План создать новую авиакомпанию в Татарстане и обанкротить «Ак барс аэро» был разработан еще два года назад

«Татнефть» создаст новую региональную авиакомпанию
«Татнефть» создаст новую региональную авиакомпанию, куда перейдут самолеты и
сотрудники обанкротившейся «Ак барс аэро». Свободный от многомиллиардных долгов
авиаперевозчик начнет работу во II квартале 2015 года

Итоговая коллегия минтранса РТ


Ян Гордеев, Алиса Разумовская — Казань

В четверг Арбитражный суд РТ ввел начальную процедуру банкротства в авиакомпании «Ак барс аэро». В тот же день министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин на итоговой коллегии заявил, что Татарстан создаст новую региональную авиакомпанию. Она станет третьей за последние годы; предыдущие две — АК «Татарстан» и «Ак барс аэро» —прекратили свою деятельность под давлением многомиллиардных долгов.

Нового перевозчика учредят под эгидой «Татнефти», сказал Сафин. План создания новой авиакомпании, чистой и свободной от долгов, разрабатывался последние два года, объяснил KazanFirst высокопоставленный источник, близкий к руководству республики.

«В условиях осложнения обслуживания лизинговых платежей и подорожания технического обслуживания иностранных воздушных судов, а также повышения стоимости переподготовки летного состава принято стратегическое решение о создании новой авиакомпании, так как “Ак барс аэро” прекратило существование», — заявил на коллегии Сафин. По его словам, новая авиакомпания будет ориентирована именно на региональные перевозки (в отличии от «Ак барс аэро», которая  выполняла, в том числе, и международные рейсы).

План создать новую авиакомпанию в Татарстане и обанкротить «Ак барс аэро» был разработан  еще два года назад
Ленар Сафин, министр транспорта и дорожного хозяйства РТ 

«На сегодняшний день наша главная задача – в максимально короткие сроки зарегистрировать и получить разрешительные документы Росавиации на новую компанию. Осуществлять региональные перевозки новая авиакомпания начнет во втором квартале текущего года», — отметил Сафин. 

Тем не менее, в Росавиацию из Татарстана еще никто по вопросу получения сертификата эксплуатанта для новой авиакомпании не обращался, рассказал KazanFirst представитель Росавиации Сергей Извольский.

«В 2015 году мы продолжим взятый курс на развитие аэропорта [«Казань»] и увеличение пассажиропотока, несмотря на сложную экономическую ситуацию, сложившуюся в конце 2014 года», — сказал Сафин. По его словам, республика будет ориентироваться  на развитие региональных направлений: «сейчас активно ведутся переговоры с нашими авиаперевозчиками, и летом мы планируем открыть следующие направления: Казань-Екатеринбург-Красноярск, Казань-Екатеринбург-Омск-Иркутск».

Представитель «Татнефти» не успел ответить на запрос KazanFirst.

План создать новую авиакомпанию в Татарстане и обанкротить «Ак барс аэро» был разработан  еще два года назад

Банкротство «Ак барс аэро» и учреждение новой авиакомпании — это плановые действия, говорит высокопоставленный собеседник. По его словам, о создании нового перевозчика в правительстве РТ говорили еще два года назад. Но первоначально планировалось сохранить АК «Татарстан» и обанкротить «Ак барс аэро», переведя на нее «плохие» долги.  Например, кредиторская задолженность «Ак барс аэро» последовательно увеличивалась: на начало 2014 года она составляла уже 5,3 млрд рублей; с 2013 года долг вырос почти наполовину — до 2,2 млрд рублей. Это больше, чем у АК «Татарстан». 

Авиакатастрофа в аэропорту Казани в ноябре 2013 года разрушила эти планы: Росавиация отозвала сертификат эксплуатанта у «Татарстана» и перевозчик, фактически, прекратил существование. «Ак барс аэро» были переданы почти все суда «Татарстана». Но сама авиакомпания к тому времени уже находилась в тяжелом экономическом положении, и ее судьба была предрешена, объясняет собеседник. «Ак барс аэро» даже продавала самолеты, чтобы выплачивать зарплату сотрудникам. Чтобы продолжать ее деятельность требовалось около 40 млн рублей дотаций ежемесячно; никто в правительстве на это пойти не мог. 

Самолеты и сотрудники «Ак барс аэро» перейдут в «Татнефть-авиа», называет условное имя нового перевозчика наш собеседник.

План создать новую авиакомпанию в Татарстане и обанкротить «Ак барс аэро» был разработан  еще два года назад
Васил Каюмов, исполнительный директор «Ак барс аэро» 

Слова источника KazanFirst подтверждает исполнительный директор «Ак барс аэро» Васил Каюмов: «Самолеты перейдут новой структуре».  Также в новую авиакомпанию перейдут сотрудники «Ак барс аэро». «Авиаспециалисты – штучный товар,- пояснил он, — в “Ак барс аэро” есть готовые специалисты, имеющие сертификат, и грешно не воспользоваться их услугами и тратить деньги на подготовку новых».

Кстати, именно Каюмов реализовал план по успешной ликвидации «Ак барс аэро», продолжает  высокопоставленный собеседник. Топ-менеджер пришел в компанию в марте; за это время из нее вывели все успешно работающие активы. Например, была выделена структура для бизнес-перевозок — ее назвали «Авиасервис» (см. ранее по теме).

Сам Каюмов утверждает, что ничего о долгосрочных планах  по созданию нового перевозчика не знает. Он ссылается, что работает в авиакомпании только с весны прошлого года.

Один сплошной лизинг

«Ак барс аэро» был оператором правительственной программы развития региональных авиаперевозок в пределах Приволжского федерального округа, под которую при софинансировании из бюджета взял в лизинг 15 девятиместных самолетов Cessna Grand Caravan. Воздушные судна, обошедшиеся компании в 900 млн рублей (около 450 млн — субсидии), пополнили воздушный парк перевозчика. Кроме того «Ак барс аэро» весной 2010 года взяла в лизинг пять самолетов Bombardier CRJ200 на сумму более $9 млн. Финансирующей стороной сделки выступал бенефициар — Bank of Scotland. Однако с 2013 года авиакомпания вошла в череду кризисов, и по договору с лизингодателем Magpie Aviation Leasing Ltd начала накапливаться задолженность. В марте этого года лизингодатель заявил требования в республиканский Арбитражный суд и взыскал с авиакомпании $4,48 млн 

По словам Каюмова, при банкротстве лизинговая компания забирает свои самолеты и передает другим авиакомпаниям: «самолеты перейдут не только в новую структуру, есть претенденты из Сибири и на Дальнем Востоке».

О подготовке «Татнефти» к новым для себя обязанностям по созданию перевозчика свидетельствовала передача аэропорта «Бугульма» на баланс компании. В конце декабря «Татнефть» стала стопроцентным владельцем аэропорта Бугульмы. Главной причиной перехода «Бугульмы» нефтяникам стала нерентабельность. Ранее гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов заявил, что компания сможет выстроить на базе аэропорта небольшой, но прибыльный бизнес.

План создать новую авиакомпанию в Татарстане и обанкротить «Ак барс аэро» был разработан  еще два года назад
Азамат Сабиров, гендиректор AVT 

«Момент уже упущен: сейчас с исчезновением авиакомпаний “Татарстан” и “Ак барс аэро” рынок занят другими авиалиниями», — рассуждает гендиректор AVT Азамат Сабиров. По его словам, все началось с 2007 года, когда был сменен глава авиакомпании «Татарстан» Магомед Закаржаев. «В тот момент “Татарстан” был №1 в России по чартерным рейсам, и надо было расширить компанию, закупить новые самолеты», — объясняет собеседник. Ликвидация авиакомпании была большой ошибкой, считает он: «Трагедии случаются: самолеты везде падают, и это не причина закрывать авиалинию». Также неправильно было ликвидировать «Ак барс аэро», уверен Сабиров: «У них уже шел рост пассажиропотока, а чтобы открыть новую компанию необходимо гораздо больше денег, чем для того, чтобы помочь старой». Для открытия новой компании нужны огромные инвестиции (более 2 млрд рублей), считает Сабиров.

«В данной ситуации, когда спрос на билеты снизился, и против России введены санкции, непонятно, на что надеются учредители новой авиалинии», — продолжает Сабиров. Авиакомпания изначально неэффективна – она не будет окупаться, прогнозирует он. Кроме того, Татарстан не нуждается в таком количестве аэропортов, а «Татнефть», скорее всего, будет базироваться на аэропорте «Бугульма», который не является особо эффективным и спросовым.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *