Накип Галимов: «Мы освобождаем рынок от мебельных компаний из других городов. Моя цель как председателя ассоциации поддержать местного производителя»

Накип Галимов: «Мы освобождаем рынок от мебельных компаний из других городов. Моя цель как председателя ассоциации поддержать местного производителя»
Председатель ассоциации производителей мебели Набережных Челнов и Закамья
рассказал, как местные компании выживают в кризис, используя протекционистскую
политику местных властей

Председатель ассоциации производителей мебели Набережных Челнов и Закамья Накип Галимов


Михаил Ляпунов — Набережные Челны

В начале мая ассоциация производителей мебели Набережных Челнов и Закамья собирается открыть первый торговый центр бренда «Мебель Татарстана». Объединение также налаживает сотрудничество с мировыми производителями материалов — если турецкая компания Kastamonu, у которой завод деревянных плит в ОЭЗ «Алабуга», вошла в состав учредителей мебельного кластера, то немецкий производитель фурнитуры Hettich сделал для членов ассоциации 20% скидку. Об этом в интервью KazanFirst рассказал председатель ассоциации и гендиректор мебельной фабрики «Ак барс» Накип Галимов. У ассоциации планы по завоеванию рынка Челнов и Закамья с оборотом 1,5 млрд рублей в год, через пять лет они планируют полностью захватить его.

— Расскажите про бренд «Мебель Татарстана»; на какой стадии его формирование?

— Сейчас мы оформляем его. 1 мая будем открывать первый торговый центр, но пока в арендованном помещении. Хотим выставить всю нашу продукцию под единым брендом.

Нами рассматриваются два варианта размещения центра: на Зяби и в 7-м комплексе в «Мега-мебели». На Зяби нам предлагают хорошие условия – низкую арендную ставку. Скорей всего, там откроемся.

Для наглядности есть идея выставить комплектацию готовых обстановок — квартир  прихожих, кухонь, спален, начиная с ванной комнаты.

Накип Галимов: «Мы освобождаем рынок от мебельных компаний из других городов. Моя цель как председателя ассоциации поддержать местного производителя»

— Раньше ассоциация планировала построить собственный торговый центр и просила поддержки у Магдеева. Отказались от этих планов?

 Этот вопрос [глава исполкома города] Наиль Гамбарович [Магдеев] поддержал; он готов помочь. За это ему спасибо, но мы пока сами немножко не готовы к этому. Раскручивая эти программы, мы хотим комплектовать капитал ассоциации и потом вложиться в центр.

Принят новый закон о торговых площадях  большие налоги, это тоже чуть скорректировало наши планы. Мы это дело пока притормозили.

— На какой стадии сотрудничество с турецкой Kastamonu и немецкой Hettich?

— За переговоры с Kastamonu надо сказать спасибо администрации города. Раньше не хватало связи с властью. Нас не слышали, нас не слушали. Что ни говори, если нет производства, далеко не уедешь. На мой взгляд, Наиль Гамбарович взял правильное направление. Он встречается, вникает в дела всех производственников города. Это такой метод работы, какой был у [основателя города Раиса] Беляева. Это дает огромный результат.

С Kastamonu у нас переговоры сначала шли тяжело. Нас не считали за серьезных партнеров. С поддержкой Наиля Гамбаровича этот вопрос начал решаться. В итоге Kastamonu тоже зашла в учредители мебельного кластера.

По фурнитуре мы очень плотно работаем с Hettich. Члены правления ассоциации выезжали в Германию на завод, там нас очень хорошо приняли. Они решили продавать свою продукцию для членов ассоциации по самым низким ценам – их скидка около 20%.

Мы им предлагаем открыть прямо здесь завод, чтобы они ближе к производителям были.

Накип Галимов: «Мы освобождаем рынок от мебельных компаний из других городов. Моя цель как председателя ассоциации поддержать местного производителя»

Расскажите о программе ассоциации для тех, кто берет жилье в ипотеку?

— На антикризисном штабе на прошлой неделе мы презентовали Наилю Гамбаровичу эту программу. Мы предложили заключить договоры со строителями жилья и квартиры продавать полностью меблированными.

Раньше люди заключали ипотечные договоры с застройщиком, потом собирали уйму документов, шли в банк, оформляли ипотеку. Молодая семья приходит с коляской в новую квартиру, на подоконнике сто грамм выпивают, и оказывается, что сесть и лечь негде. Радость от новоселья омрачается новой проблемой. Начинается второй круг хождения по банкам для покупки мебели, но уже не под 12% ипотеки, а под 24-28%.

Наша задача  помочь людям сразу же заложить в стоимость однокомнатной квартиры условно 100 000 рублей и дать сертификат на мебель. Нами разработано где-то 5-6 вариантов комплектации квартир. Покупатель, получив сертификат, идет к нам и говорит: этот вариант мне нравится. Мы полностью изготавливаем мебель, монтируем её.

Цель, которую мы ставим,  освободить людей от лишних проблем, предложить новый вид услуги, а не обмануть народ или навязать продукцию.

У покупателя есть выбор – 15 представителей ассоциации. Верно?

— Да. Ему по каталогу предоставляются 5-6 вариантов выбора. Но это не обязаловка. Покупатель может и не взять этот сертификат. Но это выгодно. Под 12% получить дополнительные 100 000 рублей и разделить их лет на 20, никто не заметит этой суммы. Такого процента под мебель никто из банков не даст точно.

Это социальный проект для жителей нашего города. Глава исполкома поддержал его. Мы хотим сначала реализовать его в Челнах, потом двигаться дальше.

Люди купили квартиру и ищут, где купить мебель. Магазин накручивает минимум 30% в цене. Мы поставляем мебель со склада, от производителя минимум на 30% дешевле, к тому же мы предусмотрели скидки, сами осуществляем доставку, сборку, установку и предоставляем гарантию.

Накип Галимов: «Мы освобождаем рынок от мебельных компаний из других городов. Моя цель как председателя ассоциации поддержать местного производителя»

— За счет чего такая скидка?

— Если мы в магазин выставляем продукцию, даже если он наш, то в её стоимость закладывается арендная плата за помещение, зарплаты продавцов, транспортные расходы. Мы хотим убрать промежуточные затраты и напрямую возить мебель к потребителю.

Покупатель может заказать любую мебель от 15 местных производителей, если ему понравятся наши дизайн-решения. Благодаря этому мы освобождаем рынок от мебельных компаний из других городов. Моя цель как председателя ассоциации поддержать местного производителя.

— Мебельная ассоциация появилась в городе одной из первых. Чего добились за три года?

— Процесс был непростым. Три года тому назад нам удалось объединиться. В самом начале мы собирали на совещания почти 40 представителей индустрии. Сейчас пришло время объединить всех производителей мебели, чтобы мы перестали соперничать, а начали сотрудничать.

Нами была разработана программа развития мебельной отрасли Челнов и Закамского региона. Организация приняла устав и учредительные документы. Оформили ассоциацию в минюсте [Татарстана]. В объединении сейчас 15 членов, из них в правлении – девять.

Мы в еженедельном режиме проводим заседания правления.

Когда назначили главой исполкома Наиля Гамбаровича Магдеева, он организовал круглый стол для предпринимателей. На мероприятии я озвучил наши планы.

Мы попросили посодействовать в создании мебельного кластера, буквально за две недели он этот вопрос помог оперативно решить. Есть постановление и указ президента Татарстана [Рустама Минниханова] о создании кластера.

— Кластер очень модное слово. Что собой представляет  мебельный кластер?

— Нашу кластерную программу мы уже защитили на уровне республики. На той неделе ездили в Москву, там была предварительная защита. Благодаря созданию кластера получили доступ к федеральным деньгам. На первый год выделяется небольшая сумма, но тем не менее. Около 200 000 [рублей] мы вложили только в создание дизайн-проектов квартир.

В следующем году благодаря кластеру мы хотим приобрести оборудование для производства фасадов, так как сегодня от ведущих производителей мы отстаем только по ним. По остальным параметрам мы научились делать мебель европейского качества.

Фурнитура, система сборки – все по-европейски. Мы хотим на всю ассоциацию закупить роботов для покраски фасадов – это будет крупный шаг, если мы это осилим.

Накип Галимов: «Мы освобождаем рынок от мебельных компаний из других городов. Моя цель как председателя ассоциации поддержать местного производителя»

Доставляют ли проблемы мебельным производствам так называемые «гаражники»?

— Сегодня есть такая проблема, но запретительными методами ничего не добьешься, их загнала туда система. Они делают доброе дело, оружие и наркотики же не производят. Они делают продукцию, которая нужна людям, но надо создать такие условия, чтобы им было выгодно платить налоги в бюджет и получать заработную плату не в конверте.

Мы потихоньку сегодня вытаскиваем из гаражей тех ребят, которые хотят делать продукцию, хотят работать открыто. Чтобы вступить в ассоциацию, должна быть чистая заработная плата, предприятие не должно иметь долгов по налогам и должно продемонстрировать открытые реальные отчеты.

Если мы начнем работать со строителями, то это тоже поможет легализации — это ведь гарантированные объемы. Увеличение объемов, увеличение рабочих мест, увеличение налогов.

— Хотят ли производители вступить в ассоциацию? Насколько это сложно сейчас?

— Да, желающие есть. У нас был период, когда мы людей убеждали идти к нам, сейчас принято жесткое положение о вступлении в ассоциацию. Наш экспертный совет приезжает на предприятие, проверяет его: качество продукции, отчетность. Потом на заседании правления ставится вопрос о приеме в ассоциацию. Просто так к нам не вступишь – это не дворовый клуб. Нас уже услышали, с нами считаются, одобряют программы.

— Каков объем мебельного рынка Челнов, какую долю занимают местные производители?

— Когда мы создали ассоциацию, то я обратился во все службы с вопросами. Сколько в городе производителей мебели, сколько мебельных магазинов, какая потребность в мебели, какова потребность госзаказа? Ни одного ответа мы не получили.

