Первый канал российского ТВ взялся показывать сериальный вариант «Трех мушкетеров», спродюсированный и поставленный в качестве режиссера Сергеем Жигуновым. Титры уведомляют, что снято «по мотивам» романа Дюма-пэра; предусмотрительно. Но мотивы, при ближайшем рассмотрении, повергают в уныние.
Итак, дуэль: Сергей Жигунов vs Александр Дюма.
У последнего Д’Артаньян, сын бедного гасконского дворянина, едет в Париж искать службы в мушкетерах, а с ней славы и денег. У Жигунова он бежит, потому что его застал в своей спальне какой-то опереточный обманутый муж, и теперь юному Д’Артаньяну грозит от этого опереточного смерть.
У Дюма столкновение Д’Артаньяна с графом Рошфором в Менге происходит потому, что тот смешил своих собеседников замечаниями насчет лошади Д’Артаньяна — достаточно для того, чтобы горячий гасконец полез в драку. У Жигунова стычка происходит потому, что Рошфор смеется над мастью коня, когда Д’Артаньян пытается продать его за 12 ливров, а покупатель, уже готовый заплатить, предлагает в результате не более 4 монет.
У Дюма Атос снедаем драмой обманутой любви и попранной чести великосветского дворянина, — его юная жена, казавшаяся ангелом во плоти, оказалась клейменной путаной; это заставляет вельможу казнить её и уйти в мушкетеры, — отсюда приступы меланхолии и мрачное пьянство. Жигунову этого мало, он придумывает, что Атос этой проституткой отравлен в буквальном смысле, каким-то медленно действующим ядом, а тайна лилии на плече миледи вскрывается, по Жигунову, когда Атос застает ее на сеновале с каким-то конюхом.
У Дюма три мушкетера клянутся быть все за одного и один за всех по инициативе Д’Артаньяна, тогда, когда становится ясно, что они вовлечены в интригу кардинала против королевы; у Жигунова Атос, Портос и Арамис произносят слова клятвы в кабаке, положив свои ладони на руку спящего пьяным сном Д’Артаньяна, когда четверка гвардейцев кардинала предлагает им торг: вы отдаете нам этого гасконца, и мы ничего против вас не имеем.
У Дюма кардинал Ришелье, первый министр короля, интригует против королевы не только потому, что видит в ней, говоря современным языком, агента влияния Испании и Габсбургов, — этот 43-летний мужчина испытывает к Анне Австрийской безответную страсть, и для Дюма это едва ли не более сильный мотив преследования, чем государственные интересы, стремление укрепить независимость Франции. У Жигунова роль Ришелье исполняет 80-летний Василий Лановой; по-видимому, именно таким возрастом режиссер объясняет для себя умудренность «красного герцога».
Так, по мелочи — по мелочи, смещаются акценты и проявляются мотивы.
Осилив четыре серии фильма, я некоторое время не мог сообразить, а куда делись слуги наших героев – Планше, Гримо, Базен и Мушкетон? Триггер сработал, когда увидел две сцены — с Анной Австрийской во время бала и с миледи на приеме у герцога Бэкингема. В первой сцене королева (в исполнении Марии Мироновой II) томно обмахивает сама себя (!) веерочком, словно стянутым из суши-бара, во второй миледи (в исполнении мастера спорта по художественной гимнастике артистки Екатерины Вилковой) с ловкостью Маньки-Облигации незаметно срезает заточенной монетой (!) подвески с камзола лоховатого герцога. Всё стало на свои места: слуги за кадром – это сценарист и его соавтор, это продюсер и режиссер, — это их взгляд, их понимание обычаев и нравов эпохи, сути героев романа Дюма и пружин их поведения транслируется зрителям, их лакейский взгляд.
В результате и выходит такая унылая штука – с заторможенным темпоритмом (которому, надо сказать, вполне соответствует музЫка Алексея Шелыгина, в общем-то крепкого кинокомпозитора), с преувеличенным вниманием к помпезности интерьеров барских дворцов и пейсам ювелиров, тачающих для Бэкингема недостающие подвески, с нудным стремлением «замотивировать» поступки персонажей приземленным, меркантильным правдоподобием. Таким, чтобы «пацаны» поняли: «А! Вон они чего!»
Между тем, «Три мушкетера» — это, на моё ощущение, что-то между мажорным Моцартом и Оффенбахом (на грани оперетты, но не за ней), это порыв и легкость и острый галльский ум, шалость и дерзость. Что угодно, но только не унылая дотошность, не приземленность.
Десятки поколений юнцов во всем мире (и я в том числе, разумеется), да и взрослых, зачитывались этим великим романом Дюма, «мушкетеры» претерпели сотни экранизаций, среди которых были удачные и были не очень, но еще ни в одной, по-моему, авторам-интерпретаторам не приходило в голову убрать из сюжета его коренной, определяющий настроение и ауру мотив. Этот мотив — пьянящая радость жизни, та бурлящая в жилах кровь (бургундское, господа!), которая делает преодолимыми любые препятствия и не существующими бытовые невзгоды. И да, конечно, любовь, и да, конечно дружба, делающие тебя еще сильнее. Мы – за это, мы против жалких соглядатаев и сексотов (привет из СССР), мы не хотим жить по скучным и лживым правилам, мы будем выше их и мы победим! Один — за всех и все – за одного. Клятва чести. Клятва юности. Кто не произносил её?
Да я понимаю, говорит Сергей Жигунов в интервью порталу Кино-Театр.ру, что «Дюма писал роман воспитания, но тут возникает такой острый, может быть даже актуальный, момент, что проблемы главного героя связаны не только с тем, что он такой заводной и шебутной, а с тем, что он – девственник. Этот акцент воспринимается как нечто комедийное и специфичное – кому-то это может не понравиться, а кого-то, наоборот, заинтересует — и только ради этого зрители пойдут в кино».
Бэмс! Он меня убил. Либидо, господа! Не будь Д’Артаньян девственником, ничего бы и не было. В том числе и трех мушкетеров. И сборов в кинотеатрах, пусть и не ахти каких.
Да, чуть не забыл сказать об исполнителе роли девственника, Ринале Мухаметове. Смазлив, обаятелен, приятная улыбка, но… слишком ingenue для Д’Артаньяна, на мой вкус.
О других актерах (за исключением Марии Мироновой и, пожалуй, Константина Лавриненко – Бэкингем) пока что могу сказать одно: главное достоинство, что не примелькавшиеся. Впрочем, еще не конец фильма, может, кто-то сумеет раскрыться – в предлагаемых обстоятельствах.
Юрий Алаев
Comment section