Site icon KazanFirst

В Татарстан идут радикально настроенные марийские националисты

 и не настроены налаживать диалог как с властями Татарстана
Лидеры «Марий Ушем» критикуют ради критики, и не настроены налаживать диалог как
с властями Татарстана, так и другими общественными организациями.

Марийская общественная организация «Марий Ушем» нацелена открыть в Татарстане своё региональное представительство. По мнению представителей общественных и национально-культурных марийских организаций, у «Марий Ушем» сомнительная репутация, её идеологи занимаются критикой власти и других общественных марийских организаций и какой-либо помощи или участия в общемарийских мероприятиях не оказывают. Сами же идеологи «Марий Ушем» в беседе с KazanFirst сообщают, что идут в Татарстан, чтобы подвинуть марийские национально-культурные организации. В то же время в сообществе татарстанских Телеграм-каналов (например, «Татарская Якудза») сообщается, что лидер «Марий Ушем» Игорь Кудрявцев — предприниматель и славен тем, что умело продаёт «марийский национализм» различным оппозиционным политическим силам как внутри России, так и за её пределами. Другими словами, организация «Марий Ушем» для Кудрявцева — инструмент политической манипуляции. 

«Татарская Якудза» сообщает, что в Марий Эл на сегодня существует две общественные организации с практически идентичными наименованиями — «Марий Ушем» и «Мари Ушем». Разница в одной букве «й». 

В обоих случаях переводится как «Единство марийцев». Такое положение дел наступило тогда, когда в 2019 году в старейшей марийской общественной организации, которая была основана в 1917 году, случился раскол. 

Сегодня «Мари Ушем» подконтрольна Григорию Петрову-Чоткару и Василию Петрову. Принято считать, что эта организация в Марий Эл выстроила контакты с республиканскими органами власти и реализует различные просветительские проекты.

В то же время организация «Марий Ушем» Игоря Кудрявцева и Владимира Козлова позиционирует себя как оппозиционная властям Марий Эл и на своих ресурсах тиражирует критические материалы.

«Татарская Якудза» сообщает, что Кудрявцев «характеризуется радикальными взглядами». 

— У него уже есть кейс продажи «марийской националистической карты» политическому оппоненту главы Марий Эл Александра Евстифеева — избранному этим сентябрём депутату от КПРФ Сергею Казанкову. Есть информация, что Кудрявцев в союзе с Казанковым в своё время выбивали у Евстифеева 8 мандатов в республиканском Госсобрании. За эти места Казанков и Кудрявцев гарантировали главе мир и покой в национальной сфере республики, — пишут авторы канала. 

Отметим, что Кудрявцев в сентябре 2017 года был кандидатом от КПРФ на довыборах в Госсобрание республики Марий Эл.

В Телеграм-канале отмечается, что позиции лидеров «Марий Ушем» ничем не отличаются от взглядов активистов «Всетатарского общественного центра» и эти взгляды названы «радикальными». Владимир Козлов в беседе с KazanFirst подтвердил, что у «Марий Ушем» есть совпадение с ВТОЦ по некоторым позициям. 

Также анонимные телеграм-авторы сообщают о том, что якобы Кудрявцев сотрудничает с иностранными организациями, которые критически настроены относительно России и её единства. 

— В частности, «Марий Ушем» тесно связана со «Всемирным конгрессом финно-угорских народов», чьи кураторы максимально заинтересованы в пропаганде тезиса, что «Россия — это тюрьма народов». Есть информация о получении организацией «Марий ушем» финансовой помощи из-за рубежа, в частности, из Эстонии. По схеме взаимодействия «Марий Ушем» со «Всемирным конгрессом финно-угорских народов» свой антироссийский доклад подготовила по поручению ПАСЕ депутат Европарламента Катрин Сакс.

Сам по себе «Всемирный конгресс финно-угорских народов» — тусовка весьма скандальная, а помыслы его руководителей явно не в пользу единства России. Так, на пятом Всемирном конгрессе финно-угорских народов в Ханты-Мансийске президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес недвусмысленно предлагал финно-угорским народам России самоопределиться, то есть создать свои государства внутри РФ. А когда получил отпор со стороны российских делегатов, вся эстонская делегация покинула зал заседаний, — отмечается на канале «Татарская Якудза».

Таким образом, анонимные авторы приходят к выводу: «Поэтому вторжение в Татарстан Кудрявцева со своей «Марий Ушем» — это вполне очевидная заявка раскачать мир и межнациональное согласие в Татарстане и продать «марийскую националистическую карту» внешним и внутренним деструктивным силам, направленным против республики». 

Верховный Карт марийцев Татарстана и глава Национально-культурной автономии марийцев в Татарстане Олег Третьяков рассказывает, что организация «Марий Ушем» занимается только критикой «всего и вся», просветительскими делами не выделяется, заключает ситуативные политические союзы с оппозиционными силами и движениями и критикует другие марийские организации. 

— Организация «Марий Ушем» всегда готова нас кусать за то, что мы сотрудничаем с республиканскими властями. И они всё время против чего-то идут, поэтому не поймёшь их. Им лишь бы кого-то укусить. У них своей программы действий нет как таковой. Мы же создали национально-культурную автономию федерального уровня. Они в своё время упустили свой шанс и пытаются нас кусать иногда. Если бы «Марий Ушем» в Марий Эл была бы организованнее, то они смогли бы сегодня хотя бы одного марийца продвинуть в Госдуму. Но им это не удалось сделать. Они же готовы любого критиковать. Например, сегодня в Марий Эл «Единая Россия» проиграла, там победила КПРФ. Но это не значит, что «Марий Ушем» пошла за коммунистами. Они и их чуть что — так же могут критиковать, сегодня они за одних, а завтра — за других. У них нет никакой конкретной программы, — рассуждает Верховный Карт. 

Третьяков сообщает, что никакого сотрудничества, коммуникации между татарстанской НКА и «Марий Ушем» выстраивать не получается по их вине. 

— Нашу организацию они к себе не приближают, а себя они ставят умными и продвинутыми. Но мы-то у них выигрываем за счет того, что живём в Татарстане, прислушиваемся, что нам говорят татарстанские власти. Скажем, у «Марий Ушем» нет программы действий в этот Год родных языков.  Я никогда ещё не видел у них хоть какой-либо просветительский проект. Если мы сегодня говорим, что нам надо изучать родной язык, то они ничего такого предложить не могут. «Марий Ушем» пытаются залезть на нашу территорию, создать в Татарстане «Марий Ушем». В общем, на сегодня «Марий Ушем» ничего конкретно не делает, кроме как выступает против национально-культурной автономии. Они и у себя в Марий Эл ничего не делают, у них нет ни конференций, ни мероприятий. Вот мы, например, проводим какой-нибудь праздник, а нас после его проведения начинают в «Марий Ушем» критиковать. Хотя сами они никакой инициативы, никакой помощи в организации праздника не предложили. Они вообще никому не помогают, а только критикуют, — говорит Третьяков. 

Лидер «Мари Ушем» Григорий Петров-Чоткар рассказал KazanFirst, чем отличается его организация от «Марий Ушем. 

— У них реальных дел нет, только критика. А мы занимаемся реальными делами. Мы всё — марийцы, мы должны уважать друг друга, нас ведь не так много. Да, они критикуют власть. Да, я тоже критикую власть, но я не критикую других марийцев. У нас в «Мари Ушем» главный принцип — это единение всего марийского народа, — рассказал Петров-Чоткар. 

Другой лидер «Мари Ушем» Василий Петров так же рассказывает о разнице между организациями. 

— Они всегда идут «против». Не только против властей, даже против своего народа — так сложилось общественное мнение. После закрытия в конце 2019 года (перед 100-летием марийской автономии) мы, при содействии аксакалов «Марий Ушем» решили восстановить классическую марийскую организацию и назвали «Мари Ушем», то есть первоначальное название 1917 года. Мы зарегистрировали 30.01.2021 года, а они позже на полгода. Наши цели и задачи соответствуют «Мари Ушему» 1917 года, — сообщил Василий Петров. 

Лидер же «Марий Ушем» Владимир Козлов заявил, что приход его организации в Татарстан — это своеобразный реванш марийским общественным организациям в форме НКА. 

— В 90-х годах в Татарстане было множество организаций «Марий Ушем». В 2009 году в Татарстане стали открываться национально-культурные автономии, которые затмили «Марий Ушем». И вот они как бы нас перекрыли в Татарстане с 2009 года. Мы шли в какой-то степени по радикальной линии. Мы шли как бы принципиально. Слово «радикальный» я не хочу использовать. В наших взглядах радикализма никакого нет. Мы свои позиции принципиально отстаиваем и не перед кем не прогибаемся, — заявил Владимир Козлов. 


Наша справка 

По данным переписи 2010 года, в Татарстане марийцев проживает 18 848 человек (в 2002 году — 18 787 человек), в Казани — 3 698 человек, в Набережных Челнах – 3 408. В 2011 году создана общественная организация «Национально-культурная автономия марийцев Республики Татарстан». Ежегодно в Татарстане отмечается марийский национальный праздник «Семык». В этом году праздник прошёл 19 июня в селе Мари-Суксы Актанышского района Татарстана. 


Exit mobile version