Поэтому решили сами рассчитать объем рынка. Условно в городе 220 000 – 230 000 кв. м жилья сдается ежегодно – это где-то 3 500 квартир. По самым минимальным ценам мы посчитали сколько стоит обставить квартиру, плюс 5-6 садиков, 2-3 школы, офисы. По самым скромным подсчетам – 1,5 млрд рублей.

Это хорошие деньги, где-то 300 млн рублей только в бюджет поступит от налогов. Это несколько тысяч рабочих мест. Из 1,5 млрд только процентов 30% занимают местные производители.

Накип Галимов: «Мы освобождаем рынок от мебельных компаний из других городов. Моя цель как председателя ассоциации поддержать местного производителя»

— Вы говорили о вытеснении с рынка производителей из других городов…

— Да, в ближайшие лет пять мы должны полностью рынок взять. Проект по полной комплектации квартир поможет оттолкнуть наших конкурентов. Руководство города тоже настроено на то, чтобы местные производители развивались. Это правильная политика.

Везде работает закон «товар-деньги-товар». «Камаз», КБК (Картонно-бумажный комбинат – KazanFirst) и малые предприятия города создают товар, реализуют его, приносят городу деньги. В виде налогов и зарплат раздаем их. Народ идет в гипермаркеты, а там максимум 20% продукции местных производителей. Чтобы деньги крутились в городе, надо развивать промышленность.

— Работают ли челнинские мебельщики на экпорт?

— Мы поставляем мебель в другие города, на экспорт пока нет. Ещё не доросли. Поставляем во все близлежащие города, по всей республике комплектуем детские сады. Только наша фабрика «Ак Барс» в прошлом году укомплектовала 9 садиков, школы, больницы, дома культуры.

— Сейчас кризис, падают объемы производства. У местных производителей как дела?

 У многих падают. Мы стараемся держать цены – закладываем в них минимум рентабельности. Ряд поставщиков комплектующих, наоборот, подняли цены, рост до 20%.

В первом квартале даже без кризиса всегда производство падает. Особенно у нас, так как основной заказчик — государство. На нашей фабрике зарплаты не уменьшились, идем на уровне прошлого года. В данный момент работаем даже по продленной схеме, не успеваем немножко. Дополнительно людей приняли.

Есть сложности, но на зарплате это не отражается. Главная задача — сохранить костяк специалистов. Это проблема номер один. Специалистов не хватает.

Хотя объемы производства в 2014 году выросли на 11,7% по сравнению с 2013 годом.

— Сколько человек у вас работает на производстве?

— В зависимости от объема заказов, но основной костяк  40-50 человек.

Накип Галимов: «Мы освобождаем рынок от мебельных компаний из других городов. Моя цель как председателя ассоциации поддержать местного производителя»

— Какая средняя зарплата по предприятию?

— На уровне городской зарплаты. Надо реальную среднюю зарплату выводить. Есть люди, которые получают очень большие деньги, есть люди с низкими зарплатами. В среднем 26 000-28 000 [рублей] получается.

У нас есть вахтеры и технички, у которых установленный оклад. Есть администрация, у них тоже базовые оклады. У рабочих своя средняя зарплата. Истинная картина отражается по группам. Есть работники, которые получают до 40 000 рублей, у них сдельная оплата труда.

— Ваша мебельная фабрика одна из старейших в Челнах. Какую она сейчас продукцию производит?

— В коммунистическое время фабрика была спроектирована и построена для выпуска кроватей, матрасов, диванов. Она открыта 4 января 1982 года. Тогда она выпускала 12 наименований продукции.

После перестройки стало понятно, что на 12 наименованиях не выживешь, поэтому пришлось срочно освоить новые виды продукции – сегодня мы можем выпускать более 250 наименований.

Наша фабрика, в основном, работает на бюджет. Комплектуем полностью школы, садики, дома культуры, больницы, офисы. Поработали и на объектах Универсиады.

Пока удается держаться на плаву, я как руководитель пережил не один кризис и дефолт. Я человек старой закалки – в кредит не живу. Нас в свое время учили – берите кредиты, весь мир так живет. Кризис 2008 года многие не пережили из-за кредитов. Мы живем на свои средства.

— Этот кризис острый?

— Мне кажется, что его искусственно создали. Это нагнетается. Русский народ он сильный – выдержит, главное, чтобы в душе у человека не было кризиса.

Если посмотреть, то Набережные Челны с самого начала строительства живут в кризисе. В 1969 году не было дорог, не хватало специалистов, кирпичей, жилья. Мы день и ночь работали в кирзовых сапогах и тем не менее построили огромный город и прекрасный завод.

— У ассоциации был проект по обучению студентов. Как он развивается?

— В рамках ассоциации мы вышли на министерство [образования Татарстана] с просьбой помочь в данном вопросе. Нам удалось договориться и в строительном колледже открыть группу в 25 человек для подготовки мебельщиков-станочников. В данный момент очень остро стоит вопрос нехватки специалистов технологов по мебельному производству, поэтому ведем переговоры с институтом дизайна.

 ООО «Мебельная фабрика «Ак барс»

Гендиректор: Накип Галимов
Уставной капитал: 3,6 млн рублей
Основной вид деятельности: производство мебели
Выручка в открытых источниках не раскрывается
                                    

 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: