Директор театра оперы и балета: «Казанский зритель будет слушать только певцов, чей годовой доход составляет $100 000»

Рауфаль Мухаметзянов рассказал
Рауфаль Мухаметзянов рассказал, как кризис повлиял на гонорары артистов
Шаляпинского фестиваля и почему нашему театру выгоднее выступать за границей

Директор театра оперы и балета Рауфаль Мухаметзянов


Ольга Гоголадзе — Казань

В понедельник в театре оперы и балета прошла пресс-конференция по поводу открытия Шаляпинского фестиваля. Директор театра Рауфаль Мухаметзянов рассказал, как кризис повлиял на гонорары иностранных артистов, почему нашей труппе выгоднее выступать за границей и как отличить ценителя оперы от «тусовщика». И, конечно, на самый первый вопрос журналистов он ответил ещё до того, как его успели задать:

— Каждый год меня спрашивают: «Что будет нового на фестивале?». Но сами подумайте, что может быть необычного в проверенной столетиями классике? Единственное, чего нам не удаётся предсказать — это как будут взаимодействовать артисты в каждом спектакле. Потому что сколько раз бывало: и состав блестящий, и дирижёр прекрасный, но не «искрит». И наоборот. Но, конечно, общая эстетика театра всё равно очень высока. «Нижняя планка» зафиксирована, здесь нет артистов слабее определённого уровня. А высший класс всегда без границ.

— Каков критерий выбора артистов?
— Как ни парадоксально, их талант можно определить только по цене. Другого пути нет. Кого будет слушать казанский зритель? Только певцов, чей годовой доход составляет $100 000. Это значит, они поют в Большом, Мариинском, в Европе и на мировом рынке. Наша Альбина Шагимуратова, например, 16 марта выступает в Метрополитан Опера в первом (и единственном) составе. Естественно, не за 15 000 рублей. Это как в профессиональном спорте: стоимость спортсмена определяется уровнем его игры.

Директор театра оперы и балета: «Казанский зритель будет слушать только певцов, чей годовой доход составляет $100 000»

— У вас возникли сложности с гонорарным фондом в связи с ужасным ростом курса валют?
— Да, конечно. Гонорары заграничным артистам выплачиваются в иностранной валюте. И мы ищем резервы, чтобы покрыть эту разницу в связи с сильно подскочившим курсом. Хорошо, что с прошлого года у нас остался «жирок», который мы пустили на зарплату солистам. Кроме того, нам помог президент республики [Рустам Минниханов], он нас очень поддержал. И российские певцы отнеслись с большим пониманием. Многие согласились выступить за куда более скромные гонорары, просто потому что очень любят ездить к нам.

— Сильно ли подорожали билеты в театр из-за кризиса?
— Мы повысили цены на 100 рублей. Пока не планируем серьёзно взвинчивать стоимость билетов. Мы всегда ориентируемся на среднюю сумму в 10 евро, то есть 700-800 рублей на обычные спектакли и 600-1500 рублей на фестивальные. Что дальше будет — не знаем. Думаю, в ближайшие 2-3 месяца будет понятно, что станет с ценами на нефть и с рублём. Тогда уже и будем решать.

— Билеты на фестиваль раскупают за один день, поэтому попасть на него почти нереально. Вы не собираетесь что-нибудь предпринять, чтобы у большего числа казанцев была возможность сходить на Шаляпинский?
— Если кто-то не смог прийти на спектакль во время фестиваля, всегда есть возможность посетить постановку в течение года. Этим и отличается истинный ценитель оперы от «тусовщика». Что касается такого ажиотажного спроса… мне кажется, он несколько преувеличен. Конечно, если у вас в фойе десять человек подряд спросят «лишний билетик», вы подумаете, что весь город сошёл с ума, и все рвутся в театр. Но, по сути, это всего лишь десять человек. Если мы решим поставить ещё 13 дополнительных спектаклей, не факт, что на них кто-то купит билеты. Не надо доводить до того, чтобы в зале были пустые места. Но раз вы уверяете, что интерес у публики действительно есть, давайте на следующий год поставим на пару спектаклей больше. Просто ради интереса.

Директор театра оперы и балета: «Казанский зритель будет слушать только певцов, чей годовой доход составляет $100 000»

— Проблема ещё и в том, что в родном городе казанская труппа выступает не так уж часто…
— Как ни странно, выступать за границей для нас выгоднее. Вы представляете, нам даже не нужно рекламировать себя за рубежом. Ежегодно мы даём в Европе более ста представлений (половина — опера, половина — балет). И все полгода, что мы гастролируем, в журналах на бортах самолётов европейских авиакомпаний наши спектакли указывают как рекомендованные к посещению. А мы не платим за это ни копейки! Более того, артисты получают там хорошие гонорары, а принимающая сторона покрывает все расходы, связанные с проживанием и транспортом. А по России приходится гастролировать себе в убыток. Изредка удаётся съездить в Большой Театр, если мы попадаем под определённую программу. А так, без дотаций, выехать куда-то — себе дороже.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *