Банкротство года: «Ак барс аэро» с нового года прекращает полеты

С 1 января авиакомпания останавливает полеты на 9-местных Cessna, с 14-го числа
— все остальные рейсы. Из-за больших долгов и нулевой рентабельности перевозчику
предстоит решить, нужно ли работать дальше. Возможно, на базе «Ак барс аэро»
появится новая компания

Никита Анисимов, Дмитрий Савосин — Казань

В будущем году «Ак барс аэро», после краха национального авиаперевозчика республики — авиакомпании «Татарстан» — унаследовавшая его статус и часть воздушного парка, прекратит работу. Менеджмент компании принял решение отменить полеты с 14 января, рассказали KazanFirst несколько собеседников, знакомых с ситуацией, и подтвердил исполнительный директор «Ак барс аэро» Васил Каюмов. Полеты по программе развития региональных авиаперевозок прекратятся еще раньше — с 1 января, рассказал он. По словам собеседников, посвященных в обсуждение, решение о приостановке работы перевозчика на днях согласовано с руководством республики.

Работу «Ак барс аэро» нужно прекратить из-за больших долгов и множества судебных исков в ее адрес. Несколько дней назад очередной иск о признании банкротом «Ак барс аэро» был зарегистрирован в Арбитражном суде РТ. Заявителем выступает ООО «Склад временного хранения М7».

По словам Каюмова, виной всему плохие экономические условия и недостаточная господдержка. Сегодня компания не может конкурировать с крупными федеральными перевозчиками — «Аэрофлотом», UtAir и S-7. «Ак барс аэро», объясняет Каюмов, терпит убытки из-за необходимости раз в полгода проводить переквалификацию летчиков. Пилоты Bombardier CRJ проходят ее в Берлине, самолетов Cessna — в Майами. Другая причина — удорожание обслуживания воздушных судов.

Месяц от месяца «Ак барс аэро» только наращивает убытки в условиях спада пассажиропотока и существенного удорожания импортных запчастей с учетом падения рубля, соглашается председатель профкома профсоюза АК «Татарстан» Антон Бортяков.

Банкротство года: «Ак барс аэро» с нового года прекращает полеты

В конце апреля руководитель управления Федеральной налоговой службы по РТ Марат Сафиуллин называл авиакомпанию в числе крупнейших республиканских должников по налогам. Сумма долга тогда называлась в 100 млн рублей.

Ранее Каюмов сетовал, что «Ак барс аэро» нечем платить лизингодателям и другим кредиторам. В октябре бермудская компания Magpie Aviation Leasing Ltd в татарстанском арбитраже выиграла у перевозчика иск на $4,4 млн (см. ранее по теме). Долги также образовались по лизинговым договорам.

В прошлом году «Ак барс аэро» получила 4,5 млн прибыли при выручке в 3,5 млрд рублей. При этом кредиторская задолженность компании на начало 2014 года составляла 5,3 млрд рублей, сообщалось в годовом отчете перевозчика. С 2013 года долг вырос почти наполовину — до 2,2 млрд рублей. Это больше, чем у обанкротившейся авиакомпании «Татарстан». 

15 Cessna + статус нацперевозчика

АК «Татарстан» шла к банкротству на протяжении нескольких лет, накапливая долги, которые к концу 2013 года насчитывали 3,2 млрд рублей. Катализатором краха стала авиакатастрофа 17 ноября 2013 года, когда при крушении принадлежащего «Татарстану» Boeing 737-500 в казанском аэропорту погибло 50 человек. Через месяц после трагедии Росавиация отозвала лицензию «Татарстана», фактически лишив компанию возможности зарабатывать. Перевозчик являлся оператором правительственной программы развития региональных авиаперевозок в пределах Приволжского федерального округа, под которую при софинансировании из бюджета взял в лизинг 15 девятиместных самолетов Cessna Grand Caravan. Воздушные судна, обошедшиеся компании в 900 млн рублей (около 450 млн — субсидии), пополнили воздушный парк «Ак барс аэро». Она же стала исполнителем программы развития перевозок вместо «Татарстана».

На сегодняшний день постановление правительства о распределении субсидий по региональным перевозкам на будущий год не подписано, это сильно ставит под сомнение их рентабельность, говорит Каюмов.

Собеседники KazanFirst, знакомые с ситуацией, склоняются к тому, что «Ак барс аэро» вынуждена будет инициировать собственное банкротство. Взамен, говорят они, власти собираются создать нового перевозчика, который сможет начать работу «с чистого листа», разговоры о чем ходят уже не первый месяц (см. ранее по теме).

Банкротство года: «Ак барс аэро» с нового года прекращает полеты
Исполнительный директор «Ак барс аэро» Васил Каюмов

В новую организацию в большинстве своем могут быть приглашены работники «Ак барс аэро», считают собеседники. В этом, однако, сомневается бывший сотрудник «Ак барс аэро» и авиакомпании «Татарстан». «Вся схема нам уже известна. Большинство летчиков ждет увольнение, причем, даже тех, кто переучивался (на другие типы самолетов — KazanFirst) за собственный счет, а это 600 000 — 700 000 рублей», — опасается он.

Каюмов про создание нового перевозчика ничего не слышал.

О намерении постепенно отказываться от полетов «Ак барс аэро» сообщала и ранее. В декабре компания заявила о сокращении рейсов в новом году. После новогодних праздников перевозчик намеревался закрыть до трети маршрутов, в первую очередь рейсы в Москву и Санкт-Петербург, являющиеся наиболее конкурентными, передавало РБК со ссылкой на коммерческого директора компании Феликса Козлова.

С недавних пор «Ак барс аэро» перешла под управление правительства Татарстана, хотя до апреля этого года входила в состав холдинговой компании «Ак барс». Как видно из документов авиаперевозчика, новым его владельцем стало учрежденное в феврале ООО «Авиасервис», которое через госхолдинг «Связьинвестнефтехим» принадлежит республике (см. ранее по теме).

Что будет с «Ак барс аэро» в 2015 году — неизвестно. Каюмов говорит, что компании предстоит решить, «как жить дальше в этой ситуации». При наилучшем развитии перевозчик, возможно, сосредоточится исключительно на чартерах, добавляет он. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *