приходится сталкиваться с таким явлением, как текучесть кадров. Сотрудники
оформляются на работу, а через какое-то время пишут заявление на увольнение.
Либо работодатель вынужден расторгать трудовые отношения по собственной
инициативе, например, если работник регулярно нарушает трудовую дисциплину.
Текучестью кадров необходимо управлять. В противном случае компания-работодатель
будет вынуждена постоянно тратить ресурсы на закрытие самых разных позиций в
штатном расписании, в том числе ключевых.
Что такое текучесть кадров?
В общем случае под текучестью кадров понимают количество работников, с которыми компания расторгла трудовые соглашения в течение определенного временного интервала: месяца, квартала, года.
Ротация персонала присутствует в любой организации. Кто-то уходит на пенсию. Кто-то решает уволиться, так как находит работу ближе к дому или на более приемлемых условиях. Но текучка не должна превращаться в неконтролируемый процесс, когда на одной должности в год сменяются десятки человек.
Выделяют следующие виды текучести кадров:
-
Естественная. В зависимости от отрасли может достигать 10-15% в год. В отдельных ситуациях она даже полезна, так как в коллектив приходят сотрудники с новыми идеями и знаниями.
-
Адаптивная. Значительная часть потенциальных работников увольняется в течение испытательного месяца, например, из-за большого объема работы или неудобного графика.
-
Активная. Этот вид текучки имеет много общего с предыдущим пунктом. Только заявления об увольнении пишут уже действующие сотрудники. В оптимальном варианте активная текучесть по уровню сопоставима с естественной.
-
Пассивная. В данном случае инициатива исходит от руководства компании. Причины могут быть самые разные: сокращение штатов, закрытие или реорганизация юрлица, несоответствие занимаемой должности и т. д.
Как измерить текучесть кадров?
Чтобы держать под контролем ситуацию с наймом и увольнением персонала, специалисты рекомендуют, как минимум, ежеквартально определять коэффициент текучести кадров.
Формула его расчета предельно проста и понятна:
количество уволенных работников / среднесписочная численность работников в компании-работодателе Х 100%
К уволенным относят всех, с кем расторгнут трудовой договор. Лица, находящиеся в отпуске, не учитываются.
Но нужно понимать, что расчет коэффициента не является самоцелью. Далее полученное значение необходимо сравнить со среднестатистическими данными. Например:
-
для топ-менеджеров нормальной считается текучка в пределах 2% в год, а для руководителей среднего звена коэффициент может доходить до 10%;
-
приемлемо, если в ресторане в течение года меняется 30% сотрудников. А на базе отдыха в удаленном регионе в течение года персонал может смениться полностью;
-
для оптовой торговли нормативный показатель не превышает 9-12%, а в рознице он составляет 25-30%.
Например, из 300 сотрудников гипермаркета в течение года уволились 100. Коэффициент ротации практически укладывается в нормативные значения. Если измерить текучесть сотрудников в IT-компании и получить такие же значения, руководству следует подумать над улучшением условий труда или корректировкой политики найма персонала.
Важно отметить, что коэффициент текучести можно рассчитать не только в целом по юридическому лицу, но и по отдельным подразделениям, возрастным группам работников, специальностям и т. д.
Как снизить текучесть кадров?
Чтобы коэффициент текучести кадров не выходил за нормативные значения, необходимо предпринимать следующие шаги:
-
Тщательно отбирать кандидатов на должности:
-
заранее формировать перечни требований к претендентам;
-
проверять не только знание сферы деятельности, но и навыки и компетенции, выяснять, насколько претендент способен работать в команде. Поможет в этом система startexam.ru. В ней можно создавать собственные тесты и использовать готовые, проводить оценку 360 и запускать опросы сотрудников;
-
предоставлять изначально всю необходимую информацию о вакансии, о том, в каких условиях придется работать;
-
проверять причины увольнения с предыдущего места работы.
-
Использовать возможности института наставничества на испытательный срок.
-
Не просто предоставлять сотруднику рабочее место, но и создавать комфортный психологический микроклимат в коллективе.
-
Принимать к сведению конструктивные предложения работников. И сварщик, и бухгалтер должны понимать, что их мнение важно для руководства.
-
Обеспечивать сотрудников работой. Желательно избегать ситуаций, когда, например, первые 2 недели месяца работников отправляют в неоплачиваемые отпуска из-за отсутствия заказов, а потом приходится увеличивать смены до 12-14 часов и отменять выходные, так как нужно срочно отгрузить большую партию товаров.
-
Проработать систему поощрений, предложить работникам приемлемый социальный пакет.
Реклама. LdtCKFGcH