Многое из исламского наследия в Татарстане безвозвратно утрачено

foto_2
Почти все памятники истории на территории республики являются достоянием
религиозной культуры, считают в татарстанском ДУМ. Там продолжают кампанию по
возвращению утерянных когда-то объектов умме. Очередным стало здание бывшей
школы №76. О том, сколько времени потребовалось на то, чтобы вернуть медресе, и
какой объект будет следующим, в интервью KazanFirst рассказал заммуфтия
Татарстана Мансур Джалялетдинов

Почти все памятники истории на территории республики являются достоянием религиозной культуры, считают в татарстанском ДУМ. Там начали кампанию по возвращению утерянных когда-то объектов умме. Одним из первых стало здание бывшей школы №76. О том, сколько времени потребовалось на то, чтобы вернуть медресе, и какой объект будет следующим, в интервью KazanFirst рассказал заммуфтия Татарстана Мансур Джалялетдинов. 


Ильнур Ярхамов – Казань

— Мансур хазрат, на прошлой неделе стало известно, что бывшее здание школы №76 для детей с ограниченными возможностями здоровья по улице Сары Садыковой теперь принадлежит ДУМ РТ. Оно действительно было необходимо муфтияту, несмотря на крайне обветшалое состояние?

— Для Духовного управления мусульман РТ это не просто недвижимость. В первую очередь это памятник архитектуры и духовной культуры, поскольку до революции 1917 года в здании располагалось медресе «Музаффария». То есть в данном случае можно смело утверждать, что восторжествовала историческая справедливость, ведь татарский купец Нугман Абдулкаримов построил это здание именно для того, чтобы разместить в нем медресе. Впоследствии «Музаффария» станет одним из видных медресе своего времени, которое выпускало выдающихся деятелей культуры и религии, оставивших свой след в истории татарского народа. Задача муфтията — сохранить этот памятник и сделать так, чтобы он продолжал служить во благо татарской уммы. Ведь для того и было построено это здание.

foto_2

— А были ли раньше подобные прецеденты, когда объекты возвращались в пользование Духовного управления?

— Один подобный объект мы уже непростительно потеряли. Здание просто-напросто безвозвратно уничтожено — на месте медресе «Халидия» на улице Фатыха Карима теперь стоит офисный центр. Тогда ДУМ РТ просто не успело вернуть здание в собственность. Возможно, этого кощунства удалось бы избежать.

— А как долго возвращалось здание медресе «Музаффария»?

— Это долгая история. Началась она в 1995 году. Именно с тех пор для спецшколы, которая располагалась в здании, подыскивали подходящие условия. Благо в прошлом году деткам предоставили современное, оборудованное всем необходимым новое здание и дом, долгие годы юридически принадлежащий Минземимуществу РТ, окончательно передали в собственность ДУМ.

foto_3

— В каком состоянии вы получили здание медресе? 

— К сожалению, оно находится в плачевном состоянии и требует капитального ремонта. Поэтому я надеюсь, что, в том числе через ваше издание, инвесторы проявят интерес к объекту и внесут свою лепту в его восстановление. А таких примеров благотворительности сегодня немало.

— Как планируете использовать вернувшийся к вам объект?

— Мы с муфтием Татарстана Камилем хазратом Самигуллиным обсуждаем идею общеобразовательной школы. Сегодня умма Татарстана крайне нуждается в таком учебном заведении, поскольку на всю республику существует только одно подобное учреждение — школа «Усмания», территориально находящаяся в поселке Караваево. Решение будет приниматься коллегиально: совместно с Советом улемов, Советом казыев и, разумеется, Министерством образования и науки Татарстана.

— Школа будет носить историческое название «Музаффария»?

— Хорошее название, зачем нам новое? С арабского переводится как «победоносный», «победа».

— За счет каких средств будет содержаться образовательное учреждение?

— Все недвижимое имущество татарстанской уммы, мечети и образовательные учреждения в том числе, содержится исключительно за счет благотворительных пожертвований. В этом нет ничего удивительного: экономика в исламе немыслима без нравственно-моральных регуляторов. Вот почему в дореволюционной России процветал институт вакфа.

foto_4

— Расскажите подробнее, что из себя представляет этот общественный институт.

— Вакф — это имущество, которое меценат безвозмездно передал на религиозные или благотворительные цели. Мы привыкли давать садака. Но жертвовать можно не только деньгами, но и имуществом. Раньше при мечетях были целые доходные дома, за счет которых они и содержались! Исторически вакф всегда был направлен на поддержку социально значимых проектов и выступал основным источником финансирования образования в исламском мире. Вакф — это всегда чей-то личный вклад, достаточно углубиться в историю татарского народа и ознакомиться с деятельностью купцов-меценатов Ибрагимовых, Апанаевых, Галеевых, Фатхулиных, Азимовых, Юнусовых и многих других. Они строили учебные заведения, где обучались дети малоимущих. Вообще, Татарстан — регион, на территории которого находятся уникальные памятники истории и культуры различных эпох, стилей и направлений. Но при этом почти все они являются достоянием религиозной культуры и отражением подлинных мусульманских ценностей. Они свидетельствуют о былом уровне развития вакуфных традиций среди татар. Наш долг — восстановить историческую справедливость и вернуть эти здания умме, пока они не утрачены. Для этого и работает фонд «Вакф РТ» при муфтияте.

— Как в целом вы оцениваете процесс возвращения собственности Духовному управлению мусульман?

— Если объект находится в собственности у частного лица, то его вернуть практически невозможно. Если же имущество принадлежит муниципалитету, шансы увеличиваются в разы. К сожалению, как в случае с медресе «Халидия», многое из исламского и национального историко-культурного наследия в Татарстане безвозвратно утрачено, в том числе в результате бездеятельности и попустительства общественности. Недостаточный научно-искусствоведческий анализ памятников зодчества привел к тому, что сохранение и реставрация архитектурных памятников осуществлялись не на должном уровне. Благо сегодня в республике отчетливо осознается необходимость принятия соответствующих мер, включая юридические и административные, для выявления, охраны, сохранения, популяризации и восстановления культурного наследия.

foto_5

Учреждение фонда «Вакф Республики Татарстан» стало одним из таких шагов. Его миссия — сохранение и развитие татарско-мусульманской материальной и духовной культуры. При этом конечной целью деятельности фонда является благотворительность и решение социально значимых задач мусульманской уммы. Например, в настоящее время фонд работает над возвращением здания бывшего мусульманского благотворительного детского приюта, который находится по адресу Тукая, 89. Сегодня здание принадлежит муниципалитету, а раньше — духовенству.

— Зачем ДУМ проводит работу по возвращению объектов в свою собственность? 

— Реставрация и дальнейшее содержание зданий исторического наследия, переоформление собственности и возвращение в пользование уммы объектов, веками принадлежащих мусульманскому сообществу, строительство новых социально значимых объектов и привлечение социальных инвестиций — все это позволяет управлять имущественными вопросами в интересах мусульманского сообщества. Таким образом, по сути, фонд играет роль соисполнителя и партнера государства в решении социально-экономических задач. При этом, несмотря на то, что для современных реалий этот институт пока остается новым, в Татарстане вакф уверенно входит в социальную практику уммы и становится моральным стержнем мусульманского общественного развития.


Читайте также: Главные итоги фестиваля мусульманского кино


 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: