Погружение во впечатления

Выставка «Французские импрессионисты и их эпоха» в проекте KazanFirst «Сокровища
Казанского Кремля»

В рамках проекта «Сокровища Казанского Кремля» главный редактор KazanFirst Антон Шишкин и заместитель директора по развитию выставочной деятельности, связям с общественными организациями и СМИ Казанского Кремля Антон Райхштат осмотрели выставку «Французские импрессионисты и их эпоха» и выяснили, как прогресс повлиял на художников, откуда появился термин «импрессионизм» и в чем главная заслуга импрессионистов.

Мне очень нравится подход, с каким сделана выставка. Ты приходишь посмотреть на импрессионистов и поначалу не видишь ни одного импрессиониста. Главная фишка выставки кроется в самом названии – «Французские импрессионисты и их эпоха». То есть они поставлены в контекст той живописи, которая их окружала, и мы видим само движение. Благодаря этому наглядно видна революция в живописи, которую они совершили и вклад художников в культуру.
Погружение во впечатления
Здесь представлена академическая школа живописи в лучших ее проявлениях. Такие картины выставлялись каждый год на всемирном салоне живописи в Париже. И от этого, противопоставляя свое искусство академической живописи, и родились импрессионисты.
Погружение во впечатления
Я хочу  рассказать отдельно про эту работу. Жан-Леон Жером был ярым противником импрессионизма. По иронии судьбы он сейчас оказался на выставке импрессионистов. Была история, когда была выставка картин этого направления, и он пытался не допустить, чтобы король Франции не увидел работы импрессионистов. Он буквально загородил собой зал и сказал, что дальше следует позор Франции.
Погружение во впечатления
Картина называется «Дуэль после маскарада». Очень академичная живопись. Если смотреть на подобные картины, создается впечатление, что в каждой работе искусственно выставленный свет. У импрессионистов же свет настоящий, без каких-либо «правильностей».
Погружение во впечатления
Долгое время художники, использовавшие академический стиль, воспринимались как представители ретрограда, какого-то консервативного движения. И, поскольку они не совершили революцию в живописи, относились к ним соответственно. Есть известная фраза – искусство только там, где есть революция. Но, тем не менее, эти работы – высочайшего уровня и сейчас в мире наблюдается интерес к художникам той эпохи. Может, они не так известны и брендированны как импрессионисты, но каждая работа – настоящий шедевр.
Погружение во впечатления
Это «Человек со сломанным носом» Родена. Это скульптор, который очень вдохновлялся импрессионистами, впитал от них многое и фактически его творения находятся на грани академической школы и импрессионизма. У этого шедевра тоже есть история. Говорят, что Роден нашел на улице бродягу и слепил с него такой портрет. Это одна из первых значительных работ Родена.
Погружение во впечатления
Здесь мы видим картины представителей барбизонской школы. Они в своем творчестве больше всего внимания уделяли пейзажу и свету. Моне по этому поводу говорил – я предпринял попытку совершить невозможное, передать сам свет. И здесь мы видим, как происходит движение в живописи.
Погружение во впечатления
Появление импрессионизма было обусловлено объективными факторами середины XVIII века. Появляются металлические тюбики с краской. Если раньше художник разводил порошок, толок какие-то камни и готовил краску из других материалов, то фактически появление металлических тюбиков позволило им выйти на природу и передавать этот свет.
Погружение во впечатления
Самая главная заслуга импрессионистов – они обратились к простым сюжетам и повседневности. Если раньше картины писались на библейские сюжеты, батальные сцены и события, то импрессионисты интересуются простыми вещами. Это стало возможно благодаря отчасти таким техническим новинкам.
Погружение во впечатления
Еще один интересный факт касается фразы «свинья – лучший друг импрессиониста». Распространение кисточек из свиной щетины позволило передавать именно такие мазки, которые любят импрессионисты. До этого кисточки делали из мягкой шерсти песца, белки и других пушных животных. А они были приспособлены только для тончайших мазков.
Погружение во впечатления
Об импрессионистах можно сказать и то, что они предвосхитили IT-технологии, в особенности пуантилисты, которые писали точками. Они считали, что все состоит из мельчайших точек, все, даже свет, можно деконструировать на простые цвета. Если внимательно рассмотреть работы пуантилистов, можно заметить, что они не смешивали цвета, а писали картины чистыми красками.
Погружение во впечатления
Считается, что на картины импрессионистов надо смотреть несколько издалека и это действительно так. Но их так же интересно рассматривать вблизи, анализируя мазки и линии, выясняя, как это сделано.
Погружение во впечатления
Еще одна вещь, которая очень сильно повлияла на живопись того времени – изобретение фотоаппарата. Идея рисовать похоже на реальность стала лишена всякого смысла. Зачем рисовать похоже, если можно сфотографировать? Поэтому в искусстве изменились ценности, оно стало изучать само себя. Так появились величайшие художники XX века – модернисты, абстракционисты и другие.
Погружение во впечатления
Следующая картина – «Букет цветов в вазе» Поля Сезанна. Это одна из очень редких работ, которую Поль Сезанн решил подписать, хотя обычно этого не делал. Данный факт придает картине дополнительную ценность.
Погружение во впечатления
Далее у нас расположены три работы Ренуара. Начинал Ренуар как расписчик тарелок и если бы не был придуман способ механического нанесения узоров на посуду, он бы, наверно, всю жизнь этим и занимался. Технические прогресс и изменения в обществе превратили Ренуара в того, кого мы имеем.
Погружение во впечатления
В конце жизни у художника случился приступ паралича, и он оказался прикован к инвалидному креслу. Но даже тогда он продолжил писать картины кистью, которую вкладывала ему между пальцев сиделка. Его хороший друг Матиасс спросил, почему Ренуар не бросит рисовать, если это доставляет ему такую боль. На это великий художник ответил, что боль и болезни проходят, а красота остается в вечности. Весь Ренуар заключатся в этой фразе.
Погружение во впечатления
В XX веке в европейском искусстве возник перелом. В живописи было несколько нерешаемых проблем. Одна из них заключалась в том, что живопись – самое плоское из искусств, но при этом она передает пространство. В это время Боттичелли начинает обводить центральные объекты картин тонкими линиями, чтобы создать впечатление контрового света, появляется учение о перспективе и многое другое. Все это движение все больше и больше становится оторванным от жизни. Импрессионисты предложили совершенно новый тип писания, принципиально новое видение картин – то видение, которое возникает у нас в мозгу.
Погружение во впечатления
Изначально термин «импрессионизм» появился как ругательный, как насмешка одного из журналистов. С французского «impression» переводится как «впечатление». Журналист сказал, что эти картины пишут какие-то импрессионисты, начал насмешливо к ним относиться и таким образом «клеймил» художников. Уже позже термин утратил насмешливость. Важный переход произошел, когда искусство перестало передавать реальность и начало передавать настроение.
Погружение во впечатления
Далее расположена картина Эдгара Дега, который буквально фанател от танцовщиц и балета. Он сам говорил, что у него две страсти в жизни – балет и скачки. Чаще всего он изображал танцовщиц в самых разных видах. Поговаривают, что его отношение к балету было полностью лишено эротического подтекста.
Погружение во впечатления

Выставка «Французские импрессионисты и их эпоха» продлится до 25 февраля. Больше фотографий экспозиции можно посмотреть здесь.

Елена Орешина
Фото: Егор Алеев

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *