Site icon KazanFirst

«Слово пацана»: опасность или отражение эпохи лихих «девяностых»?

Съемки сериала про «казанский феномен» вызвал неоднозначную реакцию в Татарстане. Разбираемся
Съемки сериала про «казанский феномен» вызвал неоднозначную реакцию в
Татарстане. Разбираемся, может ли подобное творчество привести к романтизации
криминального образа жизни.

Досрочно завершенный кастинг сериала, который собрался снять по книге о казанских ОПГ «Слово пацана» режиссер Жора Крыжовников («Горько», «Елки новые», «Лёд 2»), вызвал большой общественный резонанс. Детский омбудсмен Ирина Волынец пригрозила срывом съемок за романтизацию криминала. Прокуратура уже проверяла книгу, по мотивам которой пишется сценарий, на запрещенную законом информацию. 

К тому же на свободу в последние годы выходят осужденные члены ОПГ. Например, Ильсур Гарипов (Ильсурей), один из лидеров «Жилки», освободился в конце 2021 года. Многие «коллеги» вышли еще раньше. Летом того же года вернулся из мест не столь отдаленных один из организаторов кровавой ОПГ «29 комплекс».

«Жилка». Казань. 1985 год. Фото взято из сообщества «Казанский феномен»


Многие до сих пор с ужасом вспоминают «лихие девяностые»: по данным Росстата, за период с 1990 года по 2006 год уровень причинения умышленных тяжких телесных повреждений был самым высоким в 1995 году — 31,7 тысяч случаев. Так может ли сериал о казанских «пацанах» воскресить группировки в нынешнее время?

Мнение автора: «Что теперь, и ножи запретить?»

Ирина Волынец, известная своей активностью в соцсетях, не стала ограничиваться постом, что в случае героизации преступников обязательно примет меры «по недопущению выхода этого фильма в прокат». Как это будет сделано, не уточняется, но, чтобы ни у кого не осталось сомнений в ее решительности, детский омбудсмен обратилась к Генеральному прокурору Татарстана с просьбой провести расследование в отношении съемок серила «Слово пацана». Она заявила, что держит этот вопрос «на контроле». 

— Маразм крепчает, — коротко отвечает на вопрос об этом заявлении, нападках в СМИ и повышенному интересу автор книги и сценария «Слова пацана» Роберт Гараев

Он же ведет группу «Казанский феномен» в соцсетях, где публикует фотографии и истории бывших участников ОПГ. 

— Книга и паблик тесно связаны, — объясняет Гараев. — Он нужен был для легитимизации моей работы, так как те, о ком я пишу, ко многому относятся подозрительно, могут подумать, что я представитель силовых структур. Поэтому я сразу заявил, что занимаюсь исследовательской деятельностью и уделяю большое внимание этическим соображениям. А книга была нужна, чтобы люди поняли причину появления «Казанского феномена». Ведь не многие знают, что 80-е годы можно считать рассветом казанских ОПГ, а 90-е просто уровняли Казань с остальной Россией по количеству группировок. 

Обложка книги «Слово пацана». Фото взято из сообщества «Казанский феномен»


Снять сериал «Слово пацана» Гараеву предложил сам Жора Крыжовников: «И я к этому предложению отнесся прекрасно», — говорит автор. Имея опыт проверки книги на экстремизм, Роберт Гараев не мог не вспомнить о персональной ответственности за сценарий, но для себя на этот вопрос он давно ответил:

— 90-е годы – «перевернутая страница», к которой мы никогда не вернемся. Любой вдумчивый читатель и зритель поймет, что в современной России может произойти что угодно, кроме возрождения ОПГ, а в моей книге романтизацией и не пахнет.  

Автор считает, что искусство в принципе не способно романтизировать криминал.

— У нас в стране большинство бытовых убийств совершаются кухонным ножом, что теперь и ножи запретить? — вопрошает Гараев. — Многие известные фильмы, связанные с миром криминала, стали классикой, тот же «Крестный отец». Искусство может говорить на разные темы. Чаще всего это то, что волнует людей. Искусство указывает государству на имеющиеся проблемы и недочеты. 

На вопрос: «Почему тема ОПГ актуальна до сих пор?», Гараев отвечает однозначно: «Коллективная травма». По его мнению, 90-е годы — один из трех важнейших периодов в жизни России в двадцатом веке, который просто так забыть нельзя. Во время перехода страны с «социалистических рельс на капиталистические» произошел упадок государственных институтов, поэтому логично, что в криминальном мире произошел «рассвет». Однако он нисколько не оправдывает все, что тогда происходило. Самым страшным в ОПГ для него было то, что так много умирали те, кому, как говорится, еще бы жить, да жить. Этой теме в группе Гараева посвящен отдельный блок, он называется «Казанский некрополь». Роберт Гараев уверен в том, что, наоборот, дети должны об этом знать, нужно рассказывать о том, что тогда происходило. 

— Ваши дети знают, что папа написал такую книгу? – спрашиваю автора.

— Знают и гордятся, — отвечает он. 

Г. Котовский. Фото взято из сообщества «Казанский феномен»


Мнение бывшего участника ОПГ: «Я бы не желал сыну такой судьбы»

О том, как жилось обычным казанским пацанам в те страшные времена, нам согласился рассказать Сергей – бывший участник ОПГ. Сейчас он, что называется, «приличный человек» — муж и отец, у него хорошая работа, а криминал остался в прошлом.

— Я состоял в ОПГ «Азино-2», только тогда это называлось «улицами», и мы «мотались», — вспоминает он. — Все были там, вступали с одноклассниками, почему-то всех привлекало быть связанным с криминалом, было уважение к сидельцам. Это с возрастом только приходит понимание, а тогда мы могли достаточно легко получить деньги, хорошие вещи, даже с девушками общаться было проще. 

На «улицах» были свои правила: не пить, не курить, тем более не употреблять наркотики, сдавать деньги в общак, ходить на сборы. 

— Нас делили по возрастам на группы, у каждой был свой «автор» (глава). За проступок «отшивали» (выгоняли). Но при этом по собственному желанию уйти было очень сложно, ты становился изгоем, «чушпаном» (не состоявший в ОПГ), а это тогда было намного хуже и страшнее, чем «мотаться», — вспоминает Сергей. 

Карта микрорайона Горки-2, Г. Котовский. Фото взято из сообщества «Казанский феномен»


Многие слышали про «асфальтные войны»: город делили на «улицы», члены которых воевали друг с другом, устраивали массовые драки, отбивали свой кусок «асфальта». Сейчас Сергей не понимает смысл этого; «Сначала ты ненавидишь парней с другого района, а потом сидишь вместе с ним и ешь один хлеб».  Но страдали от группировок и те, кто к ним не имел никакого отношения – с обычных прохожих на улице они «снимали», а проще говоря отнимали, норковые шапки и другие ценные вещи. 

Авиастроительный район, 1980 годы, Г. Котовский. Фото взято из сообщества «Казанский феномен»


Сергей не видит ничего страшного в том, что историю «казанского феномена» решили экранизировать. Он убежден, что никакой романтизации ОПГ от этого не случится, потому что не было никакой романтики в «девяностых». Хоть до сих пор существуют какие-то группировки, но в то, что возможно возрождение в полную силу тех дворовых банд, Сергей не верит: 

— Большинство свои взгляды пересмотрели, как раньше не будет. Я бы не хотел своему сыну такой судьбы. 

Многие использовали возможности ОПГ фанатично, считали, что криминальные деньги будут всегда, и лишь немногие тогда шли учиться. Сергей жалеет только об одном, что не получил образования, а угодил на «малолетку».  

Мнение свидетеля тех событий: «Пусть смотрят и учатся, как не надо жить» 

Воспоминания, связанные с ОПГ, есть у всех, кто жил в те лихие времени. Ирина в девяностых заканчивала школу. Она прекрасно помнит, как по улицам ходили толпы одинаково одетых молодых парней с монтировками в руках. 

— В моем классе было несколько таких мальчиков, они не разговаривали с теми, кто был не с их «улицы», — рассказывает Ирина. Она не согласна с тем, что «Слово пацана» надо запретить: — Пусть снимают, а нынешнее поколение смотрит и учится, как не надо жить. Никакой романтизацией это не является, потому что «девяностые» — это страшно, и молодежь должна это понимать. 

Другая наша собеседница, Ляйсан, жила в то время в доме, во дворе которого проходили сборы. 

— Это было очень страшно. Это была огромная черная толпа одинаково одетых парней. Девчонок тогда часто насиловали, затаскивали в подъезды. Спасти могло только, если ты скажешь, что встречаешься с кем-то авторитетным с «улицы». И главное было не попасть на глаза тех, кто с этой «улицей» воюет. А еще были «бабские конторы», созданные по подобию обычных, в них были только девушки. Но по жестокости они не уступали парням, — говорит собеседница.  

Каждый для себя решает сам, что смотреть, а что нет. Девяностые годы, бесспорно, большая страница в истории России. Как эту историю расскажут Роберт Гараев и Жора Крыжовников – увидим.


Автор материала: Ксения Постнова, практикантка KazanFirst 


Exit mobile version