16 заправок.
С проверками качества бизнеса по АЗС Татарстана отправились бригады экспертов. Пока больше всего нареканий получают частные заправки.
Месячник проводит Управление по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов Татарстана. Работают четыре бригады, которые, как говорит заместитель начальника Управления Шамиль Гумеров, приезжают на республиканские АЗС внезапно. Берут пробы самого ходового топлива — дизеля и АИ-92.
— Вот сегодня холодно. Дизельное топливо меняют на зимнее. Нужно проверить показатели, например, предельную температуру фильтруемости. Многие жалуются, что при низких значениях топливо замерзает в фильтрах, — рассказывает Гумеров. — В процессе мы отбираем два литра топлива (две пробы), разливаем в литровые бутылки. Одна уходит на испытание, а вторая остается как арбитражная, то есть в случае предъявления претензий вот эту арбитражную пробу тестируют в независимой лаборатории.
На данный момент отобрано 720 проб с 401 заправочной станции и трех нефтебаз. Из них испытано 578. Каждый вид топлива имеет около 15 показателей, которые должны соответствовать стандартам, — техническому регламенту Таможенного союза и национальным стандартам. Если даже один не соответствует требованиям, топливо считается некачественным.
По последним данным, 16 проб не прошли проверку, то есть 16 АЗС заливают некачественный товар. Наиболее распространенное нарушение — превышение содержания серы. По регламенту она должна составлять 10 мг на 1 кг топлива.
— Сегодня мы выявляем и 50 мг, и 100 мг, и несколько тысяч мг. Это говорит о том, что у нас в республике продолжается реализация судового и печного топлива. Оно по нормативным документам продается открыто, то есть никто никого не обманывает. Но когда содержание серы составляет порядка тысячи мг, это говорит о том, что дизельное топливо было смешано или печным, или судовым, а это уже обман потребителя, — отметил замначальника.
В основном подобный суррогат эксперты выявляют на АЗС на трассе, где заправляются большегрузы, а также на маленьких заправках в районах или небольших городах. В долгосрочной перспективе для машин смешанное топливо грозит коррозией.
Если проверка показала несоответствие, эксперты направляют материалы владельцам АЗС. В случае неоднократного нарушения или когда содержание серы в разы превышает норму, материалы уже поступают в прокуратуру.
Журналист KazanFirst Ирина Егорова уточнила у Гумерова, есть ли в Татарстане черный список АЗС. Тот ответил, что до окончания месячника не готов озвучивать имена конкретных продавцов, но пообещал это сделать на итоговом брифинге в декабре.
В свою очередь похвалить ряд АЗС собеседник смог.
— В крупных сетях, например, «Татнефть», мы не обнаружили ни одного топлива, где содержание серы было бы превышено. Вообще, в течение многих лет в «Татнефти» мы не выявляем топлива, которое бы не соответствовало стандартам. Нет нарушений у «ТАИФа» и «Лукойла», — отметил он.
Гумеров также выделил эти же сети, поскольку у них есть свои лаборатории, то есть они проверяют качество продукта. А это, кстати, важно, потому что по нормативам АЗС должны проводить проверку ежемесячно.
Если с качеством все более-менее понятно, то другая проблема, от которой страдают водители, — это недолив. По последним данным, этим грешат две трети заправок по всей России. В Татарстане официально удалось выявить пока один случай.
— Буквально две недели назад, в начале месячника, к нам обратились жители Рыбно-Слободского района по поводу того, что происходит недолив. Мы пригласили СМИ, выехали с ними. Отобрали пробы, залили в десятилитровый образцовый мерник. Недолив составил 495 мл при норме 50 мл. Мы направили [материалы] в прокуратуру. В районной газете вышел [материал]. Жалобы поступают, но это пока единичный пример, когда мы выявили недолив, — сообщил Гумеров.
Управление в данном случае проводит лишь проверку. Принять соответствующие меры должны прокуратура и надзорные органы — Роспотребнадзор и Ростехрегулирование.
Мы поинтересовались у замначальника, может ли водитель самостоятельно распознать плохой бензин. Ответ краток — нет. Это по силам лишь лаборатории, куда мы и отправились. В Татарстане не так много аккредитованных организаций. Одна из них — ООО «Ресурс-Аудит». В нем и проводится анализ проб, которые собирают бригады во время месячника.
— В нашей лаборатории есть контрольный анализ, который определяет показатели по дизельному топливу и по бензину. По дизельному в анализ входит плотность, кинематическая вязкость, фракционный состав, содержание серы и предельная температура фильтруемости. По времени анализ одной пробы дизеля и бензина занимает порядка шести часов, но мы их делаем параллельно, — говорит Елена Базаева, начальник лаборатории.
Специалист продемонстрировала журналистам, как проводятся пробы и в каких условиях. Затем она подтвердила слова Гумерова, что самое частое нарушение — это большое содержание серы.
— Это происходит больше из-за плохой очистки, но смешивание я тоже не исключаю. Берут более качественное и менее качественное топливо и смешивают, чтобы было подешевле. Это влияет, прежде всего, на экологию, на воздух, которым мы с вами дышим, — заключила эксперт.
Результаты тестов лаборатория направит Управлению. Эксперты их озвучат журналистам после завершения всех процедур.
Comment section