его обслуживания, исчерпают свой ресурс, поэтому нужны новые технологии.
«Мусорная реформа» – одно из наиболее активно обсуждаемых преобразований, которое, по задумке, способствует улучшению качества жизни татарстанцев. Инициатива заменить мусоропровод на контейнерную площадку, попытки внедрить в быт населения республики практику раздельного сбора мусора, отстройка новых утилизирующих полигонов – список реализуемых на территории региона изменений можно продолжать еще очень долго. Однако, несмотря на благие намерения и борьбу за экологичное будущее, у народа по-прежнему остается много вопросов, а с начала внедрения системы прошло уже три года.
В рамках расширенного заседания рабочего штаба татарстанского Госкомитета по тарифам с докладом выступила директор «Гринты» – регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) – Светлана Ярлыченко. Предметом обсуждения стали промежуточные итоги работы компании в восточной зоне.
– В нашей зоне деятельности образуется 727 тысяч тонн твердых коммунальных отходов, — начинает свое выступление спикер. – Мы обслуживаем 23 муниципальных района, включая Набережные Челны, то есть почти два миллиона человек.
Также в зону активности «Гринты» попадают, ни много ни мало, около 53 тысяч юридических лиц. Всего на восточных территориях республики работает 165 единиц мусоровывозящей техники, оборудовано два мусоросортировочных комплекса и 17 полигонов.
Охватывая «трехлетку», компания закупила 9 280 евро-контейнеров, 2 434 из которых в этом году получит автоград. Директор отметила, что в тарифе предусмотрен 1% на покупку контейнеров от необходимой валовой выручки (количество проданного продукта, умноженное на его цену). То есть получается, что количество контейнеров должно составлять ¼ от всей суммы денег, заработанной компанией. Ярлыченко отмечает, что они преуспели в этом вопросе и передают районам в распоряжение не 25% емкостей для загрузки мусора, а даже 26%.
Однако техника не только закупается, но и подлежит обновлениям. Так, из 165 единиц мусоровывозящего оборудования уже обновили 126.
Что касается обслуживания населения, то доля охваченных коммунальными услугами людей составляет 100%. Это значит, что все идет согласно плану и обязательства выполняются. В частности, в 261 населенном пункте впервые начался вывоз ТКО.
Региональный оператор провел инвентаризацию контейнерных площадок и зоны с мешочным сбором.
– Когда к нам поступает вопрос, была ли техника или почему не обслужили ту или иную контейнерную площадку, мы можем в программном обеспечении с помощью системы ГЛОНАСС увидеть, приезжал ли мусоровоз на место, — объясняет механику работы спутниковой системы навигации эксперт. – Далее есть возможность увидеть, действительно ли опорожнен тот или иной контейнер.
Однако, несмотря на такие высокие технологии и комфортные условия работы при подключении системы, сейчас ГЛОНАСС проходит так называемую обкатку – загружаются все районы. Уже до конца года компания надеется в полной мере просматривать населенные пункты и регионы, чтобы получать соответствующие выгрузки.
Сколько задолжали районы «Гринте»?
Самой свежей по собираемости и начислениям оплаты услуг физическим лицам оказалась статистика за период январь-май. Согласно представленным данным доля начислений от плана составляет 96%. То есть компания, опираясь на предполагаемые доходы и расходы, не досчиталась 4%. Собираемость – показатель, демонстрирующий разницу фактически собранного объема платежей к объему, который теоретически закладывался в проект – от плана, подчеркивает Ярлыченко, равна 93,2%. Надеюсь, разобраться в терминологии удалось, так как теперь пора замиксовать эти два показателя. Собираемость от начислений составляет, в свою очередь, 96,8%. Цифры хоть и не идеальные, однако отражают положительную динамику функционирования.
Лидерами по собираемости в период первых пяти месяцев текущего года выступают Набережные Челны — их проценты превысили отметку в 98%. В число законопослушных и преуспевающих также входят Аксубаевский, Черемшанский и Новошешминский районы.
Что касается работы с физическими лицами-должниками, дебиторская задолженность составляет 186 миллионов рублей за все три года.
– Согласно данным налогового учета [просрочка] начинается уже с 45 дня, — делится спикер. – Однако мы смотрим с 60.
В рамках урегулирования данного вопроса проводится как досудебная, так и судебная работа.
Работа по заключению договоров с юридическими лицами также находится в активной фазе. «Гринта» в реалиях текущего года рассчитывает заключить соглашения с организациями на общую сумму 196 миллионов рублей, пока начислено 177.
– У нас также есть ряд районов, в которых доля собираемости от плана более 90%, — рассказывает Ярлыченко. – Сюда также входят Набережные Челны, Менделеевский, Агрызский, Тукаевский, Елабужский и Нижнекамский районы.
К ряду пунктов, которые не имеют дебиторской задолженности, эксперт вновь относит автоград и Бугульминский, Муслюмовский, Заинский, Агрызский, Сармановский и Лениногорский районы. В остальном за период с 2020 по 2022 год невыполненные финансовые обязательства бюджетных организаций перед региональным оператором достигли 59 миллионов рублей. Самая большая задолженность у Нижнекамского округа – 24 миллиона, следом идет Елабужский район с долгом в 12 миллионов. В списке значатся:
– Альметьевский район – 11,5 млн;
– Мамадышский район — 4 млн;
– Тукаевский район — 2 млн;
— Менделеевский район — 1,5 млн.
Мусороперегрузочная станция и мультилифты
– К 2025 году все полигоны, которые находятся в зоне нашего обслуживания, исчерпают свой ресурс, — бьет тревогу гендиректор. – Соответственно, есть необходимость в построении новой инфраструктуры обращения с отходами.
В рамках решения этой проблемы «Гринта» в этом году запускает строительство четырех мусороперегрузочных станций – в Мамадышском, Агрызском, Актанышском и Нурлатском районах. Здесь стоит подробнее остановиться на том, что из себя представляет мусороперегрузочная станция.
Это станция, куда заезжают мусоровозы для прохождения процедуры взвешивания. Далее они пересыпают свои отходы в мультилифты, предварительно проходя процедуру на шредере – измельчителе крупногабаритных отходов с автоматическим отбором металлов. Дальше мусоровоз отправляется на полигон.
Когда построят межмуниципальный комплекс обращения с отходами, начнутся прохождения сначала процедуры сортировки отходов, а потом уже хвосты отправятся на полигоны.
Если конкретнее, готовность, например, мамадышской мусороперегрузочной станции составляет 100%. С 3 по 12 августа там проведет проверку Госстройнадзор.
Что до других мусороперегрузочных станций, то в планах закончить к ноябрю-декабрю текущего года разработку площадки в Агрызе, Актаныше и Нурлате. В первом городе уже работает строительная компания.
В перспективе создания новой инфраструктуры обращения с отходами предполагается строительство двух межмуниципальных комплексов обращения с мусором. В каждом пространстве предусмотрено место для мусоросортировочного завода, компостирующей площадки, органической фракции ТКО и полигона твердых коммунальных отходов.
– Наша проектная компания «Экостанция» уже выступила с частной концессионной инициативой с 3 сентября 2021 года, — отмечает специалист. – То есть до сих пор у нас идет согласование условий соглашения. Надеемся подписать, потому как до 2025 года объект все равно должен быть.
Количество обращений от жителей снизилось в два раза
Светлана Ярлыченко напомнила присутствующим в зале коллегам о цели реформы – снижение вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду. И достижение этих установок невозможно без вовлечения вторичных компонентов отходов во вторичный оборот с получением ликвидных (то есть обращаемых в деньги) продуктов. Таким образом, для того, чтобы эффективно внедрять раздельный сбор отходов, требуется работа с населением.
Компания решила разделить серьезную работу на четыре основных блока – детские сады, школы, вузы и общественность. Так, для совсем юных жителей «Гринта» проводит открытые уроки, для них же выпустили пособие и книжку-раскраску.
Что касается школ, то конкретно в Набережных Челнах более 600 школьников уже прошли обучение на экоуроках от «экологичной» компании, которая также принимает активное участие в городских субботниках, эковикторинах. Для детей более старшего возраста и подростков теперь существуют тетради «Для чего нужны отходы».
Для зрелого сегмента аудитории уже не подходят раскраски и тетрадки — они активнее пользуются услугой народного контроля.
– В среднем мы анализируем среднемесячный коэффициент – то есть количество обращений на тысячу жителей, — делится Ярлыченко. – По нашей зоне он составляет 0,9, по автограду – 0,5.
Также руководитель представила участникам рейтинг наиболее часто задаваемых вопросов в рамках онлайн-пространства: процедура перерасчета, размер задолженности, график вывоза мусора, консультации по законодательству и вывоз строительных отходов.
Сравнивая жалобы на «Народном контроле» в прошлом и этом году, спикер отметила, что количество обращений снизилось более чем в два раза.
Читайте также: Мусорная реформа: есть ли свет надежды в тоннеле проблем?