Объем инвестиций в проекты государственно-частного партнерства (ГЧП) в Татарстане достиг 164 млрд рублей в 2025 году. Об этом сообщила глава Агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина.
При этом речь идет не о годовых вложениях, а о накопленном объеме инвестиций за все время реализации этого механизма. Так, в 2023 году общий объем проектов ГЧП составлял 153,6 млрд рублей, а в 2024 году — уже 158,5 млрд. Таким образом, в последние годы в РТ ежегодно заключаются контракты лишь на 5-6 млрд рублей.
Действующие контракты по ГЧП сейчас составляют 30,4 млрд рублей. Из них концессии (кода власти передают частной компании в эксплуатацию государственную собственность) — на 17,9 млрд рублей.
Всего в государственную информационную систему «Управление» на конец прошлого года было внесено 345 проектов, из которых 227 являются концессионными соглашениями. В качестве примера крупных проектов ГЧП Минуллина назвала запуск в республике первых платных дорог — Вознесенского тракта в Казани и участка Алексеевское — Альметьевск на трассе Шали — Бавлы.
«У республики не самый плохой бюджет»
Однако, по словам Минуллиной, в схеме государственно-частного партнерства регион имеет наименьшую выгоду: «Банк точно заработает — у него гарантированная история с процентами, инвестору возместят потери из бюджета, а регион несет основной риск».
— Каждый раз, когда я предлагаю раису Татарстана Рустаму Минниханову или премьер-министру РТ Алексею Песошину реализацию ГЧП, возникает вопрос: не проще ли нам профинансировать тот или иной проект за счет бюджета? У республики не самый плохой бюджет среди регионов РФ. Когда начинается подсчет рисков, получается, что из бюджета как будто бы и лучше профинансировать, — указала она.

При этом Татарстан по итогам 2024 года поднялся на одну позицию и занял девятое место в рейтинге российских регионов по уровню развития государственно-частного партнерства. Возглавили топ Москва, Санкт-Петербург и Нижегородская область. Уровень развития ГЧП определялся по оценке трех факторов. Так, за динамику реализации проектов в 2024 году Татарстан получил одну из самых низких оценок — 0,4 балла, а за состояние нормативно-институциональной среды — одну из самых высоких — 97,3 балла. Накопленный за предыдущие периоды опыт реализации проектов государственно-частного партнерства оценили в 20,3 балла.
«На этом хорошо зарабатывают наши юридические консалтинговые компании»
В числе проблем, препятствующих развитию концессий, Минуллина назвала нерациональное распределение рисков, неверную оценку участия государственного бюджета и снижение доверия из-за проектов с низкой коммерческой составляющей. По ее словам, нужно какое-то упрощение механизмов ГЧП, «на этом хорошо зарабатывают наши юридические консалтинговые компании».
— Однажды я вызвала к себе начальника отдела ГЧП и попросила нарисовать пошаговую схему, кто куда должен идти, где и на каком этапе что должно быть. Когда она пришла ко мне потом с этой нарисованной схемой, мне прям плохо стало там в кабинете. Это же инвесторам просто страшно показывать. Это же кошмар. Мы же сразу не договоримся вот на этом этапе, — рассказала Минуллина на Казанском международном юридическом форуме.
Глава АИР подчеркнула, что рынок ГЧП и банки ждут от государства понятных правил игры. По ее словам, правовая база требует донастройки, включая разработку методических рекомендаций и унификацию практик.
Следует заметить, что общероссийская динамика роста инвестиций в ГЧП оказалась выше, чем в Татарстане. Общий объем инвестиций в проекты государственно-частного партнерства в 2024 году увеличился более чем на 40% и достиг 6,8 трлн рублей. Доля внебюджетных инвестиций в 2024 году достигла 5,2 трлн рублей, что составило 76% от общего объема. При этом количество проектов по стране выросло с 3,437 тысяч в 2023 году до 4,312 тысяч в 2024-м. Доля инвестиций в рамках ГЧП в общем объеме инвестиций в РФ тоже выросла — с 1,74 до 2,21%.
«Был определенный перекос»
Главный управляющий директор блока «ВЭБ-Агент» Георгий Чиков отметил, что благодаря механизму ГЧП выигрывают все, но публичная сторона в последнюю очередь.
— Действительно, небольшой перекос был виден минэкономразвития и нам, — согласился он с Минуллиной.
С целью исправить этот перекос теперь ВЭБ будет участвовать в оценке проектов стоимостью свыше 3 млрд рублей.
При этом директор компании «Технологии доверия» Анна Батуева отметила усиление бюджетного контроля за ГЧП-проектами.
— Минфин РФ давно поднимает вопрос и говорит, что неясно, какие обязательства принимают на себя муниципалитеты региона, — отметила она.
По ее словам, концессии содержат платежи, которые называются условными. Они неявно следуют из текста концессионного соглашения. Например, речь может идти об «особых обстоятельствах».
— Обычно прописывают, что публичная сторона должна возместить все расходы частной стороне, которые та понесла в связи с новыми непредвиденными обстоятельствами, — пояснила Батуева.
В результате появилась новая норма Бюджетного кодекса, которая распространяется на дотационные регионы и устанавливает, чтобы расходы по концессионным соглашениям не превышали 10% бюджета.
«Рискует и государство, рискует и предприниматель»
Предпринимателям такая постановка кажется не совсем верной. По словам заместителя председателя Торгово-промышленной палаты (ТПП) Татарстана Артура Николаева, основная задача предпринимателя заработать, а государственно-частное партнерство чаще всего предполагает реализацию каких-то социальных проектов, которые имеют другие приоритеты. Их задача удовлетворить общественные нужды. Если он принимает участие в проектах, то вполне логично хочет переложить часть рисков на государство.
— Рискует и государство, рискует и предприниматель в этой части. Но тут государство закрывает социальные вопросы, с одной стороны. Риски предприниматель все равно несет, как минимум, оперативные и управленческие, — уточнил он.
В качестве примера Николаев привел ситуацию, когда государство предоставляет по концессии здание, которое при других обстоятельствах просто ветшало бы. Его содержание перекладывается на плечи предпринимателя, и тот рискует именно «живыми деньгами». Он уточнил, что при этом было бы странно перекладывать на предпринимателя еще и инфраструктурные риски, которые происходят по не зависящим от него обстоятельствам и носят объективный характер.
«Первые платные дороги помогали делать французы»
По словам директора по стратегии ИК «Финам», преподавателя НИУ ВШЭ Ярослава Кабакова, рост объема инвестиций в проекты государственно-частного партнерства с 4,8 до 6,8 трлн рублей за год показывает, что инфраструктурные инициативы становятся одним из ключевых направлений привлечения капитала в России.
— На фоне волатильности фондового рынка и ограничений для традиционных инвестиций концессии и ГЧП-проекты действительно выглядят более устойчивыми — они обеспечивают долгосрочные и предсказуемые денежные потоки, особенно при наличии государственных гарантий и индексации доходов, — указал он.
Развитие рынка сдерживается, по его мнению, низкой ликвидностью и сложностью оценки рисков. Повысить интерес инвесторов могли бы инфраструктурные облигации, стандартизированные «пулы» проектов, а также более прозрачные условия финансирования и дополнительные налоговые стимулы.
Между тем руководитель практики инфраструктуры, строительства и ГЧП Stonebridge Legal Андрей Миронов считает, что не надо гнаться за цифрами. Нет цели довести количество ГЧП-проектов до 50% от общего объема инвестиций или каких-то других показателей.
— Получается, что у нас телега впереди лошади. Мы же используем концессии, потому что это интересный и полезный инструмент. Первой концессией были платные дороги. Приходили банки вроде ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития)… У нас не было ни одной платной дороги — первые платные дороги помогали делать французы, потому что не было технологии сбора платы. Инструмент концессии пригодился. Никакая аренда и госконтракт туда бы не подошли, — привел пример он.
Эксперт подчеркнул, что этот инструмент должен быть уместен:
— Искусственно нагонять туда субсидии или людей через федеральные бюджетные трансферты нет смысла.