продолжают падать и пока не могут выйти из затянувшегося пике, начиная с 2012
года
Александр Жидких — Набережные Челны
Положение на рынке новых легковых автомобилей в России остается неизменным на протяжении пяти месяцев. Ситуация в 2016 году как в базовом сценарии, который был спрогнозирован ведущими аналитическими агентствами — PwC, Ассоциацией европейского бизнеса (АЕБ) и «Автостатом» — еще в начале года. Май и в целом итог работы автодилеров в текущем году — это падение продаж на 14% относительно прошлого года. Всего за пять месяцев было продано по данным АЕБ более 548 000 автомобилей. При этом в массовом сегменте уехали к своим владельцам 467 337 легковушек, в премиум-сегменте — 57 380 штук. Соотношение между двумя сегментами рынка осталось неизменным — 89% продаж принадлежит массовому сегменту, 11% — премиальному.
Согласно прогнозу агентства «Автостат», продажи новых легковых автомобилей в 2016 году составят порядка 1,3 млн штук. Однако, в случае ухудшения экономической ситуации и повторного снижения цен на нефть можно ожидать падения рынка до уровня 1,1 млн автомобилей. Пока о позитивных сдвигах на рынке новых авто говорить рано, но и серьезного ухудшения ситуации ожидать не стоит. Потребность в автомобилях сохраняется, существует определенный отложенный спрос. В такой ситуации, даже учитывая возросшие сроки владения, продажи новых автомобилей не опустятся ниже уровня 1 млн штук.
«Автомобильный рынок, как и многие отрасли в стране, ощутил влияние экономического кризиса. Снижение цен на нефть привело к росту валютных курсов, что в свою очередь вызвало увеличение цен на автомобили. Проблемы в банковском секторе означают рост ставок по кредитам и снижение объемов автокредитования», — рассуждает ведущий аналитик «Автостата» Алексей Муханов. Он рассказал, что средняя цена на новые автомобили за два последних года выросла на 360 000 рублей.
«Если в 2014 году средняя цена нового автомобиля превысила 1 млн рублей, то в первом квартале 2016 года этот показатель уже составил 1,36 млн рублей. Одновременно покупательская способность населения сокращается, а значит, для массового потребителя автомобиль становится менее доступным», — рассуждает Муханов.
По мнению аналитиков «Автостата», падение авторынка замедляется, но говорить, что в этом году он нащупает дно — рано. Хотя меры государственной поддержки, такие как утилизация или льготное автокредитование, оказали заметное влияние, вкупе с предложениями автодилеров, которые стали давать покупателям свои спецпредложения. В целом по мнению Муханова ситуация не сильно изменилась по сравнению с прошлым годом. Премиальные марки чувствуют себя на российском рынке вполне уверенно, но в то же время замедлилось падение в среднем ценовом сегменте.
«Стоит отметить Ford, которому, судя по всему, удалось разработать действующую антикризисную стратегию, и продемонстрировать рост продаж на фоне провального 2015 года. Заметно усилилась борьба за звание самого продаваемого автомобиля — разрыв между Hyundai Solaris и Lada Granta по итогам пяти месяцев составил менее 1000 штук. Не стоит забывать, что вместо хэтчбека Solaris на конвейер питерского завода встанет кроссовер Creta, и Lada, вероятно, сохранит за собой звание бестселлера», — сказал аналитик.
«В нижнем ценовом сегменте продукция Lada остается одним из лучших предложений, но именно он сильнее всего пострадал от кризиса. А вот более дорогим Vesta и XRAY уже приходится бороться за покупателей с моделями иностранных брендов», — считает Муханов.
В гонке за лидером рынка позиция преследователей прочно закрепилась за корейскими марками Hyundai и KIA. Продажи этих брендов практически выровнялись. Hyundai реализовал более 52 000 автомобилей, KIA — более 56 000. При этом и Hyundai, и KIA также, как и «Автоваз» проседают относительно прошлого года. Hyundai на 22%, KIA на 8%.
«Формула успеха корейских моделей на российском рынке серьезно не изменилась. Hyundai и KIA предлагают покупателям хорошо оснащенный автомобиль за приемлемую цену. Это в свое время обеспечило им успех в бюджетном сегменте и победу в конкуренции с Logan», — полагает аналитик «Автостата».
Отдельные марки массового сегмента продолжают демонстрировать рост продаж. Лучше всего это удается Lifan (+64%) и Ford (+59%). У японского бренда Suzuki динамика продаж оказывается менее 20%, а у китайского Chery и отечественного «УАЗа» – менее 10%.В премиум-сегменте хорошо продаются четыре марки: AlfaRomeo (+215,4%), Cadillac (+47,3%), Jaguar (+27%) и Lexus (+20,7%) |
«Продукция “УАЗа” считается нишевой, а с уходом [китайских] Great Wall и SsangYong из России у ульяновского внедорожника не осталось хоть сколько-то прямых конкурентов, что вкупе с госзаказами позволяет марке сохранять уверенный уровень продаж», — сообщил Муханов.
Успешный рост продаж в этом у компании Ford Sollers по мнению вице-президента по коммуникациям и связям с общественностью Анастасии Кожевниковой стал возможным благодаря полному обновлению модельного ряда, который компания сделала в прошлом году. Основными драйверами роста стали Ford Fiesta, Ford Kuga и Ford Transit.
«Мы начали экспортировать весь модельный ряд автомобилей Ford российского производства, а также спецверсии на базе нового Ford Transit на рынок Белоруссии. Этот рынок стал вторым для компании, вслед за Казахстаном — экспорт в эту страну стартовал в ноябре 2014 года. В компании продолжается процесс изучения новых возможностей для поставок модельного ряда Ford российского производства в другие страны», — сообщила KazanFirst Кожевникова.
По данным PwC, в 2016 году в базовом сценарии ожидается снижение рынка новых легковых автомобилей на 14%, до 1,1 млн штук, в оптимистическом сценарии снижение может составить 10%, до 1,2 млн штук. При этом восстановление российского рынка до уровня 2012 года, на который пришелся пик продаж автомобилей в России (2,8 млн), возможно через 6 лет, в 2022 году |