– Прежде всего хочется подвести итоги вашей деятельности на посту главы (Нагуманов на посту с 2019 года. – Ред.). Что получилось, что не получилось, какие планы в дальнейшем?
– На самом деле очень активно, бурно развивается Альметьевск. За это время мы столкнулись с очень большим количеством проблем, сложностей. Каждый год совершенно новые сюрпризы преподносит. За этот период у нас определены глобальные задачи и перспективы развития. Альметьевск сегодня – один из самых комфортных городов для жизни. С конца 90-х годов этот курс был взят. В этом направлении мы движемся, продолжаем работу благодаря поддержке раиса Татарстана Рустама Минниханова и Татнефти.
Качество сейчас должно, наоборот, переходить к количеству. У нас есть видение к 2040 году, что город должен иметь тенденцию к удвоению численности. Сейчас в городе проживает 165 тысяч непосредственно, плюс еще прилегающая территория – где-то порядка 50 тысяч (в Альметьевском районе проживает порядка 212 тысяч человек). Мы планируем, что население города вырастет до 300 тысяч, у нас есть перспективный план развития, мы по нему движемся. Город за эти годы однозначно преобразился в лучшую сторону, здесь действуют всевозможные республиканские программы, и Татнефть активно участвует, развивается медицина.
– К теме медицины мы еще вернемся – насколько я знаю, вам есть что рассказать. А как со сферой образования?
– По образованию за последние пять лет у нас очень хорошая стабильная динамика, улучшение качества. Мы оцениваем, в первую очередь, конечно, по сравнению с республикой, с Россией, по результатам ЕГЭ, по количеству олимпиадников. Если посмотреть динамику за последние пять лет, у нас идет стабильно хороший рост. Есть задача войти в пятерку лучших по Татарстану в целом по системе образования и системно мы в этом направлении движемся.
Сейчас самое, наверное, проблемное направление – это среднее специальное образование, категорически не хватает студентов. Надо кратно прирастать. Сегодня есть потребность по рынку труда, которая заявлена, – у нас около 6 тысяч вакансий. Но на самом деле понятно, что фактически сегодня работодателю вряд ли трудоустроить все 6 тысяч, если честно.
– А перспективный план развития города в целом что из себя представляет?
– За это время нам с командой удалось понять перспективный план развития городской территории в целом. Потому что город расти шире не может, у нас везде вокруг сети, везде нефтяная инфраструктура. То есть шаг ступить практически невозможно. Есть серая зона, уже не полноценно функционирующая промзона, есть гаражные массивы, есть садовые общества. Если внутри территории города смотреть, потенциально есть где развиваться. Застройщикам это не очень нравится, понятно, они хотят работать в чистом поле.
Но, с другой стороны, уплотнение более эффективно с точки зрения работы общественного транспорта, доступности к существующей инфраструктуре, да и вообще комфортности, компактности города. Потому что, когда город растягивается как сосиска, проблемы возникают с логистикой. Неизбежны пробки, неизбежно огромное количество автомобилей. У нас автомобилизация и так одна из самых высоких, выше в среднем, чем по стране, на тысячу жителей – более 528 автомобилей сейчас. Это очень высокая цифра. Во многих семьях по несколько автомобилей. У нас есть затруднения трафика в часы пик, но это, по сравнению даже с Казанью, вообще ни о чем. И мы этот тренд тоже стараемся поддерживать, не вводя сильных ограничений, сохраняя баланс, доступность других средств перемещения.
– Расскажите, как строятся у вас отношения с Татнефтью? Все-таки это ключевое предприятие города. Как помогают? В чём помогают? На что рассчитываете?
– На самом деле понятно, что у нас уникальная ситуация. В отличие от многих городов России, где присутствует очень крупное производство добычи, сама штаб-квартира находится не где-нибудь в Москве или в Санкт-Петербурге. Она именно там, где, по большому счёту, основная добыча ведётся. Альметьевск – столица юго-востока Татарстана, нефтяная столица. Тут менеджмент не просто работает, он весь практически проживает, причем большая доля из них – это местные люди. Поэтому, конечно, у нас неразрывная связь. Практически большинство вещей, которые делаются, делаются либо при поддержке Татнефти, либо некоторому финансированию. Практически на каждом шагу все программы реализуем, по сути, вместе. Отношения самые плотные, они на всех уровнях. То есть это не только контакт на моем уровне или моих заместителей. Каждый наш сотрудник управления с Татнефтью взаимодействует очень плотно. На бытовом даже уровне. Многие проблемы, которые существуют, постоянно обсуждаем совместно, находим пути решения, какие-то планы перспективные строим. Поэтому работа комплексная и очень-очень масштабная ведется.
