«Мы просим министерство образования Татарстана не ограничивать ношение мусульманских платков в наших школах»

В Казани прошёл съезд Союза мусульманок Татарстана
В Казани прошёл съезд Союза мусульманок Татарстана

Запрет на ношение мусульманских платков признали одной из главных проблем исламской уммы (сообщества) в России и Татарстане на прошедшем втором съезде Союза мусульманок республики «Женщины мира и добра». Несмотря на одобрение министерством образования и науки РТ ношения мусульманских платков, общественная организация фиксирует многочисленные жалобы на их запрет в школах. Опрошенные KazanFirst эксперты считают, что проблема платков важная, но не главная для Татарстана и для России в целом

Второй съезд Союза мусульманок Татарстана «Женщины мира и добра» в среду  прошёл в Национальном культурном центре «Казань». На съезд собрались 324 делегата из Татарстана и соседних регионов, где представлен Союз.

Собрание началось с доклада Наили Зиганшиной, председателя Союза. После продолжительного рассуждения о роли женщин-мусульманок в современном обществе, необходимости воспитания девочек по традициям ислама, Зиганшина перешла к основной, на ее взгляд, проблеме мусульманок в России и в Татарстане.

«Одна из главных причин, почему мы сегодня здесь собрались – это проблема ношения платков мусульманками», — заявила она. По её словам, каждый день в Союз обращаются мусульманки и сообщают о случаях, когда ущемляют их права на свободу вероисповедания.
«Мы просим министерство образования Татарстана не ограничивать ношение мусульманских платков в наших школах»

«Наши девушки жалуются нам, что, когда они заканчивают свои университеты и идут устраиваться на работу, им отказывают на собеседовании лишь только потому, что они пришли в мусульманских платках», — утверждает Зиганшина. Ношение мусульманского платка женщинами – это национальный обычай и религиозный канон, говорит она.

Сейчас в России понятия «никаб» и «хиджаб» спутались. Мало кто задумывается об их истинном значении, сетует Зиганшина. Она отмечает, что у татарского народа всегда был свой национальный костюм.

По ее словам, проблема ношения мусульманских платков есть и в школах. Все регионы России получили право самим решать вопрос по поводу ношения платков:  где-то разрешили их носить, где-то нет. «Однако мы живём в Татарстане, а значит, имеем полное право на введение национального компонента в школьную систему образования», — уверена Зиганшина.
«Мы просим министерство образования Татарстана не ограничивать ношение мусульманских платков в наших школах» 

«Мы просим главу министерства образования РТ [Энгеля Фаттахова] отнестись внимательно к этому вопросу и не ограничивать ношение платков в наших школах. Каждый человек сам должен принять решение, носить ему мусульманский платок или нет. Никто не должен ущемлять права на ношение платков», — обращалась с трибуны съезда Зиганшина.

По её словам, эту проблему так же можно решить, если директора школ и руководители РАНО внимательнее приглядятся к современным моделям мусульманкой школьной формы и обсудят их с дизайнерами. Затем Зиганшина попросила устроить в зале небольшой показ мусульманской школьной формы. 

«Случаи запрета мусульманских платков в учебных заведениях Татарстана были, например, в КСЮИ (Казанском социально-юридическом институте – KazanFirst). Там вопрос был отрегулирован. В районах Татарстана так же была эта проблема», — говорит Рафик Мухаметшин, ректор Российского исламского института. По его словам, запрет платков – это один из способов радикализации мусульманского общества.

Сам запрет платков не может быть основной проблемой российского общества, так как в России мусульманское возрождение длится уже 20 лет, а запрещать и обращать внимание на это начали только сейчас, добавляет Мухаметшин. С ним согласен Максим Шевченко, член Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека. «Эта проблема важная, но не главная», — говорит он.

Мухаметшин предполагает, что, возможно, проблему излишне заостряют провокаторы. За это также ответственны некоторые директора школ, которые ратуют за возвращение былой светскости школ, в то время как мы живём в стране, где есть свобода вероисповедания, поясняет он.
«Мы просим министерство образования Татарстана не ограничивать ношение мусульманских платков в наших школах» 

«Лично мне известны случаи, когда запрещали носить платки в школах Ставропольского края», — говорит Шевченко. «Я считаю, что это такая планомерная политика в школах России», — заявляет он. По словам эксперта, министр образования России Дмитрий Ливанов в плане религиозной политики очень сложный человек: вначале выступает за ношение религиозной одежды, затем против.

Получить оперативный комментарий от министерства образования и науки Татарстана не удалось.

Другая обсуждаемая на съезде проблема-общественный активизм мусульманок. По словам многих докладчиков, в России среди мусульманских семей очень распространён стереотип, что жена должна замыкаться только на личных проблемах, жить за счёт мужа, только ради семьи и нигде не работать.
«Мы просим министерство образования Татарстана не ограничивать ношение мусульманских платков в наших школах» Наиля Зиганшина

«На мой взгляд, сегодня ещё недостаточен уровень общественной активности мусульманок, чтобы решать реальные проблемы уммы», — говорит Парвина Закирова, член Союза мусульманских писателей Татарстана. По её словам, только общественная активность может подпитывать жизнь мусульманских умм и общин.

Замкнутость жён-мусульманок в семейно-бытовых делах может приводить к таким порицаемым явлениям как расточительство, заявляет Ирек Зиганшин, зампредседателя комитета по стандарту халяль Духовного управления мусульман. «В современном обществе очень актуальна проблема расточительства среди жён, в том числе и мусульманок. Расточительство по исламу считается харамом», — говорит он.

Зиганшин отмечает, что проблема расточительства жён-мусульманок решаема, так как это происходит из-за их незнания основ ислама: «Женщины должны чаще общаться между собой, обмениваться знаниями. Например, в таком формате, как съезд мусульманок и другие виды общественной активности». 

Ильнур Ярхамов

 

 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *