летательных аппаратов взлетной массой свыше 250 граммов — их необходимо
регистрировать, а владельцам пройти курсы пилота и получить сертификат. Но
сделать это невозможно
Юлия Яковлева — Казань
«Наконец-то вы попались!» — этими словами владельца квадрокоптера Елену Зыкову встретили полицейские у Дворца земледельцев.
Девушка с друзьями в минувшие выходные хотела запечатлеть красоту вечернего города с высоты птичьего полета. Но беспилотник потребовали немедленно посадить на землю, а после всю компанию задержали и доставили в отдел полиции. Благо, эта история закончилась хорошо — «орудие преступления» и саму съемку изымать не стали. Штраф тоже не выписали, но заставили дать письменное объяснение.
«Нам заявили, что мы летали в непосредственной близости от Кремля, а это правительственный объект, хотя на его территорию мы не залетали, — утверждает Зыкова. — Я написала, что работаю видеооператором, съемку вела для себя, злого умысла не преследую».
30 марта Госдума приняла поправки в Воздушный кодекс, ужесточив правила использования беспилотных летательных аппаратов взлетной массой свыше 250 граммов — теперь их необходимо регистрировать, а владельцев обязали пройти курсы на пилота и получить сертификат. Таким образом, все владельцы беспилотных летательных аппаратов оказались вне закона — от ребенка с радиоуправляемой игрушкой из кружка авиамоделирования до профессионального оператора, который зарабатывал на жизнь панорамными съемками с высоты |
«Мой дрон весит 3,5 кг и нигде не зарегистрирован — закон приняли, но пройти эту процедуру невозможно», — сетует Зыкова.
Полицейские, задержавшие владельцев квадрокоптера, действовали по закону, прокомментировали случай в МВД по республике. Нарушители попадают под ответственность сразу по двум статьям Административного кодекса — «Действия, угрожающие безопасности полетов» и «Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов».
После катастрофы с «Боингом» в казанском аэропорту государственный надзор в сфере авиационной безопасности в Татарстане осуществляет самарский территориальный отдел Ространснадзора.
Ни один из предложенных пунктов регистрации сейчас выполнить невозможно — не разработаны нормативы и правила, как это делать — закон вступил в силу, а выполнить его нельзя, утверждает президент Ассоциации малых беспилотников Олег Понфиленок. По его словам, нет и никаких наказаний за невыполнение этих требований. Поэтому сотрудники полиции не могут задерживать владельцев дронов и уж тем более конфисковать сам аппарат, подчеркивает он.
В Казани и ее окрестностях ситуация еще сложнее: все полеты над городом и другими большими населенными пунктами категорически запрещены — плотная застройка и обилие ЛЭП не оставляют шансов для безопасной посадки. Любые воздушные суда нельзя поднимать в воздух без разрешения администрации города, ФСБ и других структур, рассказывает председатель совета директоров группы компаний «Тулпар» Азат Хаким.
При этом в части полетов над чужой частной собственностью в законе остаются пробелы. По логике, если зайти на ее территорию считается нарушением, то «беспилотник над чужим участком находится в правовом поле», говорит он.
Чтобы летать по закону, нужно подать заявку с указанием данных беспилотника (серийный номер, дата изготовления, наименование изготовителя, максимальная взлетная масса, тип и количество установленных двигателей, их мощность). После ему присваивается государственный регистрационный опознавательных знак, как на машину, который нужно установить на сам дрон. При этом каждый полет нужно согласовывать с ФСБ и местным исполкомом. Но на этом трудности у любителей квадрокоптеров не заканчиваются — регистрация подразумевает необходимость наличия сертификата у аппарата, но они пока не сертифицируются.
Стоимость беспилотника в России варьируется от 1500 до полумиллиона рублей в зависимости от модели. И если обычных любителей проблемы регистрации могут напугать, то профессионалы готовы потратить время и деньги на эту непростую процедуру.
Беспилотные летательные аппараты нужно узаконивать, сертифицировать и брать под контроль — сомнений и другого толкования в этой части быть не может, считает Хаким. Он говорит, что полиция по отношению к владельцам беспилотников действует правильно, но, с другой стороны, закон нужно дорабатывать, ведь под запрет попадают даже картонные самолетики весом более 250 граммов и заодно все ученики модельных кружков. Беспилотники не так безобидны, как это может показаться на первый взгляд, и даже могут представлять опасность, уверен эксперт.
«Ведь кроме коптеров летает множество другой техники, и они могут друг другу мешать, — рассуждает он. — Если коптер попадет в двигатель самолета, который заходит на посадку, это вполне может привести к катастрофе. Или упасть на голову — а если ребенку? Мало не покажется».
Закон изначально принимали для крупных аппаратов весом от 30 кг, но в последний момент были внесены изменения, говорит руководитель технопарка «Навигатор кампус» Василь Закиев.
А пока прописанные процедуры регистрации подрывают развитие целого направления в спорте: в первую очередь могут пострадать сразу две отрасли —доронов и авиамоделирования.
«У нас недавно проводились гонки коптеров, мы хотим провести вторые, но уже не можем, — сетует он. — Для этого мы написали письмо в Росавиацию, чтобы 40 человек так же не задержала полиция. Этот закон неприменим и правительство должно дать разъяснения».
На сайте change.org авиамоделисты России просят подписать петицию, в которой обращаются к главе правительства. На момент подготовки материала она собрала 1171 из необходимых 7500.
«Вы убиваете будущее нашей страны, загоняя в угол тех моделистов, которые, увлекаясь этим спортом сами, воспитывают плеяды талантливых ребят-моделистов, спортсменов, которые сейчас, отстаивая честь нашей страны не только на внутренних чемпионатах, но и за рубежом, в будущем могут стать талантливыми авиаконструкторами, лётчиками, защищающими наше небо», — говорится в обращении.