Рынок бензина в России перенасыщен предложением: чего ждать от запрета на экспорт

Из строя выведены мощности по производству примерно 600 тыс. баррелей нефтепродуктов в сутки, считает Bloomberg. Атаку беспилотника испытал на себе в том числе и нижнекамский завод ТАНЕКО. Между тем Минэнерго РФ обратилось к правительству с предложением приостановить запрет на экспорт бензина.

В общей сложности 11 атак украинских беспилотников было совершено на нефтеперерабатывающие заводы России. По разным оценкам, выведено из строя от 10 до 15% мощностей. Больше всего пострадали заводы «Лукойл» и «Роснефть», меньше всего «Татнефть» и «Башнефть», пишет Форбс. К счастью, повредили главным образом установки первичной переработки нефти, которые российские компании способны отремонтировать своими силами.

Гораздо критичнее эти атаки были для оптовой торговли нефтепродуктами. Цены на топливо поползли вверх. В ответ на динамику рынка правительство России приняло меры ограничительного характера — с первого марта в стране действует запрет на экспорт нефтепродуктов. Интересно, что в 2021 году из произведенных 41 млн тонн бензина за рубеж российские компании поставили лишь 4 млн тонн. В основном на внешние рынки идет дизельное топливо и мазут. Соответственно, эффект от указанных ограничений был преимущественно психологический. 

Тем не менее годовой рост цен в России, скорее всего, не превысит уровня инфляции. Причиной тому служит целый ряд факторов.

Прежде всего к нынешней ситуации явно готовились. Это отметил зампред наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев в интервью ТАСС.

— Розничные цены, по сути, зафиксированы, мелкий опт находится под постоянным контролем антимонопольной службы с точки зрения роста цен. Сейчас проверяют около 100 нефтебаз на предмет завышения мелкооптовых цен. Поэтому с текущим уровнем контроля и без изменения налоговой составляющей ждать роста или падения цен не стоит, — сказал Гусев. 

Но что еще важнее, отрасль нефтепереработки последние годы была объектом значительных инвестиций. В 2021 году подписано 15 соглашений с НПЗ об инвестициях на общую сумму в 800 млрд рублей. В мае 2023 года число таких соглашений выросло до 21, а сумма увеличилась до 1,6 трлн рублей. До 2028 года инвестиции в нефтеперерабатывающие заводы составят около 1 трлн рублей. К 2028 году нефтеперерабатывающие заводы в России смогут увеличить мощности по производству бензина почти на 10%, а дизтоплива — на 22%.

В начале апреля вице-премьер Александр Новак заявлял, что строительство новых НПЗ не предусмотрено в связи с тем, что «у нас и так избыточные мощности, у нас масштабная программа реализуется по реконструкции, модернизации НПЗ». На сегодняшний день в стране работает около 30 крупных нефтеперерабатывающих заводов и еще 80 мини-НПЗ. Модернизация этих предприятий, начатая в 2011 году, позволила поднять глубину переработки нефти с 72 до 84,4%.

Так, оборудование завода ТАНЕКО, единственного НПЗ, построенного с нуля в постсоветской России, обеспечивает глубину переработки нефти до 99,2%. При этом уровень выхода светлых нефтепродуктов достигает 82%. Сегодня там перерабатывают 16,2 млн тонн нефтесырья. В конце 2022 года эксперты прогнозировали увеличение производства автомобильного бензина с 1,5 млн до 2,3 млн тонн, а дизельного топлива — с 5,9 млн до 8,3 млн тонн.

Сегодня российскими компаниями перерабатывается около 276 млн тонн нефти. Это чуть больше половины от того, что добывается в стране. Одновременно в России работает и несколько крупных производителей нефтегазового оборудования, включая такие мощные предприятия, как Волгограднефтемаш и АЭМ-технологии (Волгодонск, входит в машиностроительный дивизион Росатома). Конечно не всякое оборудование окупит свое производство в России. В современном мире практически невозможно уйти от системы международной кооперации с Китаем и Индией.


Президентский электромобиль? Что будет с заводом Toyota после передачи «Аурусу»

Comment section

2 КОММЕНТАРИЯ
  1. Да перестать бы вообще на некоторое, хотя бы время нефть продавать. Вот посмотрел бы я, как они бы забегали. Посидели б месяцок без бенза, может и поумнели бы.

  2. Ну Китай и Индия норм, че б не сотрудничать. А то большая семёрка, большая семёрка, вот это большая тройка будет я понимаю. А в Европу вообще не бенз, не газ, ниче не продавать

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *