«Наши санатории — они как-то сами по себе»: Минздрав облюбовал подведомственные здравницы под свои цели

Система здравоохранения борется с последствиями коронавируса
Система здравоохранения борется с последствиями коронавируса, разрабатывая
специальные программы реабилитации для населения, а объектов для восстановления
здоровья практически нет. Вот и приходится выкручиваться.

— Действительно, много желающих в «Нехаму» попасть, потому что результат хороший. Все санатории этим занимаются, но все они занимаются платно. Не каждый может заплатить 35 тысяч рублей за время, проведенное в санатории. Конечно, надо расширять квоты, — высказывался председатель Правления Ассоциации медицинских работников Татарстана Ростислав Туишев.

Около полутора часов продолжалось жаркое обсуждение итогов публичных целей и задач министерства здравоохранения республики, которые были поставлены перед ведомством самими жителями. Напомним, подобная возможность у татарстанцев появилась еще четыре года назад, теперь приоритетные направления работы выбирают не чиновники и начальники, а простые люди. Что из выделенного удалось реализовать в лучшем виде, а над чем нужно еще поработать – разбирали вместе с представителями системы здравоохранения, членами Общественной палаты, журналистами и другими заинтересованными.

Спрашивают и нас, и вас, и всех

Горячими дискуссиями завершился отчет ведущего консультанта отдела лечебной помощи Минздрава Татарстана Анны Савиной о том, как в республике пациентов после перенесенного коронавируса обеспечивают услугами системы медицинской реабилитации. Это была одна из пяти публичных задач ведомства, но у многих сидящих на заседании она вызвала массу вопросов к ее исполнителям. Кто и как прошел эту реабилитацию? Почему о ней так мало знают?

По словам докладчицы, Татарстан одним из первых запустил собственную программу реабилитации для перенесших ковид. Медицинские услуги по восстановлению здоровья оказывались в четырех медицинских учреждениях: в казанском госпитале для ветеранов, в городской больнице №7 Казани, в медсанчасти «Татнефть» Альметьевска и в санатории «Нехама».

— Реабилитация у нас проводится в соответствии с временными методическими рекомендациями Минздрава России. Первый этап реабилитации осуществляется в инфекционных госпиталях — эту помощь получили более 8 тысяч пациентов. Второй этап реабилитации прошли 322 пациента. Еще раз повторю, что это количество было в рамках перераспределения существующего задания по медицинской реабилитации. Третий этап получили около 4 тысяч пациентов в условиях дневных стационаров еще семи медучреждений, — рассказала Савина.

Информация для пациентов, желающих получить сведения об этапах реабилитации подробнее, размещена на сайте Минздрава в разделе «Для населения», во вкладке «Реабилитация», заверила она.

— Вот вы говорите потребность. А что такое потребность? Сколько? — спросил докладчицу Туишев.

«Наши санатории-  они как-то сами по себе»: Минздрав облюбовал подведомственные здравницы под свои цели

— Ну потребность — она велика, большая. Но мы действуем в рамках имеющегося государственного задания. Поэтому я назвала цифры по медицинской реабилитации, которая оказывается в медорганизациях. А также отметила, что у нас есть восстановительное лечение в условиях поликлиник. Они не имеют лицензии по профильной реабилитации, но оснащены кабинетами восстановительного лечения, физиотерапии, ЛФК, с ними работают психологи. Такие кабинеты есть в каждой ЦРБ, — ответила Савина.

— А почему так слабо используются возможности санаториев? — продолжал председатель Ассоциации.

— Возможности санаториев… У нас есть программа долечивания, но, к сожалению, в этой программе нет данного профиля, мы этот вопрос уже поднимали. На данный момент ведутся переговоры, может быть, появится возможность включить часть этого профиля и желание огромное. Реабилитация проводится сейчас только в «Нехаме». Они, конечно, большие молодцы, огромная им благодарность, что они никогда не отказывают принять пациентов, — начала было Савина и в ответ получила предложение Туишева написать письмо в адрес ответственных от имени Общественного совета Минздрава.

Идею поддержал и председатель Совета Чингиз Махмудов. По его словам, потенциал республиканских санаториев огромен, но не используется.

— В общей программе оздоровления населения, которым занимается Минздрав, наши санатории, так как они ведомственные, профсоюзные или наших предприятий, как-то сами по себе… Имеющийся в них медицинский потенциал не используется в общей канве. Поэтому, может быть, мы действительно подготовим обращение? — высказался он. — Много людей обращается — и знакомых, и незнакомых — с просьбой [рассказать]. То, что на сайте Минздрава – этого  недостаточно, чтобы люди поняли, как и куда обращаться по поводу реабилитации.

— Действительно, много желающих в «Нехаму» попасть, потому что результат хороший. Все санатории этим занимаются, но все они занимаются платно. Не каждый может заплатить 35 тысяч рублей за время, проведенное в санатории. Конечно, надо расширять квоты, — продолжал Туишев.

На уже озвученную проблему неинформированности населения о возможности пройти бесплатную реабилитацию посетовал и представитель коммерческой медицины, имя которого, к сожалению, узнать не удалось из-за технических неполадок. «Ведь многие не понимают глубину постковидного синдрома, который отражается в первую очередь на нервной системе людей». Другой участник выразил свое мнение в том ключе, что если люди не знают о своих правах, то это упущение Минздрава.

— Теперь не экспертное сообщество, а жители периодически в домашних разговорах говорят: «Было бы неплохо съездить в санаторий», а потом выясняется, что этот элемент находится в зоне недоговоренности двух ведомств. Я считаю, это неправильно. «…» Второй момент, пока мне непонятно, какая работа проводится Минздравом с участковыми врачами. Красивая история, что они направляют на реабилитацию, но по какому принципу? Каким документом это регламентируется? Этого нет. Захотел — отправил? Не захотел — нет? Потом и идет критика на врачей, — не мог остановиться мужчина.

«Наши санатории - они как-то сами по себе»: Минздрав облюбовал подведомственные здравницы под свои цели

Только Махмудов смог перебить поднявшуюся дискуссию и перейти к обсуждению следующей задачи, поручив до этого Савиной четко показать механизм работы системы реабилитации.

— Это вопросы, очень актуальные среди граждан. Они спрашивают и нас, и вас, и всех, — хотел подытожить он.

Но точку в этой беседе поставил другой участник заседания – заместитель главврача Пестречинской районной больницы Айрат Гайфуллин.

— Направлять на реабилитацию или нет, решает не участковый терапевт, а комиссия, и выдается оно не только медицинским учреждением, но и соцзащитой также, — отметил он.

Фармацевты молодцы, а студенты «сачкуют»

В числе других целей перед системой здравоохранения впервые поставили задачу и по увеличению обеспеченности лекарственными препаратами в амбулаторно-поликлинических условиях пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда или операции на сосудах, с 50 до 60%. По словам начальника Управления по фармации Минздрава республики Артура Пологова, план удалось не только достичь, но и значительно перевыполнить.

— По итогам 2021 года доля пациентов с БСК (болезни системы кровообращения), находящихся на диспансерном наблюдении, составляет 99% (при плановом показателе не менее 80), доля пациентов, обеспеченных лекарственными препаратами, – 94% (при пороге не менее 80), — коротко доложил Пологов.

Куда больше времени и внимания на обсуждении ушло на разбор другой задачи – по увеличению укомплектованности поликлиник врачами (при коэффициенте совместительства 1,2) с 84,0 до 85,0%, что в условиях пандемии приобретает особую актуальность. Подробнее об этом рассказала начальник отдела медицинского образования и аттестации Минздрава РТ Алсу Залялова.

По словам докладчицы, такую цель жители ставят перед ведомством уже второй год подряд. И если в 2020 году целью было укомплектовать больницы врачами с  82 до 84%, то в 2021 году планку с 83 повысили до 85%. Сейчас республике не хватает 1 243 врачей. Наиболее острый дефицит кадров (810 человек) испытывают в амбулаторно-клиническом звене.

— По последним данным, укомплектованность поликлиник врачами составила 85,1%. Прирост — 92 человека, — подметила Залялова.

Особое внимание спикер уделила мерам, которые Минздрав реализует для борьбы с кадровым голодом. Среди всего прочего —  целевой прием в вузы, согласно которому после получения диплома молодые специалисты должны отработать пять лет в первичном звене здравоохранения. В 2021 году этой возможностью воспользовались 638 человек. А что касается выпускников этой программы, то здесь не все так гладко, как хотелось бы. Во-первых, против армии поступающих диплом об образовании в 2021 году получили лишь почти половина – 270 человек. И далеко не все новоиспеченные специалисты, обучившиеся за счет ведомства, спешат вернуть свой «долг».

Трудоустроились в медицинские организации республики лишь 147 человек (55% выпускников). Еще  84 человека — это 31% — продолжили обучение по программам последипломного образования. А вот 39 человек — это 14% специалистов — так и не трудоустроились.

— По различным причинам, — объясняет этот момент Залялова. — Это декретный отпуск, состояние здоровья либо не прошли процедуру аккредитации специалиста.

«Наши санатории-  они как-то сами по себе»: Минздрав облюбовал подведомственные здравницы под свои цели

— А куда же они все-таки деваются, эти нетрудоустроенные врачи? Где они работают? — с удивлением вопрошал Туишев.

В ответ Залялова вновь повторилась, что в этот процент входят либо декретницы, либо неаккредитованные. Первая категория должна вернуться в строй по истечении определенного времени, а вторые имеют право пересдачи экзаменов.

— Некоторые вот у нас не трудоустроились в связи с тем, что хотят работать в частной системе здравоохранения. С ними мы тоже ведем переговоры о том, что необходимо исполнить условия целевого договора либо вернуть деньги в бюджет Российской Федерации, — добавила докладчица.

Туишев хотел уточнить, какой процент из нетрудоустроенных занимают неаккредитованные, но четкого ответа на этот вопрос так и не получил (по словам докладчицы, «наверное, около трети»), из-за чего Заляловой поручили подробно расписать, посчитать тех, кто без уважительной причины отказывается исполнять свои обязанности.

Кроме бесплатного обучения профессии с последующей обязательной отработкой в Минздраве предусмотрен ряд других «выгодных» предложений для молодых специалистов. Перечислим лишь некоторые из них:

— гранты в размере 800 тысяч рублей на улучшение жилищных условий;

— единовременные выплаты по программам «Земский доктор» и «Земский фельдшер» — 1-1,5 млн на врача и 500-850 тысяч рублей на фельдшера;

— меры соцподдержки в виде надбавки размером 1,7 тысячи рублей в течение первых трех лет работы и единовременные выплаты в размере более 21 тысячи рублей;

— возможность купить жилье по программе соципотеки для специалистов, работающих два года и более.

— Весь этот комплекс мероприятий поддержки молодых врачей позволил достигнуть цели, несмотря на неблагоприятные эпидемиологические условия, — подытожила Залялова.

Смертность падает, зарплата растет

Неизменной задачей вот уже на протяжении четырех лет для Минздрава остается снижение уровня смертности от новообразований, в том числе злокачественных. По итогам 2021 года показатели должны были стать меньше на 1,2%, чтобы смертность составляла 191,7 на 100 тысяч населения.

По словам начальника организационно-методического отдела Республиканского клинического онкологического диспансера Минздрава Камиля Шакирова, план удалось выполнить и даже перевыполнить, достигнув отметки в 7,5%. Обязаны тому медики целому комплексу мероприятий по диагностике новообразований и качественно оказываемой онкологической помощи. Свою роль в этом сыграли открывшиеся в этом году новые медицинские учреждения: филиалы онкодиспансера в Альметьевске и в Набережных Челнах, а также детский центр онкологии, гематологии и хирургии в ДРКБ. К слову, в последнем медучреждении со дня открытия объекта, то есть с июня, пролечено 1 113 маленьких пациентов, в том числе 65 детей из других регионов России.

«Наши санатории-  они как-то сами по себе»: Минздрав облюбовал подведомственные здравницы под свои цели

— В 2021 году благодаря скринингу шейки матки, маммографии и рентгеновской томографии выявлено около 570 случаев рака. Кроме того, при диспансеризации взрослых групп населения выявлено 794 случая злокачественных новообразований. Из них 682 человека — это 1-2 стадии, или почти 86%, — рассказал он о деятельности коллег.

Последней по повестке дня обсудили задачу по обеспечению соотношения средней заработной платы врачей к средней заработной плате в Татарстане – не менее 200 процентов. Поставленных целей достичь удалось, отметила начальник отдела экономического анализа по средствам бюджета Минздрава Гузель Хайбуллина.

— Согласно данным за 2021 год средняя зарплата врачей составила 78,1 тысячи рублей, что составляет более 203% среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Татарстане, — подчеркнула она.

Кроме того, докладчица рассказала, что с января 2022 года оплата труда медицинских работников увеличилась. Базовые оклады врачей и среднего медперсонала выросли на 5 тысяч рублей, оклады младшего медперсонала выросли на 4,6 тысячи рублей.

Завершилось заседание Общественного совета признанием выполнения всех поставленных задач перед ведомством, несмотря на имеющиеся шероховатости.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *