Открытость и финансовая стабильность: что делать татарстанским банкам для противостояния информационным атакам 

Эксперты KazanFirst рассуждают
Эксперты KazanFirst рассуждают, какие шаги должны предпринять кредитные
организации республики, чтобы устоять перед натиском анонимных рассылок

Эксперты KazanFirst рассуждают, какие шаги должны предпринять кредитные организации республики, чтобы устоять перед натиском анонимных рассылок.  


Ильнур Ярхамов — Казань

Лучший способ борьбы с информационными атаками на банки — это открытость перед СМИ, оперативное реагирование финансовых учреждений, подкрепленное эффективным менеджментом. К такому выводу пришли эксперты, опрошенные KazanFirst, после информационной атаки на «Ак Барс» банк.

16 августа крупнейшая кредитная организация Татарстана стала жертвой фейковых сообщений. Рассылали их с помощью мессенджера. Содержание сводилось к тому, что у банка якобы начались проблемы. Впрочем, слухи быстро опровергли в самом «Ак Барс» банке, реакция представителей которого была незамедлительной.

— Надежность банка подтверждается стабильными финансовыми показателями. По результатам первого полугодия 2017 года «Ак Барс» банком получена чистая прибыль в размере 357,6 млн рублей РФ. Нормативы достаточности капитала находятся на комфортном уровне: значение норматива мгновенной ликвидности составляет 217,794%, что более чем в 10 раз выше минимального порога в 15%, а значение норматива текущей ликвидности — 445,674% — так же значительно превышает минимально допустимый порог в 50%. Эти значения подтверждают, что банк обладает достаточной устойчивостью для выполнения своих обязательств перед клиентами и партнерами, — сообщалось официальными представителями банка.

К делу также уже готовы подключиться сотрудники МВД Татарстана. KazanFirst стало известно, что менеджмент кредитной организации провел консультации со спецслужбами по факту информационной атаки. По данным редакции, официального заявления в МВД Татарстана пока не поступало. Банк высказал пожелание встретиться лично с министром внутренних дел республики Артемом Хохориным. Вопрос этот сейчас решается.

s9me3jDV6GI

— Ведомство готово всячески помогать и содействовать «Ак Барс» банку в решении этой проблемы. Но пока никаких официальных заявлений от них не поступало, — заявили представители МВД Татарстана.

— Банк ведет открытую информационную политику, раскрывая информацию в официальных источниках – на сайте и в социальных сетях, оперативно реагируя на обратную связь от клиентов, — так прокомментировали в пресс-службе «Ак Барс» банка запрос KazanFirst о том, какими методами финансовая организация борется сейчас с фейковой рассылкой.

«За информационными атаками на банк могут стоять крупные олигархические структуры»

По словам депутата Госсовета и зампреда Комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Марата Галеева, нынешняя информационная атака на финансовое учреждение идет во всероссийском тренде по монополизации банковского сектора.

— У нас в стране очень много монополий, которые стремятся ещё больше усилить монополизацию российского рынка, в том числе и в банковской сфере, — говорит депутат.

Он поясняет, что антимонопольное законодательство в России было изначально «слабоватым», «состояние конкуренции никогда не было справедливым», честная конкурентная борьба и вовсе отсутствовала.

— В борьбе между компаниями часто использовались административные и инсайдерские вбросы. Здесь преимущество у тех, кто обладает информацией. А это, как правило, крупные структуры, связанные с властью. Поэтому противостоять атакам — это, по сути, противостоять крупным структурам, связанным с властью. Поэтому Россия переживает этап усиления монополизации в экономике. А монополии, как правило, связаны с федеральной властью, — рассуждает эксперт.

Собеседник отмечает, что инструментом для борьбы с информационными атаками должна стать открытость кредитной организации. В то же время введение уголовной ответственности на распространение заведомо ложной информации о финансовом состоянии банка в соцсетях и мессенджерах депутат видит малоэффективным.

— Это не лекарство от проблемы. Болезнь гораздо глубже — в состоянии всей российской экономики, в её законодательстве. И нынешнее законодательство в основном защищает монопольные структуры. Хотя это нам преподносится как усиление влияния государственной экономики. Но мы имеем дело в основном с олигархическими структурами, связанными с властью, нежели чем с настоящей государственной экономикой, — говорит народный избранник.

Марат Галеев также призывает не преувеличивать значимость идеи, что проблемы с Татфондбанком и весь информационный фон вокруг него — это внешний «наезд» на экономику республики.

— Нам в зеркало смотреться тоже нужно чаще. В Татфондбанке было так много грехов, что, я думаю, не скоро все это будет расхлебано, — утверждает депутат Госсовета.

«За дезинформацию, влекущую экономическую дестабилизацию, нужна уголовная ответственность»

— Сегодня информационная атака — это инструмент, которым в эпоху интернетизации пользуются все. Если мы хотим защитить свои банки, то Татарстан, конкретные банки должны разработать систему не только информационной защиты, но и противодействие ей. Предположу, что атаки будут и в будущем, и в большей мере, чем сейчас, — рассуждает Андрей Большаков, заведующий кафедрой конфликтологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ.

IvoQIVpSxzI

По его словам, когда дезинформация распространяется в соцсетях и мессенджерах, то за ней должна следовать не только административная, но и уголовная ответственность. Правда, собеседник тут же задается вопросом о том, удастся ли выявить правоохранительным органам тех, кто стоит за атаками, а не просто исполнителей.

— Если рушатся экономические структуры, на которые завязана жизнь различных организаций, предприятий, учреждений, физических и юридических лиц, то за эту дестабилизацию нужно нести ответственность, — заявляет эксперт.

По словам Андрея Большакова, если информационная атака исходит за пределами России, то есть возможность «создать заградительные барьеры». Для этого сгодятся «цензура» и создание «блокирующей системы». Однако если источник атаки находится в пределах России, то подобные меры работать не будут.

— Многие аналитики, в том числе специалисты по банковской сфере, говорят, что кризис в Татарстане и атаки на банки делаются для расчистки поля под деятельность больших московских банков, — резюмирует эксперт.

«Чтобы банк не рухнул, у него должен быть крепкий базис»

— Я очень слабо верю, что устойчивое финансовое учреждение может рухнуть в результате какой-либо информационной атаки, — высказывает мнение Юрий Алаев, советник ректора КФУ.

Главный же контраргумент всем информационным атакам у банка только один — крепкое финансовое состояние.

— В то же время надо понимать, что ни один банк в мире не устоит, если одномоментно люди придут и скажут: «Дайте нам наши деньги!». Благодаря деньгам физических и юридических лиц, которые находятся в обороте и в кредитах, банк существует. Но как только люди начинают требовать их обратно — банк будет падать. То есть здесь все упирается в вопрос критической массы требующих денег. Но создать критическую массу клиентов за половину дня информационной атакой — я в это не верю, — добавляет Алаев.

«Единственный способ — работать в штатном режиме и следить за ликвидностью»

— С данным видом информационных атак бороться эффективно невозможно, — уверен учредитель некоммерческой организации «ПравоРоботов», член экспертного Совета по цифровой экономике Госдумы РФ Никита Куликов.

По его словам, в случае распространения дезинформации в соцсетях, видеохостингах и в СМИ бороться с информационными атаками можно. Для этого достаточно обращения к владельцам этих сервисов. Если этого обращения будет недостаточно, то идти в суд.

— С мессенджерами все гораздо сложнее, поскольку информация в них распространяется стихийно и выявить изначальные источники крайне сложно. Но даже если это возможно, механизмы, обеспечивающие анонимность пользователей, не позволят выявить и привлечь к ответственности конкретных лиц. И даже если они будут установлены, могут сослаться на то, что сообщение содержит исключительно их личную, субъективную оценку положения кредитной организации и изначально не было предназначено для неограниченного круга получателей, а было вырвано из контекста персональной переписки, — поясняет Никита Куликов.

8vjqXE1Sxw8

Противостоять атакам через технические и правовые механизмы практически невозможно.

— Единственный верный способ нивелировать последствия таких атак — продолжать работать в штатном режиме и не допускать, например, нехватки ликвидности в отделениях банка, что имело место и лишь ухудшило ситуацию с другими банками, — говорит Никита Куликов.

«Сильнее на недоброжелателей, распространяющих дезинформацию, влияют данные о росте клиентской базы»

— Самый лучший способ противостоять информационным атакам – это качественный клиентский сервис и устойчивое финансовое положение, о котором можно узнать из отчетности банка, — утверждает Наталья Мильчакова, замдиректора аналитического департамента «Альпари».

С её слов, не все возможные клиенты банка пользуются соцсетями и мессенджерами. Однако если такие сообщения появляются, то лучший способ для банка им противостоять — это как можно скорее опубликовать на сайте опровержение, желательно подтвержденное конкретными цифрами из отчетности по МСФО и фактами.

— Второй способ противостояния информационным атакам — активность банка в социальных сетях, создание собственных аккаунтов, где можно постоянно быть на связи с клиентами и всеми желающими получить информацию о банке. Можно также повышать индекс цитируемости, чтобы в первых строчках поисковиков выходила информация от самого банка, а не статьи, в которых цитируются недоброжелатели, — советует эксперт.

Особенно сильно действует на недоброжелателей информация о росте клиентской базы банка за последний квартал или иной отчетный период, например, полугодие. Чем более стабильный рост клиентской базы и чем длиннее период роста, тем больше доверия вызывает информация банка и, соответственно, возникает больше сомнений в достоверности негативной информации, опубликованной конкурентами.

Наталья Мильчакова полагает, что противостоять анонимным атакам с неизвестных IP и поддельных доменов сложно. Местом источника негатива могут быть США, Китай или Каймановы острова. Эксперт допускает вероятность, что также клеветническую информацию может распространять конкурирующий банк.


Читайте также: «Агентство по страхованию вкладов — это монстры»


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *