«Созвездие» является третьим национальным проектом Татарстана. Первые два – «Рубин» и «Ак Барс»

«Созвездие» является третьим национальным проектом Татарстана. Первые два – «Рубин» и «Ак Барс»
Генеральный продюсер республиканского фестиваля «Созвездие — Йолдызлык» Дмитрий
Туманов в интервью KazanFirst

Позавчера в Казани грандиозным гала-концертом завершился XIV открытый республиканский телефестиваль «Созвездие — Йолдызлык». Главными гостями вечера стала делегация из Крыма, возглавляемая министром культуры Ариной Новосельской. Генеральный продюсер фестиваля Дмитрий Туманов в эксклюзивном интервью KazanFirst рассказал, как «Йолдызлык» сотрудничал с Крымом, и почему фестиваль до сих пор не вышел на федеральные телеканалы. Туманов сетует, что в Казани нет системного подхода к формированию креативного класса и рассказывает, что мешает талантам «Созвездия» продвигаться после фестиваля 

– Мы уже 10 лет проводим летние смены «Созвездия» в Крыму. Как-то я зашел к Арине Вадимовне [Новосельской], она тогда была в ранге замминистра [культуры Крыма], и пригласил ее посмотреть на наших ребят. С тех пор она наблюдает за нашими концертами в «Артеке». Кроме этого, она два раза была на концертах, которые мы организуем для татар, служащих на [Черноморском] флоте. Когда премьер-министр [Ильдар Халиков] поставил вопрос о приглашении двух коллективов из Крыма, мы совместно с министерством культуры Татарстана включились в процесс переговоров с Новосельской и она нас поддержала. Благодаря этому крымские татары первый раз выехали с культурологической миссией и здорово себя представили.

«Созвездие» является третьим национальным проектом Татарстана. Первые два – «Рубин» и «Ак Барс»

– Почему вы начали налаживать сотрудничество с ней, а не с действующим тогда министром культуры?

– Дело в том, что она поднимает высокое искусство и пользуется огромным авторитетом среди элиты. В феврале нынешнего года, в эти тяжелые для всех нас времена, она была назначена на должность министра. Она проводила концерты, вокруг которых консолидировалось русскоязычное население. 

Она давно оказывала помощь педагогическому корпусу Татарстана. Новосельская всегда выдавала им грамоты. Благодаря этому педагогический корпус республики дополнительного школьного образования получал бесценные международные грамоты, которые дают самое высокое количество баллов при профессиональной аттестации педагога и напрямую содействуют росту его заработной платы.

«Созвездие» является третьим национальным проектом Татарстана. Первые два – «Рубин» и «Ак Барс»
– Как вы планируете работать с ними дальше?                   

У нас нет возможности работать с ними дальше кроме того, что мы уже делаем. Потому что в регионах России формы работы с креативным классом остались на уровне 70-80 годов. 

У нас только года три назад серьезно начали обращать внимание на воспитание креативного класса, на создание инфраструктуры, которая могла бы соответствовать уровню XXI века по производству творческого продукта. В республике практически нет специалистов, знакомых с методиками по удержанию креативного класса в регионах. 

Простой пример. Я – специалист по речи, читаю лекции «Звук — это основа карьеры». Когда я спрашиваю у студентов, кто им преподает сценическую речь и пытаюсь выяснить, какой опыт у этого преподавателя – мне, как правило, говорят, что он никогда не играл в театре, не работал на радио, но зато окончил институт, аспирантуру и сейчас пишет докторскую… Но дело в том, что если ты не сыграл в театре ни одной главной роли, не говорил на 1200 человек без микрофона, то ты просто не имеешь права преподавать сценическую речь. 

То же самое в индустрии развития талантов и развития этой отрасли. Я докладывал президенту Татарстана [Рустаму Минниханову], что в наших министерствах нет ни одного человека, который бы закончил, например, продюсерский факультет или факультет европейских стран ГИТИСа, которые бы обладали специальными знаниями в области менеджмента искусств. Президент республики в 2012 году на встрече с молодежью Татарстана давал поручение министру образования, чтобы молодых людей из списка, который бы предоставили специалисты «Созвездия», обучили в ведущих вузах мира. Но министр сменился, и этот вопрос пока остается открытым.

«Созвездие» является третьим национальным проектом Татарстана. Первые два – «Рубин» и «Ак Барс»

– Геннадий Хазанов в частной беседе сказал, что уровень «Созвездия» гораздо превосходит уровень детского «Голоса» и подобных телевизионных проектов. Почему «Созвездия» нет на федеральных телеканалах? 

– На российском канале не может быть «Созвездия», потому что в Госдуме в госкомитете по культуре нет человека из татарской культурной элиты Татарстана. Депутаты Госсовета обязаны пробить, чтобы на федеральных каналах был представлен творческий продукт Татарстана. Например, видеоклипы с легендарным Салаватом или Резедой Галимовой, с их великолепными песнями, которые могли бы представлять вторую титульную нацию. Причем они должны там появляться не реже двух раз в неделю. 

Я уже не говорю о том, что можно заключить договор с киноагентством, которое могло бы подписать четырехсторонний договор о поставке наших блестящих талантов в Голливуд и на ярмарку талантов в Канны. Наши ребята в силу своего специфического и очень интересного этнического кода будут очень востребованы. 

Мне кажется, эти технологии должны применяться в реализации программы «Перспектива».

«Созвездие» является третьим национальным проектом Татарстана. Первые два – «Рубин» и «Ак Барс»

– Какое значение «Созвездие» имеет в развитии, воспитании и взращивании талантов? 

– Ребенок, который занимается созданием чего-то собственного, когда он каждую свою клетку пытается подчинить своей воле по созданию красоты и гармонии, он сам себя воспитывает. Это очень тяжелый, но благодарный труд. Кто на «Созвездии» не ломается, кто не занял первое место сразу, но хочет этого, и пытается раз за разом – те становятся сильными личностями. Потому что они подобно Всевышнему сами создают собственный, безумно красивый мир. Самое главное, что дает «Созвездие» детям – они знают, что они оценены верно. На сколько они наработают – такое место и займут. Вы представляете, какое это счастье в абсолютно несправедливом мире испытывать воплощенную справедливость? «Созвездие» это дает. 

«Созвездие» — это миссия. Фестиваль уникален еще и тем, что в основном ребята не завидуют друг другу, а поддерживают. Я не знаю, где еще есть такое. 

К сожалению, у многих частных продюсеров есть свои личностные заморочки, которые идут «бонусами» к непосредственной карьере артиста. Самое главное, что система «Созвездия» помогла это убрать.  

– Какой продукт в итоге выпускает «Созвездие» и куда он идет? 

– Дальше гала-концерта это никуда не идет. Единственное, в нынешнем году у нас была первая попытка при поддержке Фонда развития культуры при президенте Татарстана и Совета муниципальных образований сделать серию концертов по районам республики. Концерты имеют  феноменальный успех. В этом начинании нас поддерживает министр по делам молодежи и спорта Рафис Бурганов. В будущем году мы при поддержке министерства будем заниматься программой сельских клубов.

«Созвездие» является третьим национальным проектом Татарстана. Первые два – «Рубин» и «Ак Барс»

– Почему важно устраивать подобные концерты в районах? 

– Высокохудожественные концерты «Созвездия» поднимут культурный уровень в районах. У сельских жителей непростая жизнь, поэтому они должны получать самый лучший культурный продукт. 

– Хватает ли фестивалю денег? 

– Созвездие является третьим национальным проектом Татарстана. Первые два – «Рубин» и «Ак Барс». Мне бы хотелось, чтобы бюджет «Созвездия» составлял 3% от бюджета этих проектов. 

– Возможна ли монетизация «созвездинского» таланта без привлечения административных ресурсов? 

– Возможна. На совете общественных организаций коллеги уже три раза поднимали этот вопрос.

«Созвездие» является третьим национальным проектом Татарстана. Первые два – «Рубин» и «Ак Барс»

– Дети, которые участвуют в «Созвездии» очень талантливы. Почему большинство из них не получается продвигать после фестиваля? 

– Здесь все выступают вживую, а это большая проблема для фонограммщиков. Представьте, что все эти люди, которые поют вживую, выйдут на сцену, попадут на телевидение… Фонограммщики просто окажутся без денег. Вообще находится очень много людей, которые против этого движения. Потому что это серьезная угроза на рынке людям, которые нарушают закон о фонограммах и зарабатывают на этом десятки миллионов рублей. 

При такой элите, которая есть сейчас в Татарстане можно создать серьезную госкорпорацию. Но есть много проблем. Банально – у нас мало частных каналов, а нужна конкуренция. Парадокс в том, что телевидение у нас не покупает творческий продукт, это мы платим телевидению, чтобы они нас показывали. 

«Созвездие» благодаря поддержке президента республики является социальным проектом. ТНВ предоставляет фестивалю бесплатную трансляцию. Но на самом деле «Созвездию» необходим собственный канал. 

Вообще я хотел бы создать лучший театр в Европе. Театр — единственный инструмент, который из населения делает нацию, другого способа нет. Но для создания театра нужен очень серьезный инвестор. В мировой практике финансирование театров меценатами – традиция. Чтобы добиться этой чести бизнес-элита стоит в очереди десятилетиями. У нас эти традиции пока только зарождаются. 

Елена Орешина
Фото: Роман Хасаев

Comment section

Добавить комментарий

Войти: