Site icon KazanFirst

Кредитный рейтинг Татарстана оценили на отлично

Несмотря на непростую экономическую ситуацию
Несмотря на непростую экономическую ситуацию, республике удалось сохранить курс
на устойчивое развитие. Это подтвердили рейтинговые агентства страны —
республика максимально надежный заемщик.

По итогам февраля 2023 года объем государственного долга Татарстана составил 103,7 млрд рублей. Почти весь он, на 95%, состоит из обязательств по федеральным бюджетным кредитам, а оставшиеся 5% приходятся на государственные гарантии – такие данные сообщил министр финансов Республики Татарстан Радик Гайзатуллин, комментируя подтверждение кредитных рейтингов республики крупнейшими российскими рейтинговыми агентствами. 

Действующие бюджетные кредиты были получены республикой в разное время и на разные цели. В основном на инфраструктурные проекты – строительство жилья, дорог, коммунальных сетей, а также на покрытие дефицита бюджета.

Министр также отметил, что у Татарстана нет обязательств по средствам, привлекаемым в виде банковских кредитов и выпусков государственных ценных бумаг. Отсутствие долгов по этим показателям положительно оценивается рейтинговыми агентствами, которые отмечают относительно высокие показатели развития производства и строительства. 

Присваивая кредитный рейтинг, российские рейтинговые агентства оценивают состояние государственного долга региона, а также возможность им управлять и исполнять принятые на себя обязательства. 

103,7 млрд госдолга — это много или мало?

Чтобы понять, велика ли сумма государственного долга Татарстана, сопоставим ее с объемом доходов бюджета. Без учета поступлений из федерального бюджета он составил 366,6 млрд рублей. Сумма госдолга, напомним, — 103,7 млрд рублей. Таким образом, долг составляет около 28%.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг Татарстана на уровне ruAAA (максимальный уровень надежности) с позитивным прогнозом. В числе факторов, оказавших влияние на рейтинговую оценку, в пресс-релизе указан высокий объем ВРП на душу населения, который по итогам 2022 года составил 968 тысяч рублей. Также позитивное влияние на рейтинговую оценку оказали высокие доходы татарстанцев – при пересчете на среднедушевые показатели жители республики зарабатывали около 3,8 прожиточных минимума в течение трех лет. Аналитики рейтингового агентства добавляют, что уровень безработицы в 2022 году вырос на 0,8% относительно уровня 2021 года, но по-прежнему остался на низком уровне и составил 3,4%

– Благодаря усилиям бизнеса и поддержке государства объем инвестиций в основной капитал по итогам 2022 года вырос на 0,5% относительно уровня 2021 года в сопоставимых ценах и составил 774,4 млрд рублей. В пяти городах республики действуют территории опережающего социально-экономического развития, кроме того, функционируют две особые экономические зоны «Алабуга» и «Иннополис», способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов. В силу высокого значения объема ВРП отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года составило 21,3%, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. По итогам 2023 года регионом ожидается объем инвестиций в основной капитал в размере 782,7 млрд рублей, – указано в пресс-релизе.

Заметим, что сроки погашения федеральных бюджетных кредитов достаточно комфортны и по части кредитов республика производит реструктуризацию. Так, было принято решение о переносе сроков возврата части задолженности с 2022 на 2029 год. 

Также в прошлом году регионы получили возможность списывать часть задолженности по федеральным бюджетным кредитам в объеме поступивших в российский бюджет налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов. Такое изменение в условия продления до 2029 года задолженности субъектов РФ внесли в декабре 2020 года. Так, в 2022 году Татарстану списали 1,7 млрд рублей бюджетных кредитов – за счет вложений республики в производство.

Долговая нагрузка Татарстана находится на низком и комфортном уровне 

Ведущий аналитик группы суверенных рейтингов агентства «Эксперт РА» Владислав Бухарский сообщил, что относительно регионов ПФО долговая нагрузка Татарстана с учетом инфраструктурных кредитов находится на низком уровне: всего 28,2%, в то время как в среднем по ПФО долговая нагрузка составляет почти 40%. Например, в Удмуртской Республике долговая нагрузка составляет 104%. В девяти регионах ПФО долговая нагрузка превышает показатель Татарстана и в четырех регионах – находится на более низком уровне. Хотя в среднем по субъектам РФ долговая нагрузка выше – 20,9%, в 51 субъекте РФ долгое время находилась на более высоком уровне, чем в Татарстане. 

Бухарский заметил, что в 2022 году Татарстану списали долги по бюджетным кредитам в размере 14,3 млрд рублей в результате дополнительных налоговых поступлений в федеральный бюджет от реализации новых инвестиционных проектов в 2021 году. 

– Итоги 2022 года указывают на высокую вероятность повторения этой практики в текущем году: налоговые поступления в региональный бюджет увеличились на 26,7% к уровню 2021 года, объем инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах – на 10,5%, – рассказал аналитик. 

Собеседник позитивно оценил ликвидность татарстанского бюджета: помимо общего доступа к казначейским кредитам в течение года в сумму 1/12 совокупных доходов бюджета, на начало года регион имел остатки средств на счетах, а в последней утвержденной версии закона о бюджете региона также заложено 6,7 млрд рублей в качестве резервного фонда. 

– В текущей версии закона о бюджете региона на 2023 год заложено снижение поступлений налоговых и неналоговых доходов на 23,1% к уровню 2022 года, которое в целом связано со сложной экономической обстановкой, складывающейся под влиянием обострения геополитических процессов, нарастания внешних шоков, беспрецедентного санкционного давления. В случае исполнения прогнозных значений по поступлениям доходов долговая нагрузка вырастет до более чем 36%, но по-прежнему останется на комфортном уровне, – спрогнозировал эксперт.

Несмотря на сложную обстановку, татарстанские территории опережающего развития и особые экономические зоны продолжат оставаться центрами притяжения инвестиций, а планы по их развитию продолжают реализовываться, уверен Бухарский. Так, например, в 2023 году на территории ОЭЗ «Алабуга» начнется строительство крупного логистического центра, ориентированного на развитие связей с Китаем. В ОЭЗ «Иннополис» планируется запуск производства материнских плат, а также введение в эксплуатацию нового технопарка в сфере высоких технологий «ИнноПарк».

«У республики на счетах имеется значительное количество накопленной ликвидности»

Эксперт Группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Илья Цыпкин рассказал, что по показателю относительной долговой нагрузки (долг к неналоговым и налоговым доходам) Татарстан располагается на 34-м месте среди всех субъектов РФ с показателем в 28% по итогам 2022 года. Среди субъектов ПФО он занимает 5-е место. Оцениваемый показатель ниже в Республике Чувашия (24% долг к ННД), в Республике Башкортостан (21%), в Оренбургской области (19%) и в Пермском крае (13%).

– При этом стоит отметить, что по объему бюджетных кредитов, выделенных из федерального бюджета, Татарстан располагается на 2-м месте по РФ (на 1-м месте в ПФО) со значением 98,5 млрд руб. Выше показатель только у Московской области (174,5 млрд рублей), – добавил эксперт.

По мнению представителя рейтингового агентства, наличие большого объема бюджетных кредитов в структуре долга не несет для республики существенных рисков рефинансирования обязательств и не оказывает значительного негативного влияния на ее бюджет. Бюджетные кредиты, особенно выделяемые на рефинансирование коммерческих обязательств, Цыпкин описывает как меру поддержки со стороны Федерального центра. Эти средства являются долгосрочным долговым инструментом, а стоимость их использования (% по долгу) существенно ниже, чем у других долговых инструментов (облигаций, банковских кредитов).

– У республики на счетах имеется значительное количество накопленной ликвидности. По итогам 2022 года этот показатель удалось увеличить на 14% в сопоставлении с 2021 годом. Объем остатков на счетах достаточен для финансирования ожидаемого по итогам 2023 года дефицита бюджета и одновременного покрытия планового погашения долговых обязательств. Наряду с этим республика регулярно размещает средства на депозитах в банках, что позволяет ей получать дополнительный процентный доход. За 2022 год доход от размещения средств бюджета превысил 6 млрд рублей, что эквивалентно практически 2% налоговым и неналоговым доходам региона, – рассказал эксперт. 

У бюджетных кредитов низкая ставка и они часто реструктурируются или даже списываются

Заведующий кафедрой Института управления, экономики и финансов КФУ Игорь Кох заметил, что долговая нагрузка Татарстана невелика: менее 30% годового бюджета и около 3% ВРП. Эксперт считает важным то, что у республики, в отличие от большинства других субъектов федерации, нет «рыночного» долга, то есть обязательств по банковским кредитам и облигациям. 

– Обслуживание бюджетных кредитов обходится намного дешевле, и они часто реструктурируются, пролонгируются или даже списываются. С учетом этого способность правительства Татарстана исполнять свои обязательства не вызывает сомнений, что и отражено в кредитном рейтинге высшего уровня, – сказал Кох.

Эксперт напомнил, что бюджет республики на 2023 год запланирован с дефицитом, поэтому долговая нагрузка в этом году может увеличиться. Однако это будет зависеть от того, как бюджет будет исполняться фактически. 

Ведущий аналитик долгового рынка «Открытие Инвестиции» Александр Шураков так же считает долговую нагрузку Татарстана комфортной. Она характеризуется очень низкой стоимостью долга и комфортным длинным графиком погашения. Прямой долг состоит исключительно из бюджетных кредитов, которые привлекались, в том числе, для финансирования мероприятий федерального масштаба (Универсиада, Чемпионаты мира).

– У бюджетных кредитов очень низкая процентная ставка. Так, эффективная ставка по долгу Татарстана составляет примерно 0,4%, что существенно ниже ставок по коммерческому долгу и ниже уровня инфляции (11,94% по итогам 2022-го). В последние годы Федеральный центр периодически проводит реструктуризацию ранее выданных регионам бюджетных кредитов, сдвигая сроки погашения, а также списывая часть долга. Поэтому не стоит пугаться размера долга Татарстана в абсолютном выражении (103,5 млрд руб. на 01.01.2023),так как это очень дешевый долг, график погашения которого растянут во времени и периодически корректируется в комфортную для региона сторону, – пояснил Шураков.

Те самые 5% государственных гарантий касаются обязательств ПАО «КАМАЗ». А учитывая высокие операционные показатели предприятия в 2022 году и в целом положительную динамику развития предприятия, вероятность «срабатывания» этих гарантий эксперт считает крайне низкой.

Шураков обратил внимание, что из 55 регионов России, которые рейтингуют Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) и «Эксперт» РА, наивысший кредитный рейтинг (ААА) имеется только у шести. Кроме Татарстана такой рейтинг присвоен Москве, Санкт-Петербургу, Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу и Ямало-Ненецкому автономному округу. У сильных соседей Татарстана – Башкортостана и Самарской области — кредитные рейтинги ниже, чем у Татарстана. У Башкортостана – на ступень ниже (ruAA+ от Эксперт РА), у Самарской области – на две ступени ниже АА(RU) от АКРА. 

– При рейтинговом анализе агентства учитывают не только показатели долговой нагрузки (долг к налоговым и неналоговым доходам, расходы на обслуживание долга в процентах от налоговых и неналоговых доходов), но и силу региональной экономики. Учитывая, что Татарстан — один из ведущих российских регионов с достаточно сильной и диверсифицированной экономикой, подтверждение максимального кредитного рейтинга вполне ожидаемо, даже с поправкой на текущие непростые макроэкономические условия, – рассказал аналитик.

Рассуждая о перспективах роста госдолга, Шураков подчеркнул, что Татарстан не привлекает коммерческого долга, а увеличение долговой нагрузки через привлечение новых бюджетных кредитов не оказывает негативного влияния на кредитное качество региона. 

– У бюджета республики достаточно гибкости для того, чтобы управлять своими расходами и не компенсировать возможное снижение поступлений по налогу на прибыль наращиванием коммерческого долга, – резюмировал эксперт.

Exit mobile version