боевик про полицейских и террористов, последние разработки в IT-технологиях и
механику вовлеченности зрителей как в компьютерных играх
Фанис Садыков и Александр Смирнов
Беседовал Ильнур Ярхамов
«Пожар, звоните пожарным!» — с такими мыслями, должно быть, проснулись жители домов на улице Гладилова в Казани утром 14 ноября. Они увидели густое задымление между домами 53 и 55 — бывшим льнокомбинатом. Некоторые из них действительно позвонили в полицию и пожарную службу.
Пройдет немного времени, и официальный представитель МЧС России по РТ Андрей Родыгин успокоит их: «Каждый день до 18 ноября на территории бывшего льнокомбината с 8 до 18 часов проходят съемки фильма, где имитируются взрывы и используется дым. Оснований для паники нет».
KazanFirst встретился со съемочной бригадой фильма. Два друга — Александр Смирнов и Фанис Садыков снимают фильм «Разоблаченный» (в английской версии Uncovered) от первого лица. Смирнов — идейный вдохновитель проекта. Садыков ему помогает решать организационные вопросы.
Молодые люди увлечены идеями и мечтой скрестить последние разработки в IT и кинематографии. Они создают платформу для интерактивного кино, где зритель сам решает, как должны происходить события и что должен делать актер. Смирнов и Садыков не претендуют на лавры киноделов, их главная цель — создать платформу для кино нового поколения. Однако дух на съемочной площадке захватывает. Мы, например, стали свидетелями съемки боя главных героев на японских катанах…
А.С. Мы снимаем боевик. Без выстрелов, взрывов и тому подобного не обойтись, а пожарные приехали, потому что для очередной сцены мы сделали очень мощное задымление армейскими дымовыми шашками.
У нас все вопросы улажены, все службы города знают, что мы здесь делаем. Но, находясь на улице рядом со съемочной площадкой, можно подумать, что началась война, — у нас много выстрелов, взрывов. Нам боезапасов хватит, чтобы захватить маленькую страну.
Ф.С. Мы снимаем по адресу Гладилова, 55, а пожарных вызвали в 53-й дом. Местные жители просто ошиблись. Потом в СМИ в новостях сообщили, что все нормально, что снимается фильм. А полиция о нас знала с первых дней. Мы оповестили все службы. К нам приставили сотрудников полиции.
— О чем ваш фильм?
А.С. Все почему-то у нас замечают и освещают только фильм. Казалось бы, при чем тут IT? Фильм — это презентация того, что мы делаем в бэкэнде, то есть платформу по управлению видеорядом в режиме реального времени.
________________________________________
Любой IT—продукт представлен бэкэндом и фронтэндом. Фронтэнд — это то, что видит клиент (в нашем случае интерактивный фильм). А бэкэнд — это всё, что творится на “темной” серверной стороне. Именно там разрабатывается упомянутая выше платформа и происходит больше всего работы, поясняет Смирнов
________________________________________
Сейчас параллельно со съемками мы работаем над платформой, которая позволяет управлять видеорядом в реальном времени. То есть мы накладываем поверх видеоряда какое-то игровое управление. В зависимости от того, какие мы принимаем решения, движемся по разным веткам сюжета.
— Я видел нечто схожее на YouTube. Кликаешь на кнопки на экране, тебя выносит на какое-то другое видео. У вас так же будет?
А.С. Нет. На YouTube это всё крайне примитивно. YouTube — это огромнейший СDN, на котором можно выкладывать свои видеофайлы, а люди их смотрят.
________________________________________
СDN (англ. Content Delivery Network) — географически распределенная сетевая инфраструктура, позволяющая оптимизировать доставку и дистрибуцию контента конечным пользователям в интернете. Использование контент-провайдерами CDN способствует увеличению скорости загрузки интернет-пользователями аудио-, видео-, программного, игрового и других видов цифрового контента в точках присутствия сети CDN
________________________________________
У нас все по-другому. У нас все управление происходит в реальном времени и реализованы интересные механики управления видеорядом. Все это внутри одной вэб-оболочки. У нас на видео можно будет взаимодействовать с различными объектами, выбирать диалоговые реплики, совершать мини-игры с гироскопом, повтором траекторий и т. д.
— Напрашивается аналогия — есть известная среди геймеров студия Telltale Games. Она делает компьютерные игры, где выбираются сюжетные линии, реплики в диалогах и движения самих героев…
А.С. Telltale Games — это действительно известная среди геймеров компания, что-то похожее на них будет у нас, только более реалистичное. Стоит отметить, почему мы выбрали видеоряд, а не моделирование какой-то игровой ситуации в 3D-мире с графикой. Во-первых, снять фильм, на наш взгляд, все же немного проще, дешевле и быстрее. Во-вторых, качество. Пока ни один игровой движок, даже если взять топовые Frostbite, CryEngine и Unreal Engine, не сможет в ближайшие 5-10 лет передать той картинки, которую может передать качественный видеоряд. Наша картинка абсолютно реалистична.
Если немного копнуть поглубже в рынок и посмотреть, что делается за рубежом… Хидео Кодзима — культовый автор известнейшей серии игр Metal Gear Solid. Сейчас в команде с Sony Interactiveи актером Норманом Ридусом (арбалетчик из сериала «Ходячие мертвецы») он разрабатывает игру Death Stranding.
Разработчики игр Remedy Entertainment совместно с американским режиссером Беном Кетаи и рядом известных актеров (Эйден Гиллен — Петир Бейлиш из сериала “Игра престолов”, Шон Эшмор из фильмов о «людях Икс», Доминик Монаган из сериала LOST) в апреле 2016-го выпустили игру Quantum Break («Квантовый разлом»), содержащую в себе как шутер, так и видеосериал, который связывает параллельные сюжетные линии.
В игровой индустрии все чаще прибегают к распознанию лиц и перенесению эмоций актеров, используя сотни различных датчиков. Например, недавняя игра Beyond: Two Souls на Play Station — там играет известный американский актер Уильям Дефо и актриса Эллен Пейдж.
Нарисованный персонаж все же не сможет передать всей тонкости актерской игры. Наш подход — с реальной обстановкой и реальными актерами — гарантирует максимальное погружение и абсолютную реалистичность происходящего. Мы снимаем кино от первого лица, в котором будет возможность переключаться между персонажами.
— Что за сюжет фильма? Кто главный герой?
А.С. Главные герои — два брата. Они крутые полицейские и внедрены в террористическую организацию. Одного из них раскрывают, он находится на базе террористов. Его задача — выжить и вырваться с базы. У него на пути толпы врагов. Его буду ждать в основном перестрелки и стелс-экшн.
— Когда планируете представить готовый проект?
А.С. Конец зимы — начало весны следующего года. У нас под фильм будет сделан сайт и мобильное приложение. Найти информацию о фильме в соцсетях можно по хештэгу #uncoveredи #uncoveredfilm. Мы там выкладываем фото со съемок и рабочего процесса.
— Какой хронометраж фильма?
А.С. 15-20 минут. Для презентации этого хватит. Надо по максимуму показать возможности платформы. Да, нам нравится снимать фильмы и генерировать крутой контент, но наши цели и мечты немного другие. Наша мечта — дать инструмент таким же начинающим или опытным режиссерам, который позволит им выйти за рамки жанра. Наша платформа позволит им творить на стыке технологий кинематографии и игростроения, а также монетизировать свои проекты в интернете благодаря трафику платформы.
— А кто ваши актеры? Откуда они?
А.С. Наши актеры в основном из Казани, поскольку мы снимаем и базируемся в этом городе.
У нас часто спрашивают, почему мы выбрали для съемок именно Казань. Ведь столица киноиндустрии, как принято считать, — это Москва или Санкт-Петербург. Там много павильонов, отличная актерская школа и все необходимое оборудование. Из очевидного — в Казани снимать ощутимо дешевле, даже несмотря на то, что львиную долю оборудования везли из Москвы. Плюс ко всему Казань — живописный город, есть очень много красивых и атмосферных локаций. Здесь также представлена хорошая актерская школа, есть из кого выбирать. У нас был кастинг в конце октября.
А.С. Мы также хотели доказать, что качественный продукт можно снять не только в Москве. Как ни крути, но Казань — это инновационный город. Здесь инновации приживаются очень легко, много прорывных идей и людей. В Казани есть город будущего — Иннополис. Мы себя позиционируем как кинематограф будущего. Почему бы в республике, где есть город будущего, не создать кино будущего.
— А где вы собираете вашу платформу?
А.С. В бэкэнде у нас команда, которая по законам и тенденциям IT-сферы разбросана по городам. Есть ребята из Йошкар-Олы, Казани, Москвы, Санкт-Петербурга, Белоруссии, Украины. Единственное, что нам надо для коммуникации, — это интернет.
Ф.С. Это нам даже дает некоторое преимущество. Не нужно тратиться на офисы.
— Сколько человек у вас трудится на съемочной площадке? Сколько человек трудится над платформой?
А.С. По кинематографу у нас в некоторые дни максимальное количество занятых человек достигало 80. Над платформой работают 10 человек.
Ф.С. На постоянных съёмках у нас, как правило, работают 20-22 человека. Мы начали снимать с 1 ноября, усиленно работать с третьего числа. Съемки ведем до 18 ноября. Режиссерами картины выступают Юрий Жиров и Авет Оганесян.
— Каков объем инвестиций в ваш проект?
А.С. Просто снимать кино — дорого. Делать игры — дорого. А мы делаем продукт на стыке.
А.С. Скажем так, бюджет учитывает киносоставляющую, игровую, клиент-серверную.
Ф.С. Мы очень долго искали спонсоров. Мы в течение года разыскивали людей, готовых нам помочь хотя бы советами, которые навели бы на правильные мысли.
А.С. То есть превратить наш подход не только в контент-производство, а сделать из этого бизнес-модель.
Ф.С. Мы были в IT-парках, у нескольких бизнесменов, чиновников. Кроме как слов: «как крут ваш проект» и «как это классно, ребята» мы больше ничего не услышали. До какой-то конкретной помощи дело не доходило.
Мы как-то снимали демо-версию нашего фильма для компании Adidas. Сделали MVP (минимально жизнеспособный продукт) и отправились в штаб-квартиру Adidas в Москве. Это было в прошлом году, примерно в это же время. Нам удалось дойти до основных маркетологов Adidas в России. Наш продукт их впечатлил. «Вау-эффект» получился. Когда речь пошла о согласовании бюджета, реализации нашей программной кампании, то нашу демо-версию отправили в Германию на согласование. Три месяца ждали ответ, но, как говорится, воз и ныне там. На съемки и IT-часть этого проекта мы потратили около 500 000 рублей. Продолжительность демо-версии составила 8 минут, а все видеоряды — порядка 15 минут.
Мы отсылали наши концепты интерактивных имиджевых историй в «Билайн», BMW, «МЕГА» и т.д. Кому только ни писали. Ответы были примерно похожие: «круто». Но всех настораживал новый канал коммуникации с пользователем, было сложно спрогнозировать его эффективность. Проще было закупить трафика или повесить очередной баннер.
Пришли мы к нему абсолютно не за деньгами, а за советом. Он полностью перевернул наш подход, идеи. До него мы не могли конкретно сказать: все-таки мы хотим зарабатывать на съемках, делать вирусные ролики или же надо было углубляться в суть самой технологии. Он убедил нас, что будущее за платформой, что рынок в этом направлении практически пуст, только формируется.
А.С. Если бы мы это делали года два назад, то у нас ничего не получилось бы. Просто тогда технологии и девайсы пользователей еще не были укомплектованы, да и таких скоростей интернета не было на массовом рынке.
— Если будущим инвесторам понравится ваша платформа или фильм, вы какому предложению дадите приоритет?
А.С. Приоритет будет отдан IT-составляющей.
Ф.С. Если жанр интерактивного кино приживется, я думаю, мы будем задавать тон и делать на базе нашей платформы все более и более крутые интерактивы, надо показать, что мы развиваемся в этом направлении. Самое главное сейчас — сделать релиз фильма, доработать платформу, посмотреть на реакцию аудитории и собрать фидбек.
— Фанис, откуда вы? Какое у вас образование? Как начали заниматься этим делом?
Ф.А. Я из Нурлата, парень из района. Окончил финансово-экономический институт в 2013 году. В этом же году я как раз познакомился с Александром в Тверской области на форуме «Селигер». Он уже тогда работал в IT-направлении. После форума Саша создал стартап и стал формировать команду, членом которой стал я. С тех пор мы пытались создать разные IT-продукты. Что-то получалось, что-то нет. С тех пор мы вместе. У меня нет специализации в IT, я не умею программировать. В проекте у меня другие задачи.
А.С. Моя история веселая. Я родился и вырос в Йошкар-Оле, надеюсь, там не умру (смеется).
Начинал там учиться на программиста. У нас в вузе на тот момент была очень сильная подготовка программистов. На втором курсе мы с ребятами организовали небольшой IT-бизнес — делали сайты на заказ. Это была скорее самозанятость, чем бизнес. Я нашел себя в сфере проектирования интерфейсов, юзабилити. Определять, каким будет продукт, как пользователь будет с ним взаимодействовать, какие эмоции будет испытывать, – чистое творчество. Я и сейчас люблю работать в этом направлении. Также пробовал себя в разработке мобильных приложений и игр, гейм-дизайне.
На втором курсе мы начали получать деньги. Совмещать приятное с полезным я не смог, выбрал работу. С учебой возникло много проблем, я перевелся на другое направление, которому можно было уделять меньше времени. В итоге у меня есть диплом лесника (смеется). Выходит, что по образованию я гробовщик (смеется), в душе — айтишник, а сейчас еще и режиссер-сценарист.
Фото: Василий Иванов