Site icon KazanFirst

Создатели интерактивного кино Александр Смирнов и Фанис Садыков о съёмках фильма на месте бывшего казанского льнокомбината

FNR_4676
В Казани снимают интерактивное кино от первого лица. Проект сочетает в себе
боевик про полицейских и террористов, последние разработки в IT-технологиях и
механику вовлеченности зрителей как в компьютерных играх

Фанис Садыков и Александр Смирнов

Беседовал Ильнур Ярхамов

«Пожар, звоните пожарным!» — с такими мыслями, должно быть, проснулись жители домов на улице Гладилова в Казани утром 14 ноября. Они увидели густое задымление между домами 53 и 55 — бывшим льнокомбинатом. Некоторые из них действительно позвонили в полицию и пожарную службу.

Пройдет немного времени, и официальный представитель МЧС России по РТ Андрей Родыгин успокоит их: «Каждый день до 18 ноября на территории бывшего льнокомбината с 8 до 18 часов проходят съемки фильма, где имитируются взрывы и используется дым. Оснований для паники нет».

KazanFirst встретился со съемочной бригадой фильма. Два друга — Александр Смирнов и Фанис Садыков снимают фильм «Разоблаченный» (в английской версии Uncovered) от первого лица. Смирнов — идейный вдохновитель проекта. Садыков ему помогает решать организационные вопросы.

Молодые люди увлечены идеями и мечтой скрестить последние разработки в IT и кинематографии. Они создают платформу для интерактивного кино, где зритель сам решает, как должны происходить события и что должен делать актер. Смирнов и Садыков не претендуют на лавры киноделов, их главная цель — создать платформу для кино нового поколения. Однако дух на съемочной площадке захватывает. Мы, например, стали свидетелями съемки боя главных героев на японских катанах…

— Что здесь происходит?

А.С. Мы снимаем боевик. Без выстрелов, взрывов и тому подобного не обойтись, а пожарные приехали, потому что для очередной сцены мы сделали очень мощное задымление армейскими дымовыми шашками.

У нас все вопросы улажены, все службы города знают, что мы здесь делаем. Но, находясь на улице рядом со съемочной площадкой, можно подумать, что началась война, — у нас много выстрелов, взрывов. Нам боезапасов хватит, чтобы захватить маленькую страну.

Ф.С. Мы снимаем по адресу Гладилова, 55, а пожарных вызвали в 53-й дом. Местные жители просто ошиблись. Потом в СМИ в новостях сообщили, что все нормально, что снимается фильм. А полиция о нас знала с первых дней. Мы оповестили все службы. К нам приставили сотрудников полиции.

— О чем ваш фильм?

А.С. Все почему-то у нас замечают и освещают только фильм. Казалось бы, при чем тут IT? Фильм — это презентация того, что мы делаем в бэкэнде, то есть платформу по управлению видеорядом в режиме реального времени.

________________________________________

Любой ITпродукт представлен бэкэндом и фронтэндом. Фронтэнд — это то, что видит клиент (в нашем случае интерактивный фильм). А бэкэнд — это всё, что творится на “темной” серверной стороне. Именно там разрабатывается упомянутая выше платформа и происходит больше всего работы, поясняет Смирнов

________________________________________

Ничто другое, кроме как фильм, которым можно управлять в реальном мире, не покажет возможности разработанного нами движка. Таким образом, фильм – это презентация.

Сейчас параллельно со съемками мы работаем над платформой, которая позволяет управлять видеорядом в реальном времени. То есть мы накладываем поверх видеоряда какое-то игровое управление. В зависимости от того, какие мы принимаем решения, движемся по разным веткам сюжета.

— Я видел нечто схожее на YouTube. Кликаешь на кнопки на экране, тебя выносит на какое-то другое видео. У вас так же будет?  

А.С. Нет. На YouTube это всё крайне примитивно. YouTube — это огромнейший СDN, на котором можно выкладывать свои видеофайлы, а люди их смотрят.

________________________________________

СDN (англ. Content Delivery Network) — географически распределенная сетевая инфраструктура, позволяющая оптимизировать доставку и дистрибуцию контента конечным пользователям в интернете. Использование контент-провайдерами CDN способствует увеличению скорости загрузки интернет-пользователями аудио-, видео-, программного, игрового и других видов цифрового контента в точках присутствия сети CDN

________________________________________

На YouTube есть примеры интерактивных фильмов, то есть мы смотрим видеодорожку, а в конце нам предлагают совершить действие (нажать одну из кнопок, например, пойти налево или направо). В зависимости от нажатой кнопки мы перейдем по ссылке на следующую видеодорожку.

У нас все по-другому. У нас все управление происходит в реальном времени и реализованы интересные механики управления видеорядом. Все это внутри одной вэб-оболочки. У нас на видео можно будет взаимодействовать с различными объектами, выбирать диалоговые реплики, совершать мини-игры с гироскопом, повтором траекторий и т. д.

Напрашивается аналогия — есть известная среди геймеров студия Telltale Games. Она делает компьютерные игры, где выбираются сюжетные линии, реплики в диалогах и движения самих героев

А.С. Telltale Games — это действительно известная среди геймеров компания, что-то похожее на них будет у нас, только более реалистичное. Стоит отметить, почему мы выбрали видеоряд, а не моделирование какой-то игровой ситуации в 3D-мире с графикой. Во-первых, снять фильм, на наш взгляд, все же немного проще, дешевле и быстрее. Во-вторых, качество. Пока ни один игровой движок, даже если взять топовые Frostbite, CryEngine и Unreal Engine, не сможет в ближайшие 5-10 лет передать той картинки, которую может передать качественный видеоряд. Наша картинка абсолютно реалистична.

Сюда же — извечные в компьютерных играх проблемы с текстурами. У нас не может быть бага, когда ты идешь с пистолетом и застреваешь в стене. Это очень банально, конечно, но факт.

Если немного копнуть поглубже в рынок и посмотреть, что делается за рубежом… Хидео Кодзима — культовый автор известнейшей серии игр Metal Gear Solid. Сейчас в команде с Sony Interactiveи актером Норманом Ридусом (арбалетчик из сериала «Ходячие мертвецы») он разрабатывает игру Death Stranding.

Разработчики игр Remedy Entertainment совместно с американским режиссером Беном Кетаи и рядом известных актеров (Эйден Гиллен — Петир Бейлиш из сериала “Игра престолов”, Шон Эшмор из фильмов о «людях Икс», Доминик Монаган из сериала LOST) в апреле 2016-го выпустили игру Quantum Break («Квантовый разлом»), содержащую в себе как шутер, так и видеосериал, который связывает параллельные сюжетные линии.

Таким образом, на Западе рынок игростроения и кинематографии уже идет нога в ногу. У них давно геймдизайнеры, киноактеры и кинорежиссеры создают совместные продукты.

В игровой индустрии все чаще прибегают к распознанию лиц и перенесению эмоций актеров, используя сотни различных датчиков. Например, недавняя игра Beyond: Two Souls на Play Station — там играет известный американский актер Уильям Дефо и актриса Эллен Пейдж.

Нарисованный персонаж все же не сможет передать всей тонкости актерской игры. Наш подход — с реальной обстановкой и реальными актерами — гарантирует максимальное погружение и абсолютную реалистичность происходящего. Мы снимаем кино от первого лица, в котором будет возможность переключаться между персонажами.

— Что за сюжет фильма? Кто главный герой?

А.С. Главные герои — два брата. Они крутые полицейские и внедрены в террористическую организацию. Одного из них раскрывают, он находится на базе террористов. Его задача — выжить и вырваться с базы. У него на пути толпы врагов. Его буду ждать в основном перестрелки и стелс-экшн.

Задача второго брата — успеть прийти на помощь. Поэтому мы можем играть и смотреть сразу за двоих — переключаться с одного на второго. У каждого есть свои интересные решения. Сеттинг — наше время, современная Россия или околороссийское пространство. У нас получается экшн-интерактивная видеоигра, основанная на кино.

— Когда планируете представить готовый проект?

А.С. Конец зимы — начало весны следующего года. У нас под фильм будет сделан сайт и мобильное приложение. Найти информацию о фильме в соцсетях можно по хештэгу #uncoveredи #uncoveredfilm. Мы там выкладываем фото со съемок и рабочего процесса.

— Какой хронометраж фильма?

А.С. 15-20 минут. Для презентации этого хватит. Надо по максимуму показать возможности платформы. Да, нам нравится снимать фильмы и генерировать крутой контент, но наши цели и мечты немного другие. Наша мечта — дать инструмент таким же начинающим или опытным режиссерам, который позволит им выйти за рамки жанра. Наша платформа позволит им творить на стыке технологий кинематографии и игростроения, а также монетизировать свои проекты в интернете благодаря трафику платформы.

Рынок портативных экшн-камер и производителей видеоконтента растет. Молодые режиссеры снимают качественные клипы и шоурилы даже на айфоны. Мы хотим стереть барьер входа в кино и игровую индустрию для всех талантливых людей.

— А кто ваши актеры? Откуда они?

А.С. Наши актеры в основном из Казани, поскольку мы снимаем и базируемся в этом городе.

У нас часто спрашивают, почему мы выбрали для съемок именно Казань. Ведь столица киноиндустрии, как принято считать, — это Москва или Санкт-Петербург. Там много павильонов, отличная актерская школа и все необходимое оборудование. Из очевидного — в Казани снимать ощутимо дешевле, даже несмотря на то, что львиную долю оборудования везли из Москвы. Плюс ко всему Казань — живописный город, есть очень много красивых и атмосферных локаций. Здесь также представлена хорошая актерская школа, есть из кого выбирать. У нас был кастинг в конце октября.

Ф.С. Мы нашли много замечательных актеров. Например, наш главный герой — он оператор, каскадер, актер. Его зовут Алексей Егоршин. Он сам делает трюки, владеет боевыми искусствами.

А.С. Мы также хотели доказать, что качественный продукт можно снять не только в Москве. Как ни крути, но Казань — это инновационный город. Здесь инновации приживаются очень легко, много прорывных идей и людей. В Казани есть город будущего — Иннополис. Мы себя позиционируем как кинематограф будущего. Почему бы в республике, где есть город будущего, не создать кино будущего.

— А где вы собираете вашу платформу?

А.С. В бэкэнде у нас команда, которая по законам и тенденциям IT-сферы разбросана по городам. Есть ребята из Йошкар-Олы, Казани, Москвы, Санкт-Петербурга, Белоруссии, Украины. Единственное, что нам надо для коммуникации, — это интернет.

Ф.С. Это нам даже дает некоторое преимущество. Не нужно тратиться на офисы.

А.С. Сама платформа строится в вэбе. Чтобы смотреть/играть в продукты, созданные на ее базе, достаточно иметь устройство с выходом в интернет.

— Сколько человек у вас трудится на съемочной площадке? Сколько человек трудится над платформой?

А.С. По кинематографу у нас в некоторые дни максимальное количество занятых человек достигало 80. Над платформой работают 10 человек.

Ф.С. На постоянных съёмках у нас, как правило, работают 20-22 человека. Мы начали снимать с 1 ноября, усиленно работать с третьего числа. Съемки ведем до 18 ноября. Режиссерами картины выступают Юрий Жиров и Авет Оганесян.

— Каков объем инвестиций в ваш проект?  

А.С. Просто снимать кино — дорого. Делать игры — дорого. А мы делаем продукт на стыке.

— То есть вам надо в два раза больше денег или в два раза меньше?

А.С. Скажем так, бюджет учитывает киносоставляющую, игровую, клиент-серверную.

Ф.С. Мы очень долго искали спонсоров. Мы в течение года разыскивали людей, готовых нам помочь хотя бы советами, которые навели бы на правильные мысли.

А.С. То есть превратить наш подход не только в контент-производство, а сделать из этого бизнес-модель.

Ф.С. Мы были в IT-парках, у нескольких бизнесменов, чиновников. Кроме как слов: «как крут ваш проект» и «как это классно, ребята» мы больше ничего не услышали. До какой-то конкретной помощи дело не доходило.

Мы как-то снимали демо-версию нашего фильма для компании Adidas. Сделали MVP (минимально жизнеспособный продукт) и отправились в штаб-квартиру Adidas в Москве. Это было в прошлом году, примерно в это же время. Нам удалось дойти до основных маркетологов Adidas в России. Наш продукт их впечатлил. «Вау-эффект» получился. Когда речь пошла о согласовании бюджета, реализации нашей программной кампании, то нашу демо-версию отправили в Германию на согласование. Три месяца ждали ответ, но, как говорится, воз и ныне там. На съемки и IT-часть этого проекта мы потратили около 500 000 рублей. Продолжительность демо-версии составила 8 минут, а все видеоряды — порядка 15 минут.

Мы отсылали наши концепты интерактивных имиджевых историй в «Билайн», BMW, «МЕГА» и т.д. Кому только ни писали. Ответы были примерно похожие: «круто». Но всех настораживал новый канал коммуникации с пользователем, было сложно спрогнозировать его эффективность. Проще было закупить трафика или повесить очередной баннер.

Настал период отчаяния. Нам вдруг вспомнился директор компании FIX Дмитрий Еремеев. Мы читали его блоги на «Бизнес онлайн». Просто решили попробовать… постучались в дверь, точнее в Telegram. Он в тот же день сказал: «Давайте! Приходите». Мы не ожидали такой внезапности. В тот же день он нас принял, мы два-три часа беседовали.

Пришли мы к нему абсолютно не за деньгами, а за советом. Он полностью перевернул наш подход, идеи. До него мы не могли конкретно сказать: все-таки мы хотим зарабатывать на съемках, делать вирусные ролики или же надо было углубляться в суть самой технологии. Он убедил нас, что будущее за платформой, что рынок в этом направлении практически пуст, только формируется.

А.С. Если бы мы это делали года два назад, то у нас ничего не получилось бы. Просто тогда технологии и девайсы пользователей еще не были укомплектованы, да и таких скоростей интернета не было на массовом рынке.

— Если будущим инвесторам понравится ваша платформа или фильм, вы какому предложению дадите приоритет?   

А.С. Приоритет будет отдан IT-составляющей.

— То есть продолжения фильма от вас не ждать?

Ф.С. Если жанр интерактивного кино приживется, я думаю, мы будем задавать тон и делать на базе нашей платформы все более и более крутые интерактивы, надо показать, что мы развиваемся в этом направлении. Самое главное сейчас — сделать релиз фильма, доработать платформу, посмотреть на реакцию аудитории и собрать фидбек.

— Фанис, откуда вы? Какое у вас образование? Как начали заниматься этим делом?

Ф.А. Я из Нурлата, парень из района. Окончил финансово-экономический институт в 2013 году. В этом же году я как раз познакомился с Александром в Тверской области на форуме «Селигер». Он уже тогда работал в IT-направлении. После форума Саша создал стартап и стал формировать команду, членом которой стал я. С тех пор мы пытались создать разные IT-продукты. Что-то получалось, что-то нет. С тех пор мы вместе. У меня нет специализации в IT, я не умею программировать. В проекте у меня другие задачи.

— Как насчет вас, Александр?

А.С. Моя история веселая. Я родился и вырос в Йошкар-Оле, надеюсь, там не умру (смеется).

Начинал там учиться на программиста. У нас в вузе на тот момент была очень сильная подготовка программистов. На втором курсе мы с ребятами организовали небольшой IT-бизнес — делали сайты на заказ. Это была скорее самозанятость, чем бизнес. Я нашел себя в сфере проектирования интерфейсов, юзабилити. Определять, каким будет продукт, как пользователь будет с ним взаимодействовать, какие эмоции будет испытывать, – чистое творчество. Я и сейчас люблю работать в этом направлении. Также пробовал себя в разработке мобильных приложений и игр, гейм-дизайне.

На втором курсе мы начали получать деньги. Совмещать приятное с полезным я не смог, выбрал работу. С учебой возникло много проблем, я перевелся на другое направление, которому можно было уделять меньше времени. В итоге у меня есть диплом лесника (смеется). Выходит, что по образованию я гробовщик (смеется), в душе — айтишник, а сейчас еще и режиссер-сценарист.

Фото: Василий Иванов

Exit mobile version