Да, понятно, что, скажем так, Татнефть – это не какой-то там кран с деньгами. Недавно вирусные ролики были, когда Рустам Нургалиевич как-то сказал, что это денежная столица, и потом мемы пошли, что люди лопатами деньги гребут. Такого точно нет. То есть нет там бесконечного бюджета, который мы направо и налево на свое усмотрение можем использовать. Есть очень много сейчас подходов с финансированием. Есть программы грантовые Татнефти, в которых мы активно участвуем.
Есть локальные проекты, которые компании реализуют на территории города. Мы сейчас на водохранилище, например, поедем. Там федеральный грант мы выиграли, который подразумевал финансирование от региона. Это поддержка Рустама Нургалиевича Минниханова. Конечно, нужны были средства инвесторов. Мы заявились, обратились к Татнефти, они поддержали. И достаточно масштабно поддержали в целом проект, который сейчас увидим. Он уже начал реализовываться активно.
Я говорил, что перехваты сетей – это полностью поддержка Татнефти. Помогают они иногда и с покупкой оборудования, по другим проблемам. Опять-таки велодорожки, которые знамениты сейчас на всю страну. По плотности сети и по развитости нашей инфраструктуры мы по-настоящему велосипедная столица России. Это тоже проект, который полностью реализуется Татнефтью.
Также это поддержка здравоохранения, образования, дошкольного образования, школьного. Огромный проект – это кампус Высшей школы нефти. Это точка роста будущего для нашего города, для всей территории, для всего Юго-Востока. Развитие высшей школы через создание нового кампуса, где не только учеба студентов будет, но и сосредоточение очень мощной науки. Уже сейчас есть. Это современный правильный подход, когда и студенты, и наука – все это вместе варится в одном котле, созданы отличные условия для жизни, и все однозначно дает синергетический положительный эффект.
– Альметьевск многие называют моногородом. По-вашему, насколько это справедливо?
– Одним из критериев отнесения муниципальных образований к монопрофильным является осуществление градообразующей организацией деятельности по добыче полезных ископаемых кроме нефти и газа. Наше градообразующее предприятие ПАО Татнефть осуществляет деятельность как раз по добыче нефти и поэтому Альметьевск не имеет статуса моногорода, хотя фактически является таковым. 70 процентов трудоспособного населения трудится в нефтяной отрасли.
Вообще, город появился 71 год назад благодаря тому, что здесь нефть начали добывать. Соответственно, город появился именно благодаря тому, что здесь было найдено рядом нефтяное месторождение. Началось активное освоение добычи нефти, активное развитие. Поэтому, да, у нас есть присутствие в экономике львиной доли нефтяной отрасли. Но надо сказать, что параллельно развивается очень большое количество других отраслей, в том числе нефтесервисы, которые связаны, с одной стороны, с добычей, с другой стороны, это технологии более широкого применения. Сегодня город движется в том числе и в развитии других направлений, и с точки зрения роста мы как раз понимаем, что нефтянка сильно расти не будет.
– Расскажите об этом объекте – что в нем особенного?
– Это наше водохранилище. 5,6 километра по периметру протяженностью. Самый крупный водоем в Альметьевске. У альметьевцев традиционно есть запрос на большую воду, потому что у нас рек больших нет. Водохранилища для нас – это точка развития, но при этом очень большая и очень проблемная: чтобы осваивать ее, нужны большие средства. Как я упоминал, в позапрошлом году мы выиграли федеральный грант. На этом месте была нефтяная скважина. Татнефть помогла – сделала реконструкцию скважины. Долго она длилась. Это было действительно дорого, вот и коллеги смогли в итоге сделать так, что эта скважина практически отсюда ликвидирована была. Здесь у нас появилась новая парковка, причем была организована по принципу экопарковки. Места для автомобилей, это зеленая, по сути, зона. Это парковочные места для машин. Здесь специальное ячеистое покрытие. Внутрь кладут грунт, строители сеют семена, вот и вырастает. Понятно, что когда здесь будут постоянно парковаться автомобили, не весь он будет так красиво выглядеть, но мы будем стараться за ним ухаживать.
Изначально русло реки Бигаш входило сразу в Зай, потом его в свое время перекопали, перегородили и пропустили здесь. Мы вернулись к старому руслу. Здесь был мост. Не очень комфортное было на самом деле пространство. Мы здесь все это пересмотрели, переиграли, мост демонтировали и сделали такую очень большую комфортную входную зону. Очень большая работа велась. Большая часть её, конечно, не видна, потому что очень много здесь под землёй сделано: искусственный полив, озеленение. Сумма вложений на озеленение достаточно большая. Потому что территория не маленькая, но ее именно надо очень хорошо озеленять. На озеленение здесь особый упор был сделан. Здесь многолетние кустарники, деревья, местами высажен газон. Мы решили не трогать тот дёрн, который растет естественно.
У нас здесь три блока павильонов. Первый будет как городская гостиная, то есть это будет место для проведения разных мероприятий, событий. Сейчас коллеги доделывают концепцию и календарный план мероприятий. Несколько пирсов. Купаться здесь нельзя.
– Почему нет? Здесь очень красиво, особенно при хорошей погоде кажется, что это было бы отличным местом для купания. Или запрос горожан на большую воду к купанию не относится?
– Что такое место для купания? Для того, чтобы было место для купания, должно быть обследовано дно каждый год. Должны быть ограждения, спасатели обязательно, лодка для спасения – много нюансов. Здесь всего этого нет. Купаться нельзя, потому что место не оборудовано, вопрос не качества воды. Этот пирс для рекреации, просто классное место. Здесь сейчас люди йогой занимаются, зумбу танцуют, свадьбы начали сюда приезжать. Это же не первый объект, мы вообще каждый год что-то новое делаем. Некоторые просто классные, а какие-то становятся знаковыми. Вот этот объект реально получил знаковое значение. Сюда люди даже во время стройки уже начали приходить. Хотя бы несколько пар здесь присутствует. Когда хорошая погода, особенно в нерабочее время, здесь очень много людей. И пирсы востребованы, и по свадьбе сюда теперь приезжают. Знаю, что у многих в планах закат с шампанским встретить.
Здесь несколько путей. Вот этот променад вдоль воды из лиственницы вместе с пирсами. Основной променад и плюс велодорожка. Плюс первая часть, мы ее уже начали эксплуатировать. Она открылась. Здесь еще, как всегда, есть нюансы. Даже в процессе стройки там кое-что выявляется, будем доделывать. Это естественный дерн, на котором выросла растительность. Мы его решили с дендрологом не трогать. Я его все лето наблюдал. Он цвел разными цветами – то желтым, то синим. Причем из-за того, что здесь полив и много влаги, они очень классно росли. Это абсолютно естественно, натурально. Мы здесь стараемся применять решения, которые максимально естественны и натуральны. То есть не делать что-то хай-тек, понятно, что у нас урны хай-тек, да и лавки, но при этом не выделяющиеся цветом ни в коем случае.
А вот озеленение все-таки должно быть максимально естественным. Где была такая возможность, мы такое озеленение сохранили. Я постоянно наблюдал. Единственное, мы тут пропалывали. Убирали самые грубые сорняки, которые все остальные угнетают. Но ни в коем случае не скос под ноль.
Второй павильон – прокатники. Ребята наши местные предприниматели – сапбордами занимаются. Очень популярно кататься здесь и потом заплывать в Зай. Там очень красивые места, их с Амазонкой сравнивают. Мы сплавляемся иногда с командой с другой стороны по течению. А на сапах можно спокойно идти против течения, много усилий не надо. Потом мы с правой стороны в пойме лыжню будем открывать.
– К вопросу о малом бизнесе. Какие у вас есть ниши незанятые? И что особо популярно среди предпринимателей?
— Город активно развивается. Мы видим, что за последние годы даже улица Ленина, которую мы реконструировали в первую очередь, меняется. Там есть кафе, рестораны, плюс сейчас популярны прокаты всевозможные. На сегодняшний день малый бизнес в Альметьевске может быть организован практически в любой сфере деятельности. У нас есть большая ниша, связанная с гостиничным бизнесом. Гостиниц не хватает, особенно когда происходят большие события, у нас прям спрос зашкаливает. Ниша уже не для малого, наверное, а для среднего бизнеса, но и малый пытается найти всевозможные способы. У нас есть производственные площадки, они почти все уже заполнились. Три производственные площадки, пять точнее, две у Татнефти, это Юго-Восток, а три еще частные площадки. Они почти заполнились. Мы сейчас еще одну новую открываем и там планируем развиваться. Ниши есть практически во всех направлениях, в сервисах 100% огромное количество возможностей. Люди это видят и пользуются.
– Какой он, типичный житель Альметьевска? Сколько лет? Чем занимается? Какой уровень достатка?
– У нас очень много молодежи и старшего поколения. Город очень комфортный для жизни. И старшему поколению комфортно. И комфортно молодым семьям с детьми. То есть ты, например, своего ребенка можешь на велосипеде маленького отпустить из дома и будешь уверен, что он везде будет ездить по этим благоустроенным велодорожкам. Он не попадет под машину наверняка. В большинстве городов это в принципе немыслимо. У нас это все вполне доступно, проблем никаких нет. Люди этим пользуются. Поэтому город очень комфортный. Здесь комфортно всем возрастам. И детям, и молодежи, и среднему, и старшему поколению.
– Когда готовилась к интервью, я собирала вопросы у жителей. Знаете, какой самый популярный? Про строительство триатлонного центра. Можете сказать, когда будет построен, как строится сейчас, не заморозился ли проект?
– Нет, проект в процессе. Он не заморозился. Мы вместе с командой Ксении Сергеевны Шойгу подготовили концепцию. Концепция у нас утверждена, согласована и представлена Раису Республики Татарстан. Сейчас идет проработка вопроса проектирования параллельно с разбивкой на несколько этапов и форматов. Самый главный вопрос – это поиск финансирования.
Мы сейчас готовимся к началу проектирования. То есть для того, чтобы этот проект даже начать проектировать, нужен большой подготовительный процесс. Недавно встречались с Ксенией Сергеевной на конференции в Москве. Мы еще раз обсудили текущий статус, работа идет. Рустам Нургалиевич поддерживает этот проект. Но пока мы находимся на стадии согласования, начала проектирования и поисков финансирования. То есть сказать, что мы нашли деньги и начинаем строить, пока нельзя. Но проектом мы активно занимаемся. Есть желание, наметки, но конечных сроков нет.
В этом году мы продолжаем благоустройство. Здесь будет экопарк, тихая зона. Если видите, работа здесь сейчас соединяется с первой очередью. Вот велодорожка, тротуар на той стороне. Здесь у нас будет пешеходный мостик в двух местах соединять – такая экозона прогулочная. Там у нас как раз возвращенное русло реки Бигашки протекает. Вдоль него мы тоже планируем благоустройство. Хотели вообще здесь делать дорожку из экологических материалов, но пучинистые грунты, в итоге вынуждены были пересмотреть на стандартный формат, но в остальном мы однозначно будем возвращаться к такой истории.
Сейчас работы ведутся активно, подрядчик уже получил практически все проектные решения. У нас с нуля все это делается. Здесь водоем, речка Бигашка. Она протекает по всему Каскаду прудов, и дальше утекает уже в Зай.
Для улучшения качества воды мы планируем высадить дополнительно рогоз, который является эффективным природным биофильтром. Берега водоемов будут благоустроены для комфортного отдыха, здесь появится зона для барбекю. Это будет свободная для посещения территория с оборудованными местами отдыха.
– Как изменится жизнь города, когда введут трассу?
– Трасса имеет очень большое значение, пока недооцененное. Она платная, строится по концессии с «Автодором». Это будет платная логичная система, как в M-12. Трасса самая современная, мы по ней уже с Рустамом Нургалиевичем и с подрядчиками неоднократно ездили, осматривали. По ней пока нельзя ездить обычному транспорту – там еще ведутся работы.
В этом году ее введут, и значительно сократится время до Казани. Сегодня у нас в Татарстане три агломерации: Альметьевская, Казанская и Камская. И до Казани у нас путь благодаря новым двум дорогам. Это вот наша платка, Алексеевск – Альметьевск. И есть дорога в Казань через Вознесенский тракт. У нас сейчас еще одна проблема – въехать-выехать через Сокуры – там всегда пробки, мы там много времени теряем. А так значительно сократится, упростится логистика, доступность аэропорта казанского.
У нас здесь три аэропорта рядом: Бугульминский аэропорт, Бегишево международный и Казанский. Упростится доступность до аэропорта, но и безопасность повысится. На самом деле факторов очень много, юго-восток очень тесно свяжется с Казанью, мы давно об этом мечтали, были разные варианты – это самолеты, ЖД-сообщение, скоростная электричка. Экономически они очень сложно реализуемые и окупаемые варианты, есть огромные затраты с не вполне понятной эффективностью. А современная автомобильная трасса – это самое правильное и логичное решение. Мы сегодня едем до Казани отсюда где-то 3,5 часа. При этом мы можем час потерять в районе Сокуров на пробку, на въезд в Казань. Благодаря тому, что появится въезд через Вознесенский тракт в этом году, а в следующем – объезд Сокуров, мы надеемся, что перестанем терять этот час. И плюс в целом сэкономим где-то порядка получаса.
– Звучит хорошо, но для такого масштабного проекта полчаса – это все-таки не так много, вы так не считаете?
Второй вопрос, который сейчас назревает, – это логистика внутри нашей агломерации, самого Юго-Востока. Работы тоже постепенно ведутся, но нам нужно улучшать, расширять вот эти связи с соседними городами. Но и плюс есть вопрос по Челнинской агломерации. У нас сейчас до Заинска широкая двойная дорога, то есть туда и обратно. От Заинска до Нижнекамска есть проблема, связанная с тем, что там идет заужение опять где-то. Но это участок не самый удобный. И я думаю, что в дальнейшем, если брать регуляционное развитие, напрашивается вопрос именно связи Камской агломерации с Альметьевской. Да, пока это не проблема, потому что расстояние не очень большое – до Челнов полтора часа. Если там развяжем уже эти узлы, доступность станет еще выше.
И это вопрос доступности миграции рабочих сил. Сегодня, например, мы видим, что в Альметьевск каждое утро приезжает порядка 10 тысяч машин из других районов и в том числе из Альметьевского района. То есть это люди едут на работу. Это абсолютно нормальная история, когда люди живут в одном месте и ездят на работу в соседний город. Здесь нужно развивать внутреннюю логистику. Люди имеют право сами выбирать, где им жить, где им работать, наша задача – создать удобство для этого.
– Насколько я понимаю, ЦРБ – это один из самых важных объектов в районе. Что с ним происходит и что он из себя сейчас представляет?
– ЦРБ – это один из объектов здравоохранения, который у нас в районе существует. Это не единственная больница, потому что район большой, город большой, понятно, что у нас еще несколько больниц. Центральная районная больница – это больничный городок, который обслуживает все села и часть города. Это наше медицинское ядро. Мало того, на этой территории у нас находится детская больница, детский стационар, хирургия, онкология и инфекционка. На этой территории находится морг центральный, огромное количество хозпостроек, судмедэкспертиза и частный похоронный дом. Вся территория в целом – это своего рода медицинский квартал. Он очень хаотично и сумбурно всегда развивался. Мы в последние годы тоже здесь несколько строек сделали. Вот построился частник, появился блочный модульный морг, который сегодня по-своему развивает судмедэкспертизу, новый корпус детской хирургии, совсем недавно построили прием диагностического отделения.
Мы сейчас приступаем к глобальному проекту – пересмотр территории в целом центральной районной больницы, всего городка. Например, здесь мир автомобилей. Там кирпич при въезде, но все заезжают по беспределу. Ты ходишь и постоянно чувствуешь угрозу. Для территории больничного городка это вообще нонсенс, потому что я честно не знаю нигде других больничных городков, где была бы такая ситуация. У нас эта проблема есть. Здесь огромное количество зданий, несколько хозяев. Здесь есть очень классный парк здоровья, который примыкает к этой территории. Но сама территория очень проблемная. Мы сейчас зашли в новый проект, пилотный, с фондом Института развития городов.
– Вам помогали в этом масштабном проекте представители руководства республики?
– Последний раз, когда открывали уже приемно-диагностическое отделение, договорились с Рустамом Нургалиевичем Миннихановым. Он поддержал полностью идею взяться за самое сложное из того, что есть в республике, и здесь отработать новые подходы к организации пространств больничных городков в целом. Взялись за нас потому, что мы очень хотели и у нас ситуация реально самая сложная. Благодаря поддержке компании «Татнефть» сейчас параллельно с проектированием мы уже приступаем к перекладке сетей параллельно с проектированием мы уже приступаем к перекладке сетей. У нас здесь очень большая работа. Техника начала работать, земляные работы ведутся. Здесь очень много сетей, идут все по наружке. У нас тут две котельные территории, наружные сети, электрика, вода.
Первая задача – переложить сети под землю. Построить новую сеть, которая будет служить долго без ремонта. И все это сделать максимально под землю. После этого уже приступить ко второму этапу – он сейчас проектируется. Идея в том, чтобы территорию больничного городка освободить от машин полностью. Мне кажется, ситуация, когда ты идешь в поликлинику пешком и тебя может сбить машина, в корне неправильная. Если у кого-то другие мнения, готов это обсудить. Мы планируем территорию сделать для пешеходов, для людей в целом. Сделать много зеленых зон, зон для отдыха для того, чтобы люди, которые находятся в стационаре, могли гулять, проводить приятно время. Кроме того, по планам есть еще создание входных узлов дополнительных. В остальных зданиях система, к сожалению, не современная, неудобная. Поэтому мы их планируем расширять.
– А как решили проблему парковок? Достаточно ли вокруг места для того, чтобы разместить нужное количество машин?
– Самый главный вопрос был, конечно, – где найти парковочные места. Часть автомобилей, которые здесь припаркованы, – это автомобили самих сотрудников, часть – посетителей. У нас есть несколько потенциальных площадок по периметру территории, которые потребное количество автомобилей должно вместить. Будет организован доступ к частной парковке, которая находится на другой стороне ручья. Когда мы обсуждали, самым большим камнем преткновения было то, где найти парковочные места. Сейчас, в процессе проектирования, вроде, удается эту проблему решить. Соответственно, нам все будут делать параллельно. Вот такая большая задача.
Я уже говорил, тут у нас несколько зданий. Каждое развивалось самостоятельно: блок зданий, комплекс Центральной районной больницы, стационары и поликлиники. Стационар у нас сейчас на капремонте. Это само по себе очень старое здание, типовое, давно там требовался ремонт. Более-менее отремонтировано, хотя современным требованиям тоже уже не совсем отвечает.
Когда начали думать про капремонт, первый вопрос встал – почти во всех палатах нет санузлов. Санузлы на этаже. В современных реалиях мы понимаем, что человек не хочет в больнице находиться, если у него в палате нет санузлов. Это просто неудобно. Должно быть не на этаже, а как минимум в палате, ну или хотя бы в блоке. То есть как в общежитии бывает, где две комнаты и один санузел. Хотя бы так. Но желательно, чтобы в каждой палате был индивидуальный. И возникла проблема. Мы, строя санузлы в каждой палате, во-первых, очень сложную инженерию должны будем сделать, то есть мы должны будем пробить насквозь, построить новые сети внутри здания, но это полбеды.
Самое главное – у нас площадь уменьшается, палатный фонд, а делать это нельзя, потому что район у нас растет, растет население. И уменьшать палатный фонд мы просто не имеем права. Долго думали, как внутри существующего здания перераспределить. В итоге было понятно, что нужны дополнительные площади. Долго очень обсуждали и с большим трудом здесь нашли место. Сейчас это кажется абсолютно логичным и понятным, но на самом деле это было нелогично и непонятно.
Очень сложно здесь шла стройка, чтобы вписать это новое здание – приемно-диагностическое отделение. То есть мы из этой части, из стационара забрали сейчас полностью скорую, операционную, всю неотложку – интенсивный блок. Сюда прибывает пациент и здесь с ним проводятся все самые современные манипуляции, здесь современные операционные и многое другое. Соседний блок, где у нас было все вместе, там мы сейчас будем располагать, в первую очередь, стационар, то есть это палатный фонд и всевозможные функции реабилитации. Вот такой проект начался.
Для того, чтобы двигаться в капремонте, нам нужно было срочно построить приемно-диагностическое отделение. Начали строить, в COVID-19, по большому счету, проект реализовывали. С деньгами было очень туго, Рустам Нургалиевич поддержал. В короткие сроки это здание построили, оно напичкано самым современным оборудованием. Ценник больше миллиарда у него получился. Хотя буквально тут 3500 квадратов всего. Потому что здесь суперинтенсивность. Построили теплый переход и сейчас спокойно делаем ремонт поэтапный. Можем в течение нескольких лет здесь ремонт закончить.
– Где мы сейчас находимся?
– Тут холл, приемное отделение, сюда также могут приходить пациенты с улицы. На стойке информации выделена электронная система современная, которую сейчас министерство здравоохранения активно внедряет. Это один из первых объектов в республике. Дальше будут разные манипуляции: смотровые и так далее. Все это безбарьерное. Учитывая опыт COVID-19, инфекционные боксы сделали с отдельным входом и инфраструктурой, из них сразу можно попасть на диагностику, чтобы весь этот поток не смешивался. Здесь самое современное оборудование, которое сегодня есть. Мы получили максимальную поддержку от Минздрава и коллег, чтобы все возможности для обследования были осуществлены. Нюансы в том, что старое здание, старый стационар, у нас там почти вся диагностика операционная уже была не по современным стандартам, нормативам и требованиям.
Вопрос условий труда опять-таки. Постарались сделать условия такие, чтобы ребята и в ночь, и в любое время чувствовали комфорт и удобство.
Здесь специфика в том, чтобы палаты интенсивной терапии были свободны на случай чего. Иногда приходишь и думаешь: «А как так пустуют?», ведь если не будут пустовать, то будет катастрофа. В любой момент могут привезти пациента в тяжелом состоянии. Палаты интенсивной терапии оборудованы современной техникой, потолок и стены сделаны из специального материала под медицину. Это не офисная отделка, поэтому она дороже, чем сделать, например, в школе, или детском саду, или конторе. У нас очень тонкий подбор оборудования шел. Мы попали под начало санкций какой-то частью оборудования, какая-то часть заказывалась, когда санкции начали уже полноценно действовать, что, конечно, нонсенс. У меня в голове не укладывается, что санкции наложены на медицинское оборудование. Оно же связано со спасением жизней. Да, сегодня много производителей, которые несанкционно, не из западных стран поставляют, но должен же быть выбор всегда.
– Заместились отечественным оборудованием?
– Мы здесь оборудованием обеспечены, у нас с этим проблем нет. Мы нашли аналоги, что-то успели купить. Тут же такой момент: когда все время система работает на чем-то одном и вдруг его не стало, перейти на что-то другое, которое не хуже, – это время. Они же должны дополнительную квалификацию пройти. А если в одном кабинете одно, а в другом – другое, то путаница начинается. Преодолели, это не проблема.
– Когда планируют завершить ремонт фасада здания?
В подвале тоже ремонт сейчас идет, помещение – это инженерия, инфраструктура, там тоже много всего. Все оборудование, все сети с нуля, все это выстраивается. Это именно капитальный ремонт.
Здесь благоустройство будет делаться уже после капремонта в рамках общего проекта. Здесь сеть наружная не пойдет, ее надо закапывать. Очень много моментов, которые надо сделать. Фасад здания будет делаться после того, как мы основной капремонт закончим. Конечно, было бы проще закрыть здание, за год-полтора физически это было возможно сделать. Но такой возможности нет. Мы вынуждены идти кусками и поэтапно, потому что закрывать больницу нельзя – не можем оставить людей без медицинской помощи. Раньше скорая подъезжала вот сюда. Это приемное отделение. Там даже визуально видно маленький совершенно холл. Очень неудобный, некомфортный. Помощь при этом ребятами оказывалась всегда хорошая.
– Давайте поговорим про помощь участникам СВО. Как в Альметьевске ее оказывают?
– Это очень большая работа, которая ведется по разным направлениям. Первое, что было сделано на первый день, когда была объявлена мобилизация, — организован штаб, возглавил его руководитель исполкома города Айнур Исхаков. Стало понятно, что помимо того, что сами ребята уходят на специально военную операцию по мобилизации, есть еще члены семей, которые здесь остаются. Им требуется поддержка, помощь, не то, что защита, но какое-то внимание.
За это время уже не поддается подсчету количество, сколько провел личных приемов членов семей, решал локальные конфликты, какие-то вопросы, которые у ребят возникают. Начиная от того, что у кого-то муж ушел, ремонт не закончил, у кого-то там водоснабжение в доме не налажено, они планировали наладить, но не успели. Кому-то скважина нужна. Таких нюансов было очень много, до сих пор они возникают. Коллеги на постоянной связи ежедневно разруливают, решают очень много вопросов. Соответственно, социальный пакет для детей – это доступность допобразования, приоритет в школьных лагерях и многое другое. Сегодня члены семей участников СВО у нас — приоритетные фигуры, которые обладают максимально возможными льготами.
Второе направление – это работа по гуманитарке с ребятами, которые там находятся непосредственно. По этой теме организован отдельный штаб. Возглавляет его наш депутат Колотовкин Вячеслав Геннадьевич, очень известный спортсмен и общественный деятель. Он сам уже многократно, несколько десятков раз точно, бывал на месте с гуманитарным конвоем. На самом деле идет работа несколько волонтерских штабов, которые производят разную продукцию, плюс отдельный сбор средств от предприятий и от инвесторов, спонсоров. Стараемся в этом году раз в месяц минимум отправлять. Основной гуманитарный конвой примерно на 10 миллионов рублей сейчас выходит. Это средства, которые надо собрать от спонсоров.
Последние разы, допустим, едет небольшая Газель, внутри груз на 8 миллионов. Сейчас в меньшей степени отправляем что-то объемное, но дешевое. Ребята в основном запрашивают что-то более дорогостоящее. Есть, конечно, локальные запросы от конкретных наших военнослужащих, от наших ребят, но в первую очередь мы работаем с командирами полков. Получаем заявку официальную от командира и в дальнейшем уже везем и передаем конкретно командованию для дальнейшего распределения и использования. Но если в первое время ребятам нужны были спальные мешки, емкости для воды, может быть, даже какая-то форма, то сейчас запросы уже максимально прагматичные, то есть им нужны квадрокоптеры, средства связи. Это все дорогостоящее, но в небольшом объеме. Эта работа системно ведется. Да, заявок поступает намного больше, чем у нас есть возможностей. Но, надо сказать, что большинство наших организаций, предприятий в стороне не остаются. И очень активно в этом вопросе поддерживают.
– Население, наверное, тоже включается?
– Частично, да. Не все.
Надо сказать, что со всеми ребятами, которые уходят от Татарстана в целом, от Альметьевска в частности, не только мобилизованными, но и контрактниками, стараемся держать связь насколько это возможно. Периодически встречаемся с членами семьи. Недавно встреча была. Когда встречаешься, общий градус настроения сразу понятен. Он, скажем так, с понятной болью. Такого, чтобы было большое количество претензий и нареканий к нам или нерешенных глобальных проблем, такого нет. Очень здорово работает наша психологическая служба, служба сопровождения, весь социальный блок.
Жители, предприятия и предприниматели района стараются оказывать максимальную поддержку нашим ребятам, находящимся в зоне СВО. Вклад тех, кто не остается равнодушен, невозможно оценить ни в каких единицах, но все же необходимо о нем упомянуть. Отправлен 31 гуманитарный конвой. Доставлено порядка 450 тонн гуманитарной помощи, общей стоимостью почти 450 млн рублей.
– Тимур Дмитриевич, как часто вы сами ездили в зону в СВО и встречались там с бойцами?
– Мы, как правило, ездим не на передовую, а на местные точки разгрузки наших мобилизованных полков. Мы не стремимся на передовую, потому что это создает дополнительный риск для ребят, которые будут принимать наш груз. Сам лично сопровождал гумпомощь семь раз. В первое время это было очень актуально на месте встретиться с ребятами, потому что отпусков ещё не было. Сейчас отпуска есть, поэтому потребность во встречах на месте у ребят уже не такая большая.
Это опять-таки живая история. Какие-то вопросы, запросы, проблемы возникают, открываются. Стараемся реагировать максимально оперативно. Опять-таки вопрос-запрос. Ребятам надо помочь адаптироваться, вернувшись, найти себя уже в мирной жизни. Действительно, работа, если он где-то до этого был трудоустроен, чтобы работодатель не отворачивался и старался максимально помочь, поддержать. Некоторым ребятам нужна бывает медицинская помощь и поддержка, творческая помощь. Все эти направления у нас организованы и, естественно, максимально стараемся ребят этим охватить. На все праздники, мероприятия все участники СВО для нас — приоритетная категория.
– Финальный вопрос: каким вы видите Альметьевск через 15 лет?
– У нас есть глобальный план развития, мы хотим вырасти в количестве жителей. Альметьевск – однозначно город очень комфортный для жизни как сейчас, так и в будущем. Мы уделяем много внимания образованию, качественному здравоохранению, хорошо работающему общественному транспорту, при этом с удобной доступностью, чтобы человеку не приходилось ездить на машине, тем более на большие расстояния. Это город, где развивается наука, это очень важно, где развивается инженерная мысль, и город, который у многих на слуху своими интересными инновациями, проектами, которые сегодня реализуются.