Автор песни «Татарин» Айгель Гайсина: Люблю татарские мотивы, они просто классно подошли к нашему треку

U49X3sBJCO4
Видео челнинской поэтессы, которое набрало в YouTube уже более полумиллиона
просмотров, вызвало неоднозначную реакцию в обществе. Одни ругают
исполнительницу за неуместную провокацию национального образа. Другие отдают
должное творческому стилю

Видео челнинской поэтессы, которое набрало в YouTube уже более полумиллиона просмотров, вызвало неоднозначную реакцию в обществе. Одни ругают исполнительницу за неуместную провокацию национального образа. Другие отдают должное творческому стилю. 


Ильнур Ярхамов — Казань

Эксперты относят композицию Айгель Гайсиной к постшансону с использованием электронной музыки. В клипе главный герой видео только что вышел из тюрьмы и отправляется к своей девушке. Незамысловатый мотив и легкие в запоминании строчки — «А мой парень — татарин, в любви — авторитарен», быстро сделали этот трек популярным среди молодежи. Не так давно композицию обсуждали и в популярной программе «12 злобных зрителей» на канале MTV.

— Мы знаем ситуацию, которая сложилась в вашей семье, — гражданский муж попал в тюрьму за хулиганство и вы его ждете. Скажите, автобиографический потенциал для вашего творчества бескрайний или уже исчерпывается? 

— Мой муж сидит не за хулиганство, а за то, что дал сдачу человеку, который без повода на моих глазах сломал ему головой нос. А статья, которую на него повесили, называется 105-я «Убийство» через 30-ю «Покушение». Он должен был получить статью «Легкий вред здоровью» так же, как тот, кто ударил первым. У них у обоих был «Легкий вред здоровью». По этой статье полиция даже уголовное дело не возбуждает — потерпевший может идти и жаловаться в мировой суд, если хочет. А в мировом суде можно вообще помириться, тогда оба будут несудимые.

Но у нас «потерпевший», когда ему полиция отказала в возбуждении уголовного дела, пошел в Прокуратуру жаловаться на «покушение на убийство», а Прокуратура была рада стараться.

Про исчерпаемость автобиографии вы очень забавно сформулировали. Все пишущие люди автобиографичны, конечно, не исчерпается потенциал моей биографии, пока она у меня есть. Исчерпается ли эта конкретная тема? Думала, что да, но сейчас не знаю. Слишком близко теперь воспринимаются похожие истории и слишком их стало много. Но я искренне не хочу об этом писать.

— Ваши треки и тот самый видеоклип «Татарин», как я понял, — о женской верности своему любимому мужчине. Как думаете, ваши тексты и песни пропагандируют семейные ценности? 

U49X3sBJCO4

— Мои тексты ничего не пропагандируют, я против пропаганды. И мои тексты не только про верность любимому мужчине, если вы их слушали. «Татарин», в частности, еще и про страх, и про насилие, и про странную склонность женщин и девочек к таким отношениям, и про много чего ещё.

— Почему вы против пропаганды? Есть же в обществе конструктивные пропаганды — за ЗОЖ, за верность Родине, за семейные ценности. Что плохого в том, чтобы целенаправленно транслировать правильные идеи? 

— Потому что пропаганда — это когда ты делаешь человека объектом, это насилие, ущербные и унизительные отношения. Я очень уважаю наших слушателей, у нас не слишком простая музыка, она требует сотворчества.

Конечно, общество должно иметь правила игры и позаботиться об их распространении. Но искусство всё-таки выполняет совсем другие задачи — оно задает вопросы, а не договаривается об общеудовлетворительных ответах.

aYTJF3b2OY4

Я не воспитатель в детском садике, семейные ценности в XXI веке тоже можно оспаривать, как и ЗОЖ. Что вы скажете о том, что ЗОЖ может усугубить проблему перенаселения, например. Земля же и так задыхается, ей выгодно, чтобы люди жили не очень долго и имели проблемы с размножением.

Я отнюдь не сторонник радикальных идей, семья и ЗОЖ —  это отлично, мне это подходит. И когда я воспитываю ребенка, то стараюсь учить его тому, что по человеческим меркам хорошо, что плохо, а что, в общем, спорно. Но творчество — это другое пространство, там нельзя ничего насаждать, оно же как сны — свободно от норм настолько, насколько ты позволяешь, иногда ещё свободнее. У меня есть песни, которые я внутренне себе не разрешила, но все равно придумала. Свобода и пропаганда несовместимы для меня.

— В вашем видеоклипе «Татарин» чувствуется некое доминирование мужского начала над женским. Это передает и видеоряд, и текст. Как вы смотрите на позиции мужей и жен, оказавшихся по разные стороны решеток? Кому сложнее? 

YScESyAx8d8

— Как бы ни уставал тот, кто снаружи, он живет жизнь. Думаю, там несравнимо тяжелее. СИЗО — это вообще ад. А люди же там и годами сидят. Выкармливают паучков, смотрят на лапки птиц, которые садятся на окно, этапы постоянные на суд и обратно — это пытки — по 12 и больше часов в нечеловеческих условиях. За каждый день, несправедливо проведенный в СИЗО, полагается от государства компенсация, и я вот не знаю, есть ли те, кто когда-нибудь ее получал. Никто из адвокатов, с которыми я общалась, таких людей не видел. Если ты там провел год в ожидании приговора, будь уверен — размером с год строгого режима тебе напишут вину. На зоне, наверное, легче, там хоть чем-то можно заняться, можно дышать воздухом, передвигаться, но это все равно тюрьма.

— Правильно ли я вас понимаю, что вы творческий человек, творец для себя? Почему? 

— Не знаю почему.

— В вашем творчестве происходит своеобразная деконструкция справедливости нашей российской судебной системы. Если впитать буквально ваши месседжи, то человек может стать как минимум оппозиционером. Скажите, каким образом человек сегодня в России может достичь справедливости?

— Что значит «буквально»? Те, у кого не хватает мозгов или внимательности, слушая альбом, вообще говорят, что это пропаганда ауе-тематики. Посылать антигосударственные месседжи — последнее, чем я буду в жизни заниматься. Меня вообще не интересовало никогда государство в его воплощенном виде. Это оно ввалилось в мою жизнь и всю ее перепахало, напосылало мне античеловеческих месседжей, я его не приглашала. А справедливости добиться, видимо, никак. Я не знаю как, если бы знала, добилась бы.

2

— В вашем клипе «Татарин» явно используются национальные, можно даже сказать, татарские мотивы. Татарин-таксист, татарские ритмы, включение речитатива на татарском языке. Такое обрамление — это провокация? Придание материалу некой изюминки или уникальности? Или вы таким образом хотите достучаться до татарской или татароязычной публики?

— Нет, не пытаемся достучаться ни до кого. У меня в творчестве нет понятия «достучаться», я просто описываю мир средствами языка и люблю придумывать песни. Я бы это делала, если бы на свете никого, кроме меня, больше не было. Я татарка, я люблю татарский язык и иногда на нем пишу, я люблю татарские мотивы, тут они просто классно подошли к треку.

За картинку я не отвечаю — это идеи режиссера, который тоже, прежде всего,получал эстетическое наслаждение от процесса. Он шутил на грани фола и тоже поднимал достаточно глобальные проблемы. Там 50 этажей иронии и в клипе, и в песне. Мы все прекрасно понимаем, что это музыка и видео не для всех, не у всех есть чувство юмора, особенно когда речь идет об идентичности и темы затронуты действительно болезненные. Если бы мы хотели заигрывать с татарской публикой, мы бы сняли совсем другой клип на другую песню.

fXsfeKjo6jI

— Вам нужна аудитория, зрители, слушатели? Зачем они вам?

— Мне нужно делиться, конечно, если что-то придумано, оно хочет быть услышано, фидбэк — это важно в любом деле. Но мне в качестве возврата достаточно оценки нескольких людей, мнение которых я ценю. Я знаю, как делать массовый продукт, но мне хочется делать то, что самой кажется интересным, а мне кажутся интересными очень специфические вещи. И я буду их делать независимо от того, найдут они отклик у кого-то или нет. Если это кому-то понравится, то, скорее всего, это будут очень близкие мне по духу люди. Если никому не понравится — это будет творческое одиночество, малоприятная вещь. Но это лучше, чем петь песни, в которые не веришь, для людей, с которыми у тебя нет совсем ничего общего.


Читайте также: Алена Сивова: Танец раскрепощает, наполняет и дает нам иные грани


Фото: vk.com

Comment section

Добавить комментарий

Войти: