Завершил работу 14-й Казанский международный фестиваль мусульманского кино. Его итоги журналист KazanFirst подводит вместе с организаторами и авторами фильмов, а также зрителями.
А итоги эти любопытны. Во-первых, на нынешнем фестивале действительно было огромное число кинопроектов, сделанных в Татарстане. Во-вторых, аудитория фильмов становится шире, а степень её осознанности и понимания картин — глубже. При этом зрители прохладно отнеслись к заигрыванию организаторов с голливудскими звездами, в частности, с сыном известного американского режиссера Оливера Стоуна Шоном. Местная публика ходила на показы, чтобы посмотреть фильмы татарстанского производства.
Зиля Валеева — значимая в прошлом фигура для политической жизни Татарстана. Она в первое десятилетие «нулевых» занимала пост вице-премьера республики, была министром культуры. Сейчас — директор музея-заповедника «Казанский Кремль». Именно Зиля Валеева стоит у истоков организации и проведения в Казани мусульманского кинофорума.
— Фестиваль развивается. Понятно, что в этом развитии есть разные сюжеты. Самое главное, мне кажется, что у фестиваля уже появилось свое имя и он привлекательный. Главная задача, которую мы решали с самого начала, — сделать площадку, которая поддерживала бы разнообразие в мире, — объясняет в разговоре с журналистом KazanFirst, с чего начинался фестиваль, Зиля Валеева.
По её словам, для организаторов всегда было и продолжает оставаться желанным приглашение кинозвезд мирового значения. Ранее в Казани были Катрин Денёв, Изабель Аджани и Эдриан Броуди. Все они встречались с местной публикой, с кинематографистами и делились опытом и видением того, как и в какую сторону развивается индустрия.
Больше всего Зилю Валееву впечатлил на фестивале фильм «Бисмилла» итальянского режиссера Алессандро Гранде. Дело в том, что она участвовала в работе жюри по номинации «Лучший короткометражный игровой фильм». С её слов, картина, снятая европейцем об исламе и мусульманах, лучше всего выразила главный тезис кинофорума — «Через диалог культур — к культуре диалога».
Собеседница также объяснила, в чем причина успеха и ажиотажа вокруг татарстанского фильма «Мулла».
— Мне кажется, что любая киношная история — это про человека. Этот фильм трогает тем, что мы смотрим картину не про того муллу, который только стоит у минбара и читает проповедь, говорит правду и призывает нас к добру. В нашем фильме мулла — это такой же простой человек, как и все мы. Перед ним так же стоят проблемы, сомнения. А интересен он публике тем, что к своей высокой миссии подготовлен зрелостью, он чистый человек. Это трогает зрителей, — высказывает мнение Зиля Валеева.
Картина «Мулла», в отличие от одноименной постановки в театре, — совсем другая история. Не важно, что конец в фильме отличается от театральной версии и героя не убивают. Но ведь персонаж, мулла, остается тем же, что в театре, что в кино, продолжает рассуждать директор музея-заповедника.
На вручении одной из номинаций фестивальным фильмам Зиля Валеева вспомнила, в каких условиях проходил самый первый форум.
— Я помню, как на первом фестивале Татарстан представлять шли всего три человека. Это режиссер фильма Ильдар Ягафаров и Фарид Бикчентаев со своим сыном. Сегодня я слышу цифру в 15 кинокартин. Ради этого и стоило затевать большой праздник кино, — заметила она.
На фестивале среди многочисленных номинаций были и призовые. Помимо картины «Мулла», которая победила в номинации «Лучшая режиссерская работа» и получила специальный денежный приз президента Татарстана в 500 000 рублей, отметили также документальный фильм «Коран: от ниспослания до Казанского издания», который получил награду мэра Казани, и фильм «Звонок отцу». Последний, к слову, также удостоился денежной премии в 300 000 рублей от группы стратегического видения «Россия — исламский мир», где председательствует президент Татарстана Рустам Минниханов.
Заместитель координатора группы Ильмира Садыйкова со сцены объяснила, почему именно картина казахского режиссера Серика Аппымова удостоилась такого внимания и премии.
— Главный персонаж этого фильма — ребенок, его духовный мир. А духовный мир ребенка — это результат духовного мира в семье. Что в свою очередь показывает нам духовный мир нашего общества, — заявила Ильмира Садыйкова.
Имам-хатыйб Апанаевской мечети Нияз хазрат Сабиров рассказал о проекте «Коран: от ниспослания до Казанского издания». По его словам, документалка посвящена истории возникновения священной для мусульман книги.
— Мы рассказываем историю о писании, начиная со времен Пророка Мухаммада и заканчивая сегодняшним днем. Мы говорим в фильме о проблемах в обществе, на которые в ответ была ниспослана книга. Показываем, что произошло после появления книги. Рассказываем историю печатного Корана в России. Первый печатный Коран, как известно, был сделан в мире именно татарами, — говорит хазрат.
Также командой имам-хатыйбы на фестивале был представлен документальный фильм про татарского дореволюционного богослова Шигабутдина Марджани.
— Зал при показе был почти переполнен. Татарам очень важно знать о своих богословах, об их наследии. К тому же в этом году Марджани исполнилось 200 лет, — говорит Нияз хазрат Сабиров.
Тему с переполненными залами при кинопоказах продолжил развивать заместитель директора «Татаркино» и руководитель кинотеатра «Мир» Зуфар Давлетшин.
— Большой ажиотаж был замечен при показах фильмов «Мулла» и «Үксезләр» (на русском «Сироты»). Последний месяц назад показывался в кинотеатре «Мир» как премьерный, уже тогда было заметно внимание публики, — рассказывает собеседник.
Чтобы ответить запросу аудитории на фильм «Мулла», организаторы даже поменяли программу и запустили параллельно показ еще в одном зале кинотеатра. Но даже в этом случае мест хватило не всем. Тем, кто не попал на премьерный показ, расстраиваться не стоит. Фильма «Мулла» появится в прокате кинотеатра «Мир». Вместе с ним зрителям также представят еще две картины — «Үксезләр» и «Бойжеткен. Всё из-за неё».
— Я считаю этот фестиваль фестивалем мусульманского татарского кино. И наши артисты снимаются в фильмах, показывают всему миру наши достижения, культуру татар. Казанский фестиваль — это самый успешный проект семимиллионного татарского народа. Очень много красивых фильмов было снято, действительно налаживается диалог культур между Европой и Азией. Можно смотреть на повседневную жизнь разных народов, на то, как они одеваются, какая у них культура. Такие фильмы всегда помогают налаживанию связей между народами, странами, укрепляют межнациональную дружбу, — делится впечатлениями зрительница фестиваля Миляуша Гайфуллина.
Ей очень понравился фильм «Мулла». После его просмотра она готова порекомендовать сделать то же самое всем своим знакомым, друзьям и единомышленникам.
Один из тех, кому есть с чем сравнивать, — Мансур Хуснутдинов. Он многолетний зритель фестиваля. В этом году организаторы за преданную любовь подарили ему увесистую книгу по всем конкурсным и внеконкурсным фильмам 14-го кинофеста.
— Когда сидишь в темном зале перед экраном, особенностей фестиваля не наблюдаешь. Видишь только особенности самих фильмов. А картины на фестивале очень человеческие, печальные, серьезные. У меня даже возникло подозрение, что я настолько переживаю из-за них, что во мне включаются некие лечебные процессы. Я начал светиться и чувствовать себя лучше, как будто совсем молод. А мне ведь 77 лет исполнилось 23 июня, — говорит Мансур абый.
В прошлом он занимался электроникой, проработал в этой отрасли 56 лет. В советское время объездил многие предприятия. Сейчас он посещает абсолютно все кинофестивали. И даже если такое культурное мероприятие планируется в Санкт-Петербурге или Москве, то тут же отправляется туда. Фильм «Мулла» ему так же очень приглянулся, он остался доволен качеством «картинки» и актерской игрой.
Во время церемонии закрытия Казанского кинофестиваля журналист KazanFirst обсудил фильмы с десятком зрителей. Практически никто из них так и не назвал имя Шона Стоуна — мало кто посмотрел его фильм «Поле битвы». Все говорили о впечатлениях по фильмам «Мулла» и чуть меньше — об «Үксезләр».
Список фильмов-победителей
Гран-при лучший игровой фильм
Фильм «Ласковое безразличие мира»
Режиссер: Адильхан Ержанов
Страна: Казахстан, Франция
«Лучший режиссер полнометражного игрового фильма»
Фильм «Гольнеза»
Режиссер: Саттар Шамани Гол
Страна: Иран
«Лучший режиссер полнометражного игрового фильма»
Фильм «Мулла»
Режиссер: Рамиль Фазлиев, Амир Галиаскаров
Страна: Россия
«Лучший сценарий полнометражного игрового фильма»
Фильм «Халеф»
Сценарист: Мурат Дюзгуноглу
Страна: Турция
«Лучший оператор полнометражного игрового фильма»
Фильм «Гольнеза»
Оператор: Мухаммад Факури
Страна: Иран
«Лучший актер полнометражного игрового фильма»
Фильм «Ласковое безразличие мира»
Актер, исполнитель главной мужской роли: Куандык Дюсенбаев
Страна: Казахстан, Франция
«Лучший актер полнометражного игрового фильма»
Фильм «Ксерокопия»
Актер, исполнитель главной мужской роли: Махмуд Хэмида
Страна: Египет
«Лучшая актриса полнометражного игрового фильма»
Фильм «Не чужие»
Актриса, исполнительница главной женской роли: Лилия Волкова
Страна: Россия
«Лучшая актриса полнометражного игрового фильма»
Фильм «Сумерки»
Актриса, исполнительница главной женской роли: Юан Ли
Страна: Китай
«Лучший полнометражный документальный фильм»
Фильм «Бирманский учебник истории»
Режиссер: Петр Лом
Страна: Нидерланды, Мьянма, Норвегия
«Лучший короткометражный документальный фильм»
Фильм «О чем грустит наш дом»
Режиссер: Кирстен Гайнет
Страна: Россия (Башкортостан)
«Лучший короткометражный игровой фильм»
Фильм «Олива Саада»
Режиссер: Ахмад Заери
Страна: Иран
«Лучший короткометражный игровой фильм»
Фильм «Бисмилла»
Режиссер: Алессандро Гранде
Страна: Италия
«Лучший фильм в номинации «Россия молодая»
Фильм «Дерево»
Режиссер: Хава Мухиева
Страна: Россия (Чечня)
«Лучший национальный фильм»
Фильм «Чистополь. Из жизни малого города»
Режиссер: Галина Долматовская
«Лучший документальный национальный фильм»
Фильм «Зачем я это делаю»
Режиссер: Алеша
«Лучший короткометражный национальный фильм»
Фильм «Рабочий момент»
Режиссер: Влада Васильева
«Лучший национальный фильм для детей»
Фильм «Гульназек — победитель дивов»
Режиссер: Елена Ермолина
Приз «За диалог культур в исламском мире»
Фильм «Звонок отцу»
Режиссер: Серик Аппымов
Приз Гильдии киноведов и кинокритиков России
Фильм «Мопед»
Режиссер: Шамира Наотунна
Страна: Шри-Ланка
Приз Гильдии киноведов и кинокритиков России
Фильм «Гульназек — победитель дивов»
Режиссер: Елена Ермолина
Страна: Россия
Приз президента Республики Татарстан «За гуманизм в киноискусстве»
Фильм «Мулла»
Режиссер: Рамиль Фазлиев, Амир Галиаскаров
Страна: Россия
Приз мэра города Казани
Фильм «Коран: от ниспослания до Казанского издания»
Режиссер: Амир Гатауллин
Страна: Россия
Специальное упоминание жюри
Фильм «Не чужие»
Режиссер: Вера Глаголева
Страна: Россия
Приз зрительских симпатий
Фильм «Сироты»
Режиссер: Нурания Замалеева
Страна: Россия
Диплом
Фильм «Нация»
Режиссер: Юлия Миронова
Страна: Россия, Финляндия, Нидерланды
Диплом
Фильм «Свет и Тень»
Режиссер: Тынай Ибрагимов
Страна: Кыргызстан
Comment section