В интервью KazanFirst первый заместитель председателя Московского отделения Всероссийского общества охраны природы Роман Незовибатько рассказал, как можно контролировать работу мусоросжигательных заводов, почему не стоит слепо копировать все европейские технологии и боятся российского раздолбайства.
— Жители Осиново предложили разработать электронную систему общественного контроля за выбросами МСЗ. Насколько это реализуемо?
— Буквально на днях Государственная Дума приняла во 2-м чтении поправки в ст.67 7-ФЗ №7 «Об охране окружающей среды». Согласно изменениям, все крупные предприятия-загрязнители с 1 января 2019 года будут обязаны установить датчики постоянного мониторинга на все трубы, осуществляющие выбросы вредных веществ в атмосферу и сбросы в воду. В этот перечень предприятий, по заверению министра природных ресурсов и экологии РФ Дмитрия Кобылкина, войдут и строящиеся мусоросжигательные заводы.
— Как подобные механизмы работают?
— Сама система работать будет. Вопрос лишь в том, чтобы у жителей был открытый доступ к данной информации. И это их вполне законное требование. Думаю, организовать это будет не сложно. Например, в Японии, в городах есть специальные табло, на которых сообщается информация об уровне выбросов, а также специальные сервисы в интернете.
— Еще одно предложение система непрерывного мониторинга атмосферного воздуха. Существует ли реализация подобных механизмов в России?
— Нельзя пока это называть системой, но есть некоторые наработки в этом отношении. Вся информация берется с датчиков Росгидромета. Безусловно, количество таких датчиков не позволяет пока ей быть объективной. Кроме того, доступ к данной информации достаточно сложный.
— А может быть предпринимались попытки автоматизировать данный процесс?
— Да, в отдельных городах или через специализированные сервисы. Например, приложение для мобильного телефона «Эковизор», созданное красноярскими энтузиастами. Хотя охват территорий в нем пока небольшой. Однако на заседании экспертного совета министерства природных ресурсов и экологии министр предложил создать такой сервис, который бы позволил аккумулировать всю имеющуюся информацию по состоянию атмосферного воздуха в удобном и понятном для граждан формате.
— Противники МСЗ уверены, что ещё на этапе реализации проекта будут допущены нарушения и впоследствии это отразится на работе завода, а значит и экологии. Возможно ли контролировать эту работу?
— Кроме государственного экологического контроля существует и общественный контроль. Необходимо выработать единую систему взаимодействия с надзорными органами региона, с подрядной организацией на каждом из этапов строительства с допуском общественников к инспектированию объектов строительства. Мы готовы в этом активно помогать.
— Одна из главных претензий общественников, что в Казани построят завод, как в стране третьего мира, поскольку производителям некуда девать оборудование. Вы согласны с этим утверждением?
— Многие страны с передовыми экономиками и высоким качеством жизни, например, Нидерланды, США, та же Япония, которую я ранее приводил в пример, имеют на своих территориях такие заводы. Надо понимать, что МСЗ — это не просто сжигание, а снижение класса опасности тех или иных видов отходов. Увы, но 100% вторичной переработки мусора в сегодняшних реалиях потребительской цивилизации — это миф. К примеру, медицинские отходы обязательны к термическому обезвреживанию.
— Как в целом профессиональное сообщество экологов оценивает инициативу по строительству МСЗ в регионах России? Считаете ли вы подобные заводы опасными?
— Объемы уже накопленного мусора, который после слеживания и перемешивания практически невозможно переводить на сортировку, нужно куда-то девать. Представьте, что складировавшийся ранее мусор практически не разделялся по классам опасности, поэтому единственный путь его обезвреживания — сжигание.
— Строители МСЗ в Татарстане уверяют, что на предприятии будут использоваться самые «чистые» технологии, по которым работают такие заводы в Европе. Насколько это реально в наших условиях?
— Объективность выбора тех или иных технологий должна быть очевидна для всех. Но в Татарстане, на мой взгляд, эта объективность выбора населению не доказана, поэтому и возникает такое протестное движение. Я предложил федеральному министру взять под личный контроль данную ситуацию и провести выездное рабочее совещание с привлечением всех заинтересованных сторон. Надеюсь, Дмитрий Николаевич серьезно отнесется к данной просьбе.
Что касается европейского опыта, то я бы к нему так сильно не апеллировал, поскольку масштабы экологических проблем, накопленных нашими западными соседями, в десятки раз превышают российские. Тем не менее, нам необходимо выработать собственную систему контроля соблюдения технологических режимов.
Читайте также: Уроки швейцарского: как устроена система обращения с отходами в Европе
— Как можно проконтролировать, соблюдается ли заявленная технология или нет?
— О введении автоматизации сбора данных о сбросах и выбросах как элементе государственного экологического контроля я уже сказал ранее. И граждане в рамках осуществления общественного контроля также имеют широкие возможности. Все возможные формы предусмотрены 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Поэтому нужно не пенять на якобы традиционные российские раздолбайство, бюрократизм, безответственность, а взять часть этой ответственности на себя, потому что гражданское общество требует не только гражданского контроля, но и гражданской ответственности. Лично я и Всероссийское общество охраны природы готовы помогать в формировании системы такого контроля в Татарстане.
Comment section