Альберт Гильмутдинов: «Ко мне как к министру образования никаких претензий не было»

FNR_7134
Вторая часть интервью экс-министра образования Татарстана, а ныне ректора
КНИТУ-КАИ

Кристина Иванова — Казань

Профессор Альберт Гильмутдинов протягивает мне в подарок экземпляр своей книги «Уроки лидерства. Курс личностного развития», написанной в соавторстве с его младшей дочерью. По моей просьбе оставляет автограф с надписью «Кристине с пожеланиями успехов». Книга начинается с трогательного посвящения трехлетней, пока единственной внучке ректора КНИТУ-КАИ, Лейлочке. «Малыш, ты только научилась ходить. Пусть твоя дорога будет долгой и счастливой. Возможно, эта книга поможет тебе». Гильмутдинов говорит, что книга о том, как стать успешным в жизни и при этом сохранить здоровье и добрые отношения с людьми.

Уроки лидерства — один из амбициозных проектов Гильмутдинова, который он инициировал еще будучи министром образования, и даже вел это занятие, еженедельно, по полтора часа, меняя портфель министра на учительскую указку. В интервью KazanFirst ректор рассказывает о том, что пока проект не получил широкого распространения, но сам он продолжает учить основам лидерства студентов Инженерного лицея для одаренных детей КНИТУ-КАИ.

________________________________________

Альберт Гильмутдинов возглавил республиканское министерство образования в марте 2009 года. С сентября 2012 года — ректор КНИТУ-КАИ. В 90-е профессор приобрел международный опыт, читая лекции в учебных заведениях и исследовательских центрах Канады, США и Европы. Автор более 200 научных работ и 18 патентов, в научном мире известен как специалист в области атомной спектроскопии, физики плазмы и промышленных лазерных технологий.

________________________________________

— Как вузовское сообщество Казани восприняло назначение новым министром образования России Ольги Васильевой?

— Поживем — увидим. Пока что-то конкретное говорить довольно трудно. Ясно, что любому руководителю федерального уровня, особенно министру образования, нужно время, чтобы войти в курс дел, осмотреться, сформировать собственную позицию. Не зря говорят, что на исходе 100 дней формируется начальное понимание. До этого периода делать какие-то прогнозы бессмысленно.

FNR_7134Фото: Василий Иванов, KazanFirst

— Вам комфортно работать в должности ректора КАИ, учитывая, что alma mater — КФУ?

— Абсолютно комфортно.

— Не было внутренней ломки, что долгие годы вы работали в Казанском университете, а возглавили другой вуз?

— Нет. Я сразу же погрузился в работу. Буквально на третий день у меня появилось ощущение, что я работаю здесь всю жизнь. Я очень быстро вошел в курс дел, напряженной работы было очень много.

Да, я долгое время работал в Казанском университете. Может быть, для меня изменения прошли легче, потому что в 90-е годы трудился в университетах Европы, США, Канады, Азии. Я привык к достаточно динамичной жизни. Отличий между российским и канадскими или российскими и европейскими университетами намного больше, чем между казанским и казанским. Поэтому никаких проблем не возникло — переход был абсолютно комфортным.

— А в плане субординации сложностей не возникло? Сначала вы были министром, общались на одном уровне. А потом стали ректором и перешли в другую плоскость…

— Большинство университетов никогда не были подчинены местному министерству образования. Хотя отношения всегда были уважительными и корректными. Да и сейчас отношения остаются очень хорошими. Вы правы в том, что это другая плоскость, но не более низкая. Это не означает, что человек пошел на повышение или понижение. Это такой переход в параллельную плоскость на другую работу. Экс-министр [образования и науки РФ Дмитрий] Ливанов был ректором МИСиС. До этого был заместителем министра, но ушел в ректора. Поэтому когда по поручению нашего президента [Рустама Минниханова] я ушел из министерства возглавлять университет, это ни в коей мере никто не рассматривал как некое понижение.

FNR_7167Фото: Василий Иванов, KazanFirst

— Можете рассказать, как проходило назначение министром образования?

— До того как меня назначили министром, почти год я поработал заместителем министра. Это было решение тогда еще первого президента республики Минтимера Шаймиева. Мне было оказано такое доверие. Естественно, у меня было личное собеседование с премьер-министром, которым тогда был Рустам Минниханов, и перед итоговым указом — встреча с Шаймиевым. Видимо, все сложилось, и я вступил в эту должность.

Я работал министром более трех с половиной лет. Это было очень хорошее для меня время. Я верю, что тогда мы заложили много позитивных изменений в систему образования. Сейчас она очень хорошо развивается под руководством Энгеля Фаттахова. Могу твердо сказать, что динамика развития татарстанской системы образования, если взять деятельность двух последних министров, очень позитивная и хорошая. Тьфу-тьфу-тьфу (стучит по деревянному столу). Я без преувеличения могу сказать, что я любуюсь развитием сферы образования в нашей республике.

— А почему, на ваш взгляд, именно министры образования меняются так часто?

— Есть разные траектории и идеологии реализации кадровой политики. Нет ничего плохо в том, если успешный министр работает в должности и пять, и десять лет. Но абсолютно нормально, если министр работает и менее пяти лет. XXI век — эпоха динамичных перемен. В США с крупнейшей в мире экономикой президента выбирают на четыре года. И этого достаточно для реализации намеченных планов. Три с половиной года, которые я был на посту министра — это огромный период. За это время можно очень много сделать. Все зависит от того, как работает человек, быстро ли он входит в дела. Возможны разные траектории — лишь бы дело шло.

Вот смотрите. Система образования Татарстана развивается хорошо или плохо? Если она развивается хорошо, значит, все благополучно и с кадровой точки зрения. Критерий очень простой. А так, если бы человек сидел (скажем, в должности министра образования) 15 лет и система при этом стагнировала —разве это было бы хорошо? Надо оценивать не как часто меняются министры, а насколько эффективно развивается сама система.

FNR_7245Фото: Василий Иванов, KazanFirst

— Просто обычно, если президент меняет министра, значит, он чем-то недоволен…

— Не обязательно. Зная свою ситуацию в деталях, могу точно сказать, что ко мне как к министру претензий не было. Президент позже это событие прокомментировал так же.

К сожалению, на тот момент был кризис в одном из крупнейших университетов не только Татарстана, но и России. Он широко освещался в СМИ. КНИТУ-КАИ — всероссийский бренд, был реальный шанс, что его возглавит человек из-за пределов республики. Нужно было что-то делать, и президент эту работу поручил мне. Сейчас у нас все нормально. Самое главное — сильный коллектив, действительно с огромным потенциалом, снова объединился для решения сложнейших задач, стоящих перед университетом. Конечно, есть и свои сложности, но это жизнь, в которой никогда не бывает все гладко. Но в целом университет не просто вышел из внутренних проблем, но начал активно, мощно и интенсивно развиваться. Это видно по всем объективным показателям.

FNR_7201Фото: Василий Иванов, KazanFirst

— Как проходило назначение ректором? Минниханов обращался лично к вам или все шло через аппарат?

—В нашей республике президент лично курирует вопросы, связанные с образованием. Потому что образование лежит в основе развития человеческого потенциала. Это одно из главных приоритетных направлений развития Татарстана. Естественно, он был в курсе. И когда ситуация в КАИ начала принимать характер эскалации, Рустам Нургалиевич меня вызвал, сказал, что в университете сложилась непростая ситуация и спросил, готов ли я взяться за эту работу. Разумеется, я ответил утвердительно. Если президент такое решение принял, значит, его надо исполнять. Это был абсолютно спокойный, чисто рабочий момент.

— Одним из проектов, который вы инициировали в качестве министра образования, были уроки лидерства. Сейчас вы ведете уроки лидерства в Инженерном лицее для одаренных детей КНИТУ-КАИ. Вы рассчитываете, что дети, вдохновленные вами, пойдут потом учиться в КАИ?

— Конечно, мы бы хотели, чтобы выпускники лицея— а там учатся невероятно талантливые дети, от способностей которых я просто в восторге — пришли в КАИ. Но это свободные люди. Они сами все решат. Их никто ни в коей мере не принуждает идти в КАИ — это абсолютно исключено. Но если они выберут наш университет, мы будем счастливы.

Я веду там уроки лидерства не для того, чтобы заманить их в университет, такие примитивные технологии просто не работают. Цель курса совершенно в другом — помочь нашим детям в личностном развитии. А касательно поступления в КАИ, мы стараемся им показать, что сегодня КАИ — действительно очень крутой вуз. Если они это увидят, то сами потянутся к нам.

Я закончил и издал книгу «Уроки лидерства». Это очень важный проект, который существенно дополняет школьную программу. В современной школе много разных уроков, и это хорошо. Смотрите, что получается. Когда вы, скажем, подтягиваетесь на перекладине, то укрепляете мышцы рук, но при этом мышцы ног вообще не работают. Для них нужны другие упражнения. Так вот разные уроки укрепляют разные части вашего интеллекта. Если мы хотим, чтобы наши дети были конкурентоспособными, они должны изучать на совесть все предметы. Это то, что давно называется всесторонне развитой личностью. Но в череде этих уроков — и это мое твердое убеждение — уроки лидерства, понимаемые как уроки личностного развития, — самые главные. А, к сожалению, их в наших школах нет вообще…

— Вот я и хотела уточнить. Почему, на ваш взгляд, они не получили такого всемерного распространения?

— Потому что это очень необычный проект. Хотя и представляет собой основу основ формирования личности. Уроки лидерства — это уроки успешности. И для того, чтобы передать, объяснить законы успешной жизни, ты и сам реально в этой жизни должен чего-то достичь.

— Не хватает у нас таких людей или они просто не хотят возиться с детьми?

— Такие люди есть. Но начинать новое дело всегда непросто. Уроки лидерства очень необычный, нестандартный проект. И поэтому масштабируется, тиражируется очень тяжело.

FNR_7212Фото: Василий Иванов, KazanFirst

— Вы ждете, что у уроков лидерства когда-то наступит взрывной рост?

— Я убежден, что он будет. Потому что это крайне важно. Это фундамент человека, который начинает жить. Критически важно, чтобы этот фундамент был правильным.

— Дочку вам удалось «заразить» уроками лидерства?

— Да. Причина ее соавторства проста, и во введении мы об этом пишем. Здесь говорится о вещах, понимание которых приходит только с годами. Это моя часть. В то же время, книга адресуется молодежи. Вот она (младшая дочка) — молодежь. Такой тандем опыта и молодости помогает объемно понять проблему.

— А посвящение внучке?

— Да, дочке старшей дочери. Маленькое чудо (показывает на телефоне фотографию внучки).

— Удается возиться с внучкой?

— Да, но не так часто, к сожалению. Но мы все — большие друзья. Так получилось, что я всю жизнь очень много работал, и с детьми все время возилась наша мама. Но, тем не менее, у нас очень хорошие и теплые отношения с дочерями, тьфу-тьфу-тьфу. И вообще дело не в том, сколько времени ты проводишь [с родными], важно как ты это делаешь.

⇒Альберт Гильмутдинов: «КАИ — пуп земли. И никаких сомнений в этом нет» (первая часть интервью)

 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *