Продавец, упаковщик, доставщик: в Татарстане для поддержки электронной торговли пересмотрят приоритетные специальности

что магазины не смогут успевать отвечать спросу населения и поэтому сейчас властям нужно позаботиться о подготовке рабочих рук.
Онлайн-магазины в республике переживают период бурного роста. К 2025 году каждая
четвертая покупка будет из маркетплейсов. Эксперты опасаются, что магазины не
смогут успевать отвечать спросу населения и поэтому сейчас властям нужно
позаботиться о подготовке рабочих рук.

Как Татарстан вновь обогнал всех на просторах электронной торговли, что нужно обновить в международном аэропорту «Казань» и какие профессии в ближайшем будущем станут самыми востребованными? Обо всем этом говорили в выставочном центре KazanExpo. Здесь стартовала Всероссийская конференция по электронной коммерции и интегрированным услугам. Специально к этому событию в столицу собрались более 220 представителей компаний рынка электронной торговли, транспортных и логистических услуг России, Швейцарии, Дании, США, Турции, Китая, Казахстана.

Татарстан – претендент на главный логистический центр страны

Главным спикером мероприятия стал президент республики Рустам Минниханов. Пламенно поприветствовав участников заседания, он отметил, что Татарстан – это самая подходящая площадка для обсуждения электронной коммерции. Тому есть весомые аргументы. Взять хотя бы то, что в текущем году  количество продавцов на татарстанских маркетплейсах выросло в пять раз.

— Татарстан демонстрирует темпы роста рынка электронной торговли опережающие средние по стране, — сказал об этом Минниханов.

Продавец, упаковщик, доставщик: в Татарстане для поддержки электронной торговли пересмотрят приоритетные специальности

Кроме того, президент подчеркнул, что вместе с интернет-магазинами в республике развивается и логистика. В Татарстане реализуются такие крупные дорожные проекты, как М12 Москва — Казань, строится мост через Волгу, мост через Каму. Ведутся работы на магистралях М5, М7 Шали — Бавлы.

Все эти условия, по словам президента, привлекают в республику ведущих игроков рынка электронной торговли. На территории промышленного парка Зеленодольска уже работают сразу два распределительных центра гигантов интернет-торговли – Wildberries и Ozon. В этом же районе начал активно развиваться татарстанский маркетплейс KazanExpress, который уже входит в топ-5 маркетплейсов России.

Отдельно Минниханов упомянул и о Свияжском межрегиональном мультимодальном логистическом центре.

— Это уникальный комплекс по обработке грузов, доставляемых тремя видами транспорта: водным, автомобильным и железнодорожным, — сказал он о нем.

Особые надежды президент возлагает на казанский аэропорт, который планирует развивать стратегию грузового хаба Татарстана. В этом году было выполнено более 300 вылетов по всему миру. Главным препятствием для создания грузовой инфраструктуры на сегодня является отсутствие современного грузового терминала, который и будут строить за пределами административных зданий на территории аэропорта. Будут предусмотрены зоны погрузки-разгрузки грузовиков, таможенного досмотра, хранения грузов и так далее.

— Как показала пандемия, грузоперевозки не только не остановились, а наоборот, стали только интенсивнее. Развитие онлайн-торговли и спрос на нее со стороны населения ставит перед нами задачу по расширению возможностей в части обслуживания грузовых рейсов, — сказал об этом генеральный директор АО «Международный аэропорт «Казань» Сергей Романцов.

Продавец, упаковщик, доставщик: в Татарстане для поддержки электронной торговли пересмотрят приоритетные специальности

Другая важная причина тому, что Татарстан считает себя экспертом в электронной коммерции, – это то, что Татарстан стал одним из четырех регионов-участников эксперимента по созданию бондовых зон для трансграничной интернет-торговли.

— Мы имеем опыт организации режима свободной таможенной зоны на территории особой зоны «Алабуга». Сегодня эта территория является одной из передовых по стране. Нет сомнения, что появление бондовой зоны станет для нас дополнительным катализатором интернет-торговли на российском и международном уровне, — поделился размышлениями президент.

Подытоживая свой доклад, Рустам Минниханов  подчеркнул, что Татарстан, как один из наиболее подготовленных регионов России с точки зрения развития инфраструктуры, может стать ключевым центром транспортно-логистических интеграций торговых потоков.

— Уверен, свою лепту в развитие наших отношений внесёт разрабатываемая программа интернет-торговли Республики Татарстан, — сказал он об этом. — Надеюсь, работа конференции позволить укрепить наши межрегиональные связи и будет способствовать развитию торгово-экономических отношений. Заверяем, руководство республики будет содействовать в реализации ваших планов.

Продавец, упаковщик, доставщик: в Татарстане для поддержки электронной торговли пересмотрят приоритетные специальности

Каждая четвертая покупка станет онлайн

Взглядом со стороны на то, как в Татарстане развивается электронная торговля, поделился основатель аналитического агентства Data Insight Федор Вирин. По его словам, рынок eCommerce в республике стремительно растет и занимает первое место среди регионов ПФО по количеству зарегистрированных магазинов на маркетплейсах. Если по итогам прошлого года онлайн-магазины заработали 46 млрд рублей за 16 млн заказов, в 2021 году прибыль превысит 70 млрд. Главными драйверами роста станет развитие (доступность) инфраструктуры интернет-торговли и следующий за этим рост привычек жителей к онлайн-покупкам.

— Количество онлайн-магазинов в 2021 году увеличится примерно в восемь раз за счет обучения продавцов и развития инфраструктуры для продаж, — отметил спикер.

К слову, нехватка рабочих рук, продавцов, упаковщиков и доставщиков может стать огромной проблемой для онлайн-магазинов.

Продавец, упаковщик, доставщик: в Татарстане для поддержки электронной торговли пересмотрят приоритетные специальности

— Я недавно выступал перед логистами. У них год назад было 500 миллионов посылок, а в этом году миллиард! А еще через год будет 2 миллиарда посылок! А кем вы их обрабатывать будете? На обработку заказа в электронной торговле нужно в несколько раз больше людей, чем на обработку заказа, когда он покупается в магазине. Электронная торговля – это востребованный поток специалистов, — объяснил спикер.

К слову, по итогам заседания уполномоченный при президенте Татарстана по защите прав предпринимателей Фарид Абдулганиев заявил, что в республике уделяется много внимания решению вопроса дефицита кадров.

— Наша задача – не снижать темпы работы, помочь татарстанским предпринимателям занять достойное место на рынке электронной торговли, который на наших глазах становится локомотивом развития всей экономики страны, — добавил он.

Говоря об общероссийских тенденциях электронной торговли, Вирин подчеркнул, к 2025 году рынок предположительно вырастет в четыре раза и достигнет 11 трлн рублей, каждая четвертая покупка в стране будет совершаться в онлайн-режиме.

В других регионах хотят успеха как в Татарстане

Успех Татарстана в развитии электронной торговли – это не одномоментная история, а долгий и упорный труд, подчеркивал практически каждый спикер заседания. Резким трамплином для развития интернет-торговли для Татарстана стал карантин 2020 года, считает генеральный директор АО «Российский экспортный центр» Вероника Никишина. Рост начался с разбора высветившихся проблем.

— Закрытие границ и карантинные ограничения, с одной стороны, повлияли на снижение объемов международных перевозок, с другой стороны — темпы объема экспорта услуг в соответствии с логистикой. Тема конференции – это заслуга Татарстана, — отметила она.

Генеральный директор компании Wildberries Татьяна Бакальчук добавила, что именно Татарстан первым заметил новый тренд на региональную логистику.

Продавец, упаковщик, доставщик: в Татарстане для поддержки электронной торговли пересмотрят приоритетные специальности

—  Благодаря этому мы который год собираемся здесь, чтобы сверить часы и узнать, что нас ждет в будущем, — отметила она.

А сейчас, по мнению спикера, формируется новый тренд – он связан с усложнением логистических цепочек и появлением платформенных решений в этой области.

— Это значит, что растет количество потребителей, идет проникновение в отдаленные населенные пункты, растет оборот грузоперевозок, соответственно, ожидания и требования наших покупателей. Поэтому требуются более совершенные решения, — пояснила спикер.

К слову, хаб Wildberries в Татарстане, по данным Бакальчук, осуществляет порядка 15 процентов оборота от всех заказов, которые поставляются по стране. А в прошлом году компания обработала рекордных 2,5 млн заказов. О росте компании могут говорить и 350 тысяч складов, построенных в этом году, открыть еще столько же запланировано на следующий.  

Продавец, упаковщик, доставщик: в Татарстане для поддержки электронной торговли пересмотрят приоритетные специальности

— Благодаря центру мы создали примерно 8 тысяч рабочих мест. За девять месяцев этого года продажи поставщиков из Татарстана выросли почти в четыре раза – это примерно 5 млрд рублей. А количество поставщиков увеличилось примерно в пять раз. По количеству производителей Татарстан находится на пятом месте по стране, — добавила Бакальчук.

Основатель единственного татарстанского маркетплейса KazanExpress Кевин Ханда уверен, что высоких успехов маркетплейсы в Татарстане добиваются не только благодаря развитой логистике (компания начала строительство собственного логистического комплекса в Свияжске), но и IT-разработкам Иннополиса и ОЭЗ «Алабуга».

— В Татарстане очень быстро принимают решения и всячески поддерживают предпринимателей. Татарстан очень заинтересован в экономическом развитии, — отметил он.

К сведению, на сегодня KazanExpress работает в 92 городах России, поставляя товар за один день. Торговый оборот компании в 2020 году составил 1,3 млрд рублей, а за девять месяцев 2021 года маркетплейс заработал 5 млрд рублей. По расчетам Ханды, к концу года сумма вырастет до 9 млрд.

Продавец, упаковщик, доставщик: в Татарстане для поддержки электронной торговли пересмотрят приоритетные специальности

Основатель школы электронной коммерции iWENGO Юлиана Гордон рассказала, что несмотря на то, что тонкостям работы в электронной торговле обучают на каждом углу, работать с маркетплейсами на «ты» научились далеко не везде. Татарстан – единственный регион, где это сделать удалось.

— Сложить системную работу удалось только в Татарстане. Мы в 16 районах Татарстана провели обучение более 3 тысяч предпринимателей. 83 процента из них сказали, что без обучения они бы не смогли освоить инфраструктуру интернет-торговли. «…» Ко мне даже поступают запросы из других регионов России на повторение успехов татарстанской истории. Это происходит при реальной поддержке руководства республики, — рассказала она.

По оценке Гордон, в ближайшие три года в Татарстане около 100 тысяч предпринимателей перейдут на маркетплейсы. Это повлечет за собой восьмикратный рост электронной торговли и появление новых профессий, необходимых для деятельности онлайн-магазинов.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *