«Инвестиционным проектом люди считают идею, над которой не надо работать»

Глава наблюдательного совета Агентства по привлечению инвестиций Сергей Майоров
в интервью KazanFirst

Привлекать инвестиции в Набережные Челны городские власти доверили двум предпринимателям — Олегу Коробченко и Сергею Майорову. Так в 2012 году появилось первое в России частное агентство по привлечению инвестиций (АПИ). Первоначально бизнесмены скрывали, что АПИ не муниципальная структура. Но потом раскрыли тайну, говорит Майоров. Сейчас агентство ведет 10 инвест-проектов на общую сумму 935 миллионов рублей. Правда, ни один не реализован до конца, признается Майоров. Среди них две больших идеи: строительство частной дороги в район БСИ и создание презентационного фильма про Набережные Челны. О работе агентства, об инвестиционной культуре, о сложностях работы с бизнесом,  Майоров рассказал в интервью KazanFirst. Сегодня мы публикуем первую часть нашей беседы.

— Кто был инициатором создания АПИ?

—  Управление экономического развития города и отдел по поддержке предпринимательства в лице Натальи Кропотовой и Радмира Беляева. Идея создания АПИ на муниципальном уровне витала давно. Но как всегда упиралось в элементарную вещь – отсутствие денег. Сегодня многие муниципалитеты в России хотели бы иметь такие агентства. Зачастую у них не хватает денег на первоочередные нужды. У нас в городе встала такая же проблема, поэтому мне и Олегу Коробченко было предложено создать частное агентство. Мы два года занимаемся этим проектом.

— Получается — агентство частное?

— Сначала мы не рассказывали, что оно частное. Думали, люди неправильно поймут. Потом решились попробовать. Первый раз упомянули, что АПИ – частная компания на форуме институтов развития в Екатеринбурге в апреле 2013 года. Сразу же посыпался шквал вопросов. Ко мне встали в очередь министры экономик нескольких регионов. Спрашивали: как это получилось, зачем вам это надо, как удалось городу договориться с вами? Мы даем очень простые объяснения. У нас есть внутренняя потребность оказывать поддержку предпринимательству в родном городе.

— АПИ для вас это трата денег или зарабатывание?

— Я не скажу, что это совсем невыгодная и пустая трата денег.  Мы вели собственные крупные инвестиционные проекты. Опыт в их реализации и привлечении инвестиций у нас уже был. Используя его, мы привнесли в город новую культуру работы с инвестиционными проектами. Не случайно именно нам предложили создать агентство.

— Что это за культура?

— Инвестиционная культура в городе только зарождается. Сказать, что предприниматели знают, как работать с проектами – слишком самонадеянно. Если мы хотим развиваться, то у нас всегда  должны быть какие-то проекты. Это мы пытаемся через СМИ донести до людей. Бизнес не может стоять на месте. Он развивается по спирали. Если бизнес остановился – это равносильно падению. Завтра тебя обойдут конкуренты и тебя не будет. Чтобы развиваться, нужно грамотно выстраивать политику в части вложения инвестиций, либо их привлечения.

— Как это делать?

— Чем лучше проработан инвестиционный проект, тем быстрее он реализуются. С этим у нас до сих пор серьезная проблема. Зачастую инициаторы создания бизнеса не считают нужным подготовить бизнес-план. «Зачем нам он, мы примерно знаем», — так они думают. Но бизнес-план вещь упрямая. Там есть маркетинговая и финансовая часть. Первая –  это исследование рынка. Насколько ты угадал со своей идеей, насколько успешен будет бизнес. Финансовая часть – это обоснование идеи конкретными расчетами. В ней уже подсчитаны сроки реализации проекта и точка безубыточности. Сколько денег можно заработать на этом проекте.

— С какими проблемами пришлось столкнуться в первую очередь?

— Первый год работы мы сделали очень серьезную ошибку. Пригласили инициаторов проектов. Набралось 78 человек. Создали каталог и начали работать. Нас прельщало, что у нас такой большой портфель проектов — на 10 млрд рублей. Но после первой встречи с серьезными инвесторами, пришлось сделать серьезные выводы. Мы пригласили на переговоры подразделение Внешэкономбанка. Из 78 человек пришло только 13. Начали разбираться. Люди отвечали: «нам это не надо, мы уже потеряли интерес». Стало понятно, что за количеством гнаться не нужно, нужно гнаться за качеством проектов и за интересом конкретных инициаторов.

— Сколько у вас проектов сегодня?

— В работе всего 10 инвестиционных проектов на 935 миллионов рублей. Это те идеи, которые мы ведем на территории Набережных Челнов. Со всеми их инициаторами подписаны договоры. Одним из пунктов договора вводятся штрафные санкции за выход из проекта.

— Для чего?

— Для того, чтобы не попадать в нелепые ситуации перед инвесторами.

— Сколько инвестиций привлекли, назовите цифры?

— Пока мы ни один проект с начала и до конца не довели. С другой стороны мы много сделали проектов, с помощью которых бизнесмены привлекли субсидии через различные госпрограммы. Многие отказались от инвестиционных проектов – это тоже серьезное наше достижение. Хорошо, что люди не начали их реализовывать и тратить свои деньги. С самого начала мы ведем сложный инвестиционный проект – это завод по утилизации грузовых автомобилей. Его реализует группа компаний «Кориб». Для его реализации необходимо изменить даже некоторые федеральные законы.

— Получается, что АПИ прямых инвестиций в город пока не привлекло?

 — Пока нет. Субсидии привлекаем, это тоже некие инвестиции. Но прямых инвестиций на открытие бизнеса пока не привлекли.

— Завод по утилизации грузовиков сейчас работает?

— Производство уже частично запущено – работает завод по переработке шин. Но как полноценное производство по утилизации автомобилей пока не функционирует из-за различных законодательных недоработок: с одной стороны есть утилизационный сбор, с другой он может быть потрачен только на утилизацию новых автомашин.

— Олег Коробченко ранее говорил KazanFirst, что идут сложные переговоры с федеральным минпромторгом

— Мы работаем с министерством промышленности, чтобы ликвидировать недоразумение в нормативно-правовых актах. Там, где прописано, что утилизироваться могут только автомобили выпуска после первого сентября 2012 года. Пока идут переговоры. 

— Завод построен, но работает не в полную мощность?

— Чтобы занять пустующие здания и сооружения мы предложили задействовать их под частный технопарк «Кориб». Подали заявку. Это, кстати, единственный из проектов, где есть инвестор. Предприниматели могут прийти к нам и предложить идеи по созданию производств, но со специализацией на грузовые автомобили. Сегодня группа компаний «Кориб» готова соинвестировать в идеи, которые могут быть у инициаторов проектов. Это уникальное предложение. Есть площади, «Кориб» поможет купить нужные станки, оборудование, все запустить, какие-то услуги взять на аутсорсинг. Предпринимателю останется только работать.

— Сколько человек работает в АПИ сейчас?

— Семь человек. Они не занимаются бухгалтерскими, юридическими, кадровыми услугами. Они работают только над задачами, которые стоят перед агентством. Насколько мне известно, в корпорации развития Урала работает пять человек. Мы пока не планируем увеличивать штат. Он укомплектован. Этого достаточно, чтобы решать задачи, которые перед нами стоят.

— Сколько компаний благодаря АПИ были созданы с нуля или увеличили производство?

— Мы такой статистики пока не ведем. В среднем, в день к нам обращаются до 3-4 человек. В неделю 10-15. После консультаций 90% на контакт больше не идут.

— Почему?

— Мы рассказываем, что такое инвестиционный проект. Что для него необходимо. У нас есть вопросник, мы его передаем предпринимателям. В основном, инвестиционным проектом люди считают идею, над которой не надо работать. У нас идея должна материализоваться в пакет документов. Это не просто бумаги. Это должны быть соглашения о намерениях. Например, на аренду земельного участка, офисных площадей, производственных мощностей, соглашение о намерениях производства или услуги, которую собирается создавать этот проект, соглашение о намерениях на поставку сырья. Когда весь этот пакет документов люди начинают собирать – они понимают — куда ввязались. Большинство видят перечень и говорят: «нет, нам это не нужно, мы только генерируем идеи». Но этого недостаточно. При реализации любого инвестиционного проекта надо рассчитывать на кропотливый труд. Это не наша прихоть.

— Какие документы необходимы АПИ? 

— Приходишь к любому инвестору, в первую очередь он просит показать технико-экономические показатели проекта. Но много читать не будет: идея проекта – первый абзац и технико-экономические показатели: сроки проекта, стоимость, точка безубыточности, какая продукция планируется к выпуску – всё! Он тратит одну минуту времени на то, чтобы ознакомиться. Если инвестор заинтересовался, он просит детальное изучение. Для того, чтобы он дошел до паспорта проекта – необходимо потрудиться.

— Вы оказываете помощь в создании бизнес-планов?

— Да. Мы говорим, что нужно, чтобы разговаривать с любым инвестором. Если инициатор проекта на это не идет, то мы тоже не можем с ним работать.

— Что нужно сделать потенциальному предпринимателю, чтобы агентство помогло ему привлечь инвестора?

— Нужно прийти к нам и получить консультацию, подписать с нами договор на сопровождение проекта и начать кропотливо готовить по перечню наших вопросов документы, которые необходимо показывать потенциальным инвесторам. Когда мы видим, что проект готов, он выносится на инвестиционную комиссию. Если есть положительное решение, мы выносим проект на утверждение инвестиционного совета при мэрии города. Одновременно мы начинаем с ним знакомить всех наших потенциальных инвесторов. Сейчас у нас более ста инвесторов. Для реализации проекта привлекаются не только инвестиции, но и субсидии. Мы  всегда мониторим те программы нашего государства, по которым мы можем привлечь средства для проектов.

— Предпринимателю не требуется делать финансовые вложения в АПИ?

— Финансовых вложений не требуется. Безусловно, в договоре мы указываем некое вознаграждение по соглашению сторон, в случае реализации проекта. Если проект не реализуется, то значит, мы отработали без комиссионного вознаграждения. Не считаю это чем-то страшным, учитывая, что мы — институт развития. Если что-то получилось, то предпринимателя просим поделиться, но это чисто символическое вознаграждение – несколько процентов.

— Как АПИ взаимодействует с властью?

— Мы работаем в рамках соглашения между исполкомом города и агентством инвестиционного развития Татарстана (АИР). Один раз в неделю проходят совещания в администрации города. Я думаю, что АИР нас считает неким своим подразделением по продвижению их идей на нашей территории.

Михаил Ляпунов

 

Инвестиционные проекты АПИ

1)     Модульный индустриальный промышленный парк утилизации грузовых автомобилей;

2)     Модернизация литейного производства;

3)     Создание городской системы по сбору ТБО;

4)     Современная пасека по канадской технологии;

5)     Мраморный двор;

6)     Организация производства древесно-полимерных композитов;

7)     Разработка конструкций и технологии изготовления каркасных панелей и материалов для малоэтажного строительства;

8)     Производство резиновых покрытий и цветной резиновой крошки;

9)     Производство пенобетонных блоков;

10)  Кофе-автобус Cafe-bus.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *