«Главная ценность Татарстана — территория мира, где за много веков народы научились жить в согласии друг с другом»

В День народного единства обсудили с директором Дома Дружбы народов Иреком Шариповым
В День народного единства обсудили с директором Дома Дружбы народов Иреком
Шариповым, как в наше время, где правит процесс глобализации и размывания
этнических границ, малые народы сохраняют самобытность.

— Ирек Ильдусович, год этот очень непростой, но 4 ноября традиционно считается Днём народного единства. Как под крышей Дома дружбы народов живут различные общественно-культурные объединения и организации. Как в это непростое время удаётся сохранить диалог и мир между различными народами в Казани, в Татарстане?

— В самые тяжелые для Отчизны моменты всегда первым возникает вопрос мира и согласия между народами в нашей многонациональной стране. Этот год для Ассамблеи народов Татарстана юбилейный — 30 лет со дня образования. Приходят аналогии, некоторые сравнения с тем периодом, когда образовалась Ассамблея.

— Непростые — это конец 80-ых — начало 90-ых годов?

— Именно! Тогда стоял вопрос о существовании нашей страны, о приоритетах зарождающегося государства Российская Федерация после распада СССР. В 1992 году был созван Съезд народов Татарстана, где самые яркие и влиятельные представители народов собрались в Казани и определяли, как мы будем выстраивать жизнь в Республике Татарстан, в новом Российской Федерации.

После огромной геополитической катастрофы — распада Советского Союза — именно тогда было сформулировано понимание, что Ассамблея народов Татарстана, Дом Дружбы народов Татарстана — это не только про народные праздники, игры и пляски, эта структура создавалась как точка объединения для наших народов, как правила поведения во вновь создаваемом государстве. 

Мы всегда определяем нашу деятельность как вопросы безопасности государства, вопросы единства нашего народа, чтобы сохранить единое государство и наши народы в этом государстве.

«Главная ценность Татарстана - территория мира, где за много веков народы научились жить в согласии друг с другом»

30 лет назад были сформулированы предложения, правила деятельности Ассамблеи народов Татарстана. Поэтому мы у себя никогда не используем такие слова, как «малые народы», потому что Ассамблея построена на принципе «Один народ — один голос». У нас нет народа, который стоял бы выше кого-то, и у нас нет народа, чьи права могут быть меньше относительно других.

Также был сформулирован второй принцип Ассамблеи — наша деятельность вне политики. Потому что в 90-ые годы было понятно, что политика может меняться, что политический строй в стране может меняться, государства могут распадаться, но интересы, права народов остаются при любом государственном устройстве, при любой политической конъюнктуре.

Ассамблея формулирует потребности, права этих народов. Таким образом 30 лет Ассамблея придерживается этих двух основных принципов — «Один народ — один голос», «Вне политики».

Сегодня Ассамблея народов Татарстана и сеть домов Дружбы народов — это более 250 национально-культурных объединений (НКО) в РТ, это 14 Домов и центров дружбы, которые обеспечивают деятельность НКО.

— Чем отличается НКО от других форм организаций, форм объединений граждан?  

— Если бы люди собирались с целью попеть и поплясать, то так получился бы вокально-хореографический ансамбль. Но общественное национально-культурное объединение возникает всегда, и исключений в своей жизни я не видел, на фоне какой-то нерешенной проблемы. Люди собираются, чтобы в конкретном населённом пункте, в городе, в районе обозначить проблемы своего народа, а такие проблемы есть, и чтобы во взаимодействии с другими людьми, с органами власти решать эти вопросы.

Мы живем в стабильном, мирном регионе. Наши проблемы — обычно это вопросы образования, сохранение культуры и традиций, обычаев, промыслов, возможности поиска площадок для общения для представителей той или иной национальности. Если эти вопросы не решать, то из них возникнут точки напряжения, и они могут перерасти в более серьёзные проблемы.

Каждый народ, который сегодня проживает в Татарстане, и те, кто из них являются гражданами Российской Федерации, не теряют связь со своей исторической Родиной. Это в первую очередь касается граждан России, которые являются выходцами из стран бывшего Советского Союза. Роль Ассамблеи народов Татарстана остро проявляется в те моменты, когда возникают этнические конфликты на границах бывших республик СССР, например, армяно-азербайджанский конфликт.

— Как выстраивается диалог, взаимоотношения между азербайджанскими и армянскими сообществами в Татарстане? Вы конечно заявили, что у вас принцип «Вне политики». Но ведь страны происхождения этих сообществ неизбежно могут потащить их в политику.

— Периодически аквтизирующийся конфликт на земле Карабаха как раз четко демонстрирует роль Ассамблеи народов Татарстана в том, чтобы этот конфликт, несомненно касающийся представителей этих народов, проживающих в Татарстане, не проецировался в России и в нашей республике. Во-первых, у нас есть легитимные, избранные и авторитетные руководители этих национальных общин, и с армянской, и с азербайджанской стороны, которые реально влияют на свои обширные общины. Мы находим точки соприкосновения и новые ценности — это факт того, что все мы являемся на земле Татарстана гражданами Российской Федерации. Это — наш выбор, мы выбрали местом своего проживания, обучения, работы, жизни своих детей именно эту землю. И главная ценность этой земли — Татарстан является мирной территорией, где на протяжении многих веков народы научились жить в согласии друг с другом. И вот это незыблемое правило распространяется и на представителей других народов.

«Главная ценность Татарстана - территория мира, где за много веков народы научились жить в согласии друг с другом»

С уважением можно принять позицию представителей армянских и азербайджанских общин, которые смогли объяснить свою позицию соплеменникам. На территории Татарстана мы сохранили традицию не переносить конфликты между историческими родинами тех или иных общин.

В отличие от некоторых регионов России, в эти непростые дни уважаемые активисты с азербайджанской и армянской стороны всегда находились за круглым столом в Доме дружбы народов Татарстана. Они находили те слова, чтобы объяснить и своим молодым активистам, широкой общественности, что нельзя переносить армяно-азербайджанский конфликт на территорию Татарстана.

— Но в жизни ещё есть и мелкие, скажем так, бытовые конфликты. Что с ними делать?

— Если не заниматься решение таких конфликтов, то они могут перерасти в межнациональные конфликты. Те люди, которые сегодня приезжают в нашу страну, в нашу республику как трудовые мигранты, как экономические наши партнёры, — это очень активные люди. У них много экономических интересов в нашей стране, у них есть бытовые потребности. Наши НКО во многом являются площадками, где различные соотечественники находят разрешения своих проблем.

Например, одна из самых крупных НКО — узбекская национально-культурная автономия. Дверь их кабинета в нашем Доме дружбы народов практически не закрывается в течение дня. А в течение года председатель общины Абдуманоб Абдусатаров принимает у себя до 1500 своих сограждан. Так разрешается огромное количество проблем.

— В основном же граждане Узбекистана в Татарстане работают. В этой сфере у них бывают проблемы?

— Они у нас учатся и работают. Казань и Татарстан является одним из самых крупных регионов, где количество иностранных студентов более 15 000 человек. А из Узбекистана — чуть более 7000 человек.

В допандемийный период число людей, которых ставили на миграционный учёт, превышала более 350 тысяч в год. Когда мы оперируем такими огромными цифрами, то понятно, что у этих людей возникают и множество вопросов. В Татарстане создана такая ситуация, когда между иностранным гражданином и государством есть очень сильные и подготовленные партнёры в лице их национально-культурных объединений, которые во многом помогают им разрешить те или иные вопросы.

«Главная ценность Татарстана - территория мира, где за много веков народы научились жить в согласии друг с другом»

Возвращаясь к истории по узбекистанцам. У них помимо взаимодействия с органами власти и правоохранительными органами, есть ещё одна площадка — Ассамблея и их культурно-национальная автономия. Эти площадки являются тем инструментом, которые помогают разрешить вопрос до того, как он превратится в проблему.

— Процесс ассимиляции и интеграции касается абсолютно всех народов, в том числе и их НКО. Где та грань между двумя этими процессами — ассимиляцией и интеграцией в страну пребывания — на ваш взгляд? Ведь в ассимиляции видят плохое, а в интеграции необходимое и полезное.    

— Хотел бы поделиться своими жизненными наблюдениями. Что приводит к ассимиляции? К ней приводит глобализация и урбанизация. Понятно, что попадая в другую страну, попадая в другой крупный город, избежать этих процессов невозможно. Итогом урбанизации и глобализации становится ассимиляция. Это касается фактически всех народов. У нас в Татарстане и среди татар принято критиковать, что наше молодое поколение, наши дети и внуки теряют татарский язык, культуру и традиции. Но в этой истории татарский народ — не особенный. Эта тема в такой же степени касается любого из народов, которые переезжают, интегрируются в новые для них государства, в новую для них среду. В первом поколении представители народов, конечно же, носители языка, второе поколение — это люди, которые знают и понимают родной язык, третье поколение — это уже люди, у которых есть проблемы с сохранением родного языка.

Кажется, что процесс ассимиляции неизбежный. Но вот здесь как раз и проявляется роль и миссия Ассамблеи народов Татарстана и наших НКО. Одно дело, когда у человека нет выбора и он неизбежно пройдёт путь ассимиляции. Но когда есть институты гражданского общества в лице национально-культурного объединения, для которого в Доме дружбы созданы условия, чтобы собираться, проводить мероприятия как например организовать класс по изучению родного языка, организовать мероприятие в важные для того или иного народа дни, создать возможности для работы молодёжных организаций, творческих коллективов.

Каждое из наших 39 культурно-национальных объединений, которые сегодня работают в Доме Дружбы народов Татарстана и в других Домах Дружбы в городах и районах республики, стараются выстроить работу общины таким образом, чтобы важные для общины вопросы не остались неудовлетворёнными.

— Есть какие-то особенности по работе НКО народов Поволжья?

— Сегодня в Татарстане есть около 100 чувашских школ, более 20 удмуртских, около 20 марийских школ, есть мордовские школы. Жизнь представителей этих народов практически не отличается качеством жизни и удовлетворённостью культурно-образовательными моментами от тех представителей народов, которые живут у себя на исторической Родине. Они умеют возможность изучать свой родной язык, у них проводятся традиционные праздники и соблюдается традиционный уклад жизни, проводятся из народные праздники.

«Главная ценность Татарстана - территория мира, где за много веков народы научились жить в согласии друг с другом»

Мне несколько раз приходилось слышать, как приезжая к нам представители этих народов, наших поволжских республик говорили, что видят, как в Татарстане какие-то моменты жизни наших народов могут исчезнуть на их исторической Родине. Но в Татарстане эти моменты настолько развиты, что сохранятся. Такая мысль звучала от представителей нескольких республик. В Татарстане есть традиция очень бережного отношения к чужому мнению, культуре и традициям.

— Если у нас в Татарстане есть около 100 чувашских школ, значит у них проблема сохранения языка в нашей республике стоит не так остро, как у других НКО. Тогда зачем чувашам НКО под крышей Дома Дружбы народов Татарстана?

— Дело в проблеме урбанизации. Потому что эти 100 школ находятся в традиционных сельских поселениях, где проживают те же чуваши, марийцы, удмурты и мордва. Но когда мы переезжаем в большой город, то вопросы здесь у всех уже одинаковые  — что у чуваша, что у армянина, что у татарина. У них есть общие проблемы.

То, что многие народы теряют свой язык, культуру и традиции — это не злая воля какого-то одного политика, или политической партии какого-то государства. Это всё в целом такое глобальное явление в мире. Но острота проблемы урбанизации снимается, если государство, общество, институты гражданского общества являются твоими партнёрами в желании сохранить свою исконную суть народа, помочь ему продолжать сохранять те ценности, которые являются его основой.

Нужно понимать, что так, как жили наши предки много веков назад, сегодня уже не получится ни у кого. Это касается всех народов, вне зависимости от их численности. Народы, которые здесь представляют большинство, урбанизация — меньшая проблема. Народы, которые не имеет возможности создать всю инфраструктуру по сохранению культуры и традиций, для них это более острая проблема.

— Получается, Дом Дружбы народов — это такой некий противовес городу, который таит у себе угрозу урбанизации?

— Идёшь по городу и найти исконно русские названия, даже в вывесках, в политике торговых центров, в культурно-развлекательных заведениях очень трудно. Эти явления вообще находятся вне этнической жизни.

«Главная ценность Татарстана - территория мира, где за много веков народы научились жить в согласии друг с другом»

— Чем тогда можно подпитывать уникальную этническую идентичность в условиях города?

— Считаю достаточно верным определение, что национальная политика является частью социальной политики государства. Дом Дружбы — это социально-ориентированное учреждение, которое занимается потребностями людей, для которых вопросы сохранения своей культуры, традиций, возможность самореализоваться на сцене, возможность ведения привычного образа жизни в культуре очень важно.

— То есть, условно говоря, в шоу-бизнес сегодня тяжело прорваться исполнителям национальных песен, национальных танцев. А у Дома Дружбы народов есть возможности, раз она социально-ориентированная, и ресурсы поддержать таких исполнителей песен?

— Например, мы в год проводим около 500 мероприятий, из которых 20 — это выставки, которые демонстрируют культуру того или иного народа. Но надо понимать, что эти выставки возможно не смогут прорваться на коммерческие площадки, где будут продаваться билеты, зарабатываться деньги, где есть заточенность на шоу. Но потребность в этих выставках довольно большая. Ещё одна наша особенность — Дом Дружбы народов не выдумывает мероприятия. У нас 500 мероприятий и ни одно мероприятие не придумывается администрацией Дома Дружбы народов. У нас такое правило — инициатива исходит только от национально-культурного объединения. То есть, 20 выставок — это именно 20 инициатив представителей национальных общин показать своим соплеменникам и других людям свою культуру.

Мы проводим более 100 концертов на наших площадках. Но нужно понимать, что формат этих концертов не шоубизнесовский. Чтобы окупить какой-нибудь концерт, нужно продать, скажем, 1000 билетов. Но у нас не те концерты, на которые придут 1000 человек. Но это очень важный концерт для представителя того или иного народа, это место для сбора, место для общения.

— Социальная ориентированность к потребностям национальных общин не приведёт ли к тому, что формы их активности, самовыражения в виде концертов, выставок и так далее, которые не заточены под коммерцию и возможно только с помощи Дома Дружбы народов, что эти формы активности потеряют свою актуальность? Ведь у таких форм активности не стоит вопрос об увеличении массовости, об эффективности и так далее… Например, всем сегодня очевидно, что у людей мало времени читать книги, особенно читать книги своим детям, которые уходят в телефоны. Некоторые родители пытаются найти выход, видя, что дети повально читают американские комиксы. Родители формулируют запрос на издание комиксов с национальным, местным колоритом, на удмуртском, марийском, чувашском языках.  

— У меня на столе как раз есть комиксы, изданные на марийской, удмуртском, чувашском и мокшанском языках. Эти комиксы изданы по инициативе наших общин при поддержки Республики Татарстан. Когда я эти книжки показываю нашим коллегам из других регионов, они вызывают у них восторг. Им это кажется неожиданным, что так можно сделать. И это не так дорого, это вполне возможно. Причем, на этих книжках ещё есть QR-код, по которому можно посмотреть мультфильм. 

«Главная ценность Татарстана - территория мира, где за много веков народы научились жить в согласии друг с другом»

Если у нас есть какое-то количество людей, для которых очень важно сохранения своих традиционных ценностей, проведения народных праздников, возможность изучения родного языка, то государства на эти запросы должно отвечать решением этих вопросов, механизмами решения этих вопросов. Дом Дружбы — это как раз та площадка, тот механизм, который помогает активным гражданам сами реализовать эти потребности. Мы не придумываем, как сохранить чувашский язык и традиции в Татарстане. Не мы это генерируем. Это чувашская община формулирует потребность, на которое государство в лице такого механизма как Дом Дружбы народов отвечает создаваемыми возможностями.

— А как появилась эти комиксы? Откуда деньги на них?

— Издание комиксов инициировали наши общины. Партнёром в реализации стало «Татарское издательство», а деньги выделила Комиссия при президенте РТ по вопросам сохранения, развития татарского языка и родных языков представителей народов, проживающих в РТ, которую возглавляет зампред Госсовета РТ Марат Ахметов.

В этом году мы каждому чувашскому, марийскому, удмуртскому и мордовскому ребёнку в портфель вложили словарь «500 слов на родном языке», сказки на родном языке.  

— Например, завтра коми-пермяки создадут у вас общественную организацию и придут к вам, к администрации Дома Дружбы народов с идеей, что они хотят снять о себе документальный фильм. Будет ли со стороны Дома Дружбы народов помощь им в виде гранта или просьбы помочь коми-пермякам к руководство, например, телекомпании «ТНВ»?

— Мы как раз та организация, которая такой сигнал, импульс от национальной общины раскладываем на производственные процессы. В этом году у нас образовалось несколько новых общин — якуты, тувинцы. Почему? Потому что из их территорий идёт активное переселение в наш регион. У нас хорошо развита социальная инфраструктура, хорошая возможность получить образование и найти работу. Но таких городов в России не только Казань. Но они выбирают Казань, потому что Татарстан — национальный регион. Они понимают, что в Татарстане решение национальных вопросов поставлено намного лучше, чем в других регионах. К нам приезжают экономически активные люди, которые хотят продолжать свою жизнь.

И вот когда представители этих народов к нам приходят и говорят, что хотят создать свою общину, мы этот их импульс раскладываем на производственные процессы. Создание общины — это услуги юриста, обеспечение своим офисом, площадками для проведения мероприятий (выставочный зал, концертный зал, круглый стол и так далее). Так что якутская и тувинская община получат от нас доступ к тем возможностям, которыми пользуются и другие общины. Но возможности эти у них будут не меньше и не больше, чем у других сообществ, как у всех, у нас же принцип «Один народ — один голос».

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *