На жизни детей нельзя экономить: глава ГИБДД Казани о детском травматизме и беспечности родителей

ДТП с участием детей в Казани за первый квартал 2024 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли в два раза. И это проблема не только Татарстана, но и других регионов России. Стоит ли ужесточать ответственность автомобилистов и как нужно решать вопросы безопасности детей в автомобиле, в эксклюзивном интервью KazanFirst рассказал руководитель ОГИБДД УМВД России по Казани Эльнар Садриев.

 

Статистика ДТП с детьми должна равняться нулю

— Эльнар Султанович, как сейчас обстоят дела с детским травматизмом в Казани, если сравнивать аналогичные периоды в 2023 и 2024 годах? Есть ли рост, снижение или — стабильность?

— Слово «стабильность» мы можем использовать только в том случае, если у нас будут нули в показателях. Безусловно, мы стремимся к этому, и даже если бы не было роста, мы бы все равно сказали, что, к сожалению, у нас есть проблемы с детским дорожно-транспортным травматизмом. Я убежден, что любая потеря не то что человеческой жизни, но и здоровья ребенка — это для нас очень печальное событие. Мы проводим большую работу, направленную на то, чтобы цифра ДТП с детьми равнялась нулю. Работа проходит совместно с исполкомом Казани, Управлением образования и другими службами.

Если говорить непосредственно о статистике и сравнивать первые кварталы 2023 и 2024 года, у нас есть рост в два раза. Если в 2023 году было 17 ДТП, в которых пострадал 21 ребенок, то в текущем году, по официальной статистике, у нас 34 ДТП, 38 детей получили травмы различной степени тяжести. К сожалению, есть и серьезные увечья, после которых дети проходят длительное лечение, реабилитацию, не посещают школу или вовсе уходят на домашнее обучение. 

— Из общего числа пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях детей — это в основном пассажиры или юные пешеходы?

— Обычно в зимний период среди пострадавших в ДТП больше было детей — пассажиров автомобилей, а в летний — детей-велосипедистов, самокатчиков либо пешеходов. Но в I квартале 2024 года другая картина: из общего числа пострадавших больше детей-пешеходов — 26 против 12. И это еще одно очень важное направление, в котором мы работаем и активно боремся с нарушениями со стороны маленьких пешеходов.

Вот еще немного статистики: за три первых месяца 2023 года у нас был один ребенок, который сам нарушил правила дорожного движения и попал под колеса автомобиля. В этом году за три месяца таких детей уже четверо. Чаще всего сбивают школьников, которые безалаберно перебегают дорогу в неположенном месте или вовсе на запрещающий сигнал светофора. Есть аварии и на придомовых территориях — дети попадают под машины, выскакивая на дорогу из-за припаркованного у обочины транспорта. Водитель не успевает среагировать на внезапно появившегося на проезжей части ребенка. И это приводит к трагедии.

— Эльнар Султанович, как вы считаете, с чем это связано? Школьники не знают элементарных правил поведения на дороге или же бездумно относятся к своей безопасности?

— Конечно, за каждого участника дорожного движения ответить невозможно. Сейчас дети по-другому воспринимают вопросы безопасности, бездумно отвлекаясь на музыку либо общение в соцсетях и мессенджерах. Они не принимают участие в дорожном движении на должном уровне, как этого хотелось бы нам.

Вспомнился случай, который произошел недавно в Авиастроительном районе Казани. Ребенок переходил дорогу по правилам, на разрешающий сигнал светофора. Ему стоило просто на секунду остановиться и посмотреть налево, тогда бы он не шагнул дальше, прямо под колеса лихача-нарушителя. Конечно, водитель виноват, что не пропустил пешехода, но и подростку тоже нужно в любом случае защитить себя, убедиться, посмотреть, лишь тогда делать шаг на дорогу. 

— Со стороны Госавтоинспекции Казани ведется огромная профилактическая работа. Это и рейды, и постоянная работа со школьниками в рамках лекций и семинаров. Однако статистика — вещь упрямая. И количество ДТП с детьми не снижается. Дети и взрослые не воспринимают то, что им старательно пытаются донести автоинспекторы?

— Хочу подчеркнуть, что дети — самые незащищенные участники дорожного движения. За последние годы приложены значительные усилия, чтобы сделать их передвижение по улицам и дорогам более безопасным. Ребенок только родился, а с его родителями уже в роддомах начинается работа. Автоинспекторы разъясняют, как правильно, а главное, безопасно перевозить ребенка. Профилактические встречи проводятся в яслях, детсадах и школах. На них приглашают родителей с детьми. Но, видимо, нужно еще больше усилий, необходимо каждый день говорить об этом. Особенно это касается учащихся младших классов.

Есть еще одна проблема. Воспитание, в том числе правильные привычки поведения на дороге, — это формируется в семье. А когда бабушка, дедушка или мама с папой сами нарушают ПДД, переходя проезжую часть на красный или в неположенном месте, эта схема закладывается и у ребенка. Он строит простые логические цепочки — можно взрослому, а значит, можно мне. Это неправильное воспитание, которое приводит к страшным последствиям. Этот год Президентом России Владимиром Путиным объявлен Годом семьи, и я считаю нашей общей задачей уделять воспитанию детей как можно больше внимания, чтобы и у нас, и у страны было будущее.

Беспечность родителей может стоить жизни ребенку

— Эльнар Султанович, если с маленькими пешеходами-нарушителями более-менее все понятно, то как быть с детьми-пассажирами? Ведь они в некотором роде становятся заложниками родителей, которые не приобретают автокресла, надеясь на русское авось?

— Сразу бы хотел отметить несколько моментов. Безопасность детей-пассажиров полностью находится в руках тех лиц, которые садятся за руль транспортного средства. Люди, которые садятся за руль сами и сажают в машину ребенка, должны воспринимать это как двойную ответственность. Ребенок должен быть в автокресле. Точка! Сотни, а то и тысячи краш-тестов и исследований показывают, что правильно подобранное автокресло способно спасти жизнь маленькому пассажиру или избежать тяжелых последствий в ДТП.

Для примера — недавнее ДТП на Оренбургском тракте в Казани, где пострадал маленький пассажир. Участниками ДТП стала семья из Лаишевского района республики. Они ежедневно приезжают в город, их ребенку 8 лет, которого перевозили пристегнутым ремнем безопасности. При столкновении с другим автомобилем малыш сильно ударился головой. По счастливой случайности он отделался только ушибами, без серьезных травм. Если бы было полноценное кресло, которое регулируется по высоте, с защитой головы, последствия были бы гораздо мягче.

 

ГИБДД Казани

Ребенка с младенчества нужно приучать к детскому автокреслу, чтобы, собираясь в поездку, малыш сам занимал свое личное место в авто. И это тоже зависит от родителей, которые обязаны прививать детям правильные привычки.

Многие говорят, что нужно повышать штрафы за такие правонарушения. Можно сколько угодно ужесточать ответственность, но если водителей проверяют раз в год в рамках рейда, то ситуация не изменится. Не секрет, что многие используют автокресло лишь для того, чтобы проехать мимо поста и не получить штраф. А это в корне неверная родительская позиция. Необходимо проверять водителей с детьми в местах притяжения: у школ, детских садов, спортивных объектов и так далее. И я уверен, что дело не в штрафах. Мы можем их хоть каждый день выписывать, но если в голове не будет осознание того, что мой ребенок должен быть самым счастливым и здоровым и ехать в безопасности, то конечного результата не будет. Ведь наша цель не наказать как можно больше водителей,  а сделать так, чтобы человек сам думал и хранил драгоценное — детскую жизнь.

— Уже несколько лет существует телеграм-бот ГИБДД, в который каждый казанец, кто стал свидетелем правонарушения, может написать и заявить об этом. В него можно обратиться по лихачам на дорогах и заявить на пьяного водителя, а также на несознательных мам и пап, которые сажают детей на руки вместо того, чтобы безопасно везти их в автокресле. Насколько этот инструмент эффективен в работе с такой категорией нарушителей?

—  Я призываю всех активно использовать этот ресурс, и не только по поводу пьяных водителей. У нас был случай в прошлом году: известный блогер прокатил ребенка по центру Казани, прицепив его к автомобилю. Еще попадались мамы, которые сажали совсем маленьких детей на руки, управляя при этом автомобилем. Все нарушители были выявлены и привлечены к ответственности.

Хочу подчеркнуть, что родители ошибочно полагают, что, держа ребенка на руках, они его оберегают. При резком торможении удержать даже крохотного малыша невозможно, ведь вес пассажира возрастает в несколько раз. А если взрослый при этом не пристегнут ремнем безопасности, то это верная гибель для малыша. Поэтому для ребенка в любом возрасте нет ничего лучше специальных удерживающих средств для перевозки детей.

Правила дорожного движения не должны быть написаны кровью детей

— Уже через месяц наступают долгожданные летние каникулы. Дети начнут активнее кататься на велосипедах, самокатах и просто гулять по городу. Что необходимо помнить маленьким пешеходам и их родителям, чтобы избежать трагедии?

— Тема безопасности детей — это красная линия нашего разговора. Сейчас наша основная задача — минимизировать травматизм детей на дороге. Повторюсь, Госавтоинспекция Казани работает с разных сторон — и с образовательными учреждениями, и по направлению профилактических рейдов, таких как «Внимание, дети!» и «Светофор». Профилактика именно летнего периода начинается задолго до мая.

Но тут я еще раз хочу обратиться к родителям: «Дети стараются во всем вам подражать, делать так, как вы. Для ребят это верная и понятная, правильная система поведения. Говорите с детьми ежедневно, повторяйте им правила перехода дороги и поведения на проезжей части, своим примером показывая, как делать правильно!»

Очень часто сами родители переходят в неположенном месте. А по примеру за ними идет ребенок, который в силу возраста и опыта не сможет быстро сориентироваться в дорожной ситуации, что приведет к непоправимой трагедии.

Еще раз скажу, что когда уже произошла трагедия, поздно задумываться об этих последствиях. Не нужно писать правила дорожного движения кровью детей. Мы, взрослые, должны своим примером показать, как поступать правильно, сохранив тем самым здоровье, а главное, жизни детей.

Comment section

6 КОММЕНТАРИЕВ
  1. У этих песня одна и та же. Все просто народ подражает блатным которых гайцы стороной обходят и поклоны на дороге кланят

  2. А почему уважаемый Эльнар Султанович умалчивает отчего водитель-лихач сбивший ребенка на пешеходном перекрестке в Авиастроительном районе нагло проехал на красный будучи уверенным в своей безнаказанности? Эльнар Султанович еще и мягко перекладывает ответственность на самого ребенка как он сказал: ребенок же мог переходя дорогу по пешеходному переходу на зеленый еще раз остановиться и посмотреть налево и избежать наезда на него. Стыдно должно подПолковник

  3. Уж и не знаю, где вы нашли перекладывание вины на ребенка. В статье прямо сказано, что водитель безусловно виноват в происшествии. А фраза, которую вы так лихо экстраполировали согласно своих личных (пред)убеждений, о том, что любой пешеход, и прежде всего ребёнок, должен убедиться в безопасности перехода, лично у меня вызывает только 100% согласие. Как и то, что родители должны вкладывать основы безопасности на дорогах в голову ребёнка ежедневно. Конечно, никто в этом мире не идеален, но ГИБДД проводит действительно гигантскую работу в этом направлении. И не их вина, что взрослые своими действиями зачастую перечеркивают эту работу на корню.

  4. Ровно месяц остался до конца учебного года. Значит у детей скоро летние каникулы. Большинство детей будут гулять без присмотра, так как родители на работе, а бабушки-дедушки не у всех есть. Практически у всех есть самокаты. А гоняют они на них будь здоров. Пару раз прям передо мной сбивали пешеходов на тротуарах. А в пешеходных переходах очень многие даже не слезают с них. Тем самым провоцируя ДТП. Поэтому прежде чем давать самокаты либо велосипеды, хотелось бы, чтобы родители провели беседу о правилах дорожного движения.

  5. А я уже успел воспользоваться этим чат ботом ГИБДД. Один умник развернулся через двойную сплошную, так мотоциклист в него чуть не врезался. Ладно успел вырулить, скорость не такая большая была. У меня видеорегистратор писал. Я и отправил в этот чат- бот. На следующий день в новостях даже про этот случай написали.

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *