран Европы. Для них это нормально, для них это – весь мир. Они также просят исполнить известные ретро песни, народные песни, в то же время они открыты к модной, современной музыке больше, чем их сверстники, живущие в Татарстане.

— Согласны ли вы с тем, что с развитием социальных сетей, ротации на телевидении и радио теряют свою актуальность?

— Да, я согласен. Сам за всю свою карьеру ни разу не платил за ротацию ни на телевидении, ни на радио. Если меня хотят увидеть, приглашают на определенные концерты с определенной песней – для каждого места и случая в моем репертуаре можно найти подходящее. На радиостанции бывают отправляю песни, если проходит через худсовет – песню берут на радио, а вот поставят ее или нет – все в руках ди-джея. Я уверен, что будущее за интернетом.

«Если брать в массе – актуально все еще баян и попса»

— Стихия эстрадных артистов – это гастроли, банкеты, государственные мероприятия, а ваша стихия?

— У меня смешанная стихия – это также гастроли, банкеты, правительственные мероприятия и также тусы, open-air, клубы, выступления на открытых площадках. Наша республика принимает много иностранных гостей, проводит мероприятия мирового уровня – Универсиада, Expo – они, конечно же, музыкально сопровождаются и организаторы нас приглашают. Мы исполняем там современную музыку и для гостей города, для иностранцев это хороший подарок.

— В связи с самоизоляцией, артисты вынужденно отменили свои гастроли, выступления – остались без своего хлеба, как выжить артисту в таких условиях?

— Вспоминается песня: «Вся жизнь впереди, надейся и жди!». Нужно верить, что все это закончится, важно продолжать творить, не терять в себе ощущение волшебства, чуда. Все пройдет, наступят хорошие времена и люди по-прежнему начнут собираться на стадионах по тысячи человек, в кафешках, в концертных залах. Так что, еще встретимся, будем друг-друга радовать улыбками, хорошими песнями, беседами, разговорами. Главное, верить!


Автор материала: Ландыш Гарифуллина


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *