Как робот–Моцарт и шлем для слабовидящих удивили на детском фестивале робототехники

Школьники со всего Татарстана собрались в технопарке «Идея»
Школьники со всего Татарстана собрались в технопарке «Идея», чтобы представить
свои проекты роботов

Республиканский робототехнический фестиваль для школьников прошел сегодня в Казани в технопарке «Идея». На фестивале соревнуются дети со всего Татарстана. Они создали своих роботов на основе LEGO (микрокомпьютера RCX или NXT)

Первое, что удивляет при входе в зал – как много увлеченных ребят разных возрастов собралось на фестивале. Каждый из них поглощен проверкой своего робота перед началом состязаний.

Внимание привлек юный изобретатель с затейливым устройством на голове: 10-летний Артур Лукьянов демонстрировал свой проект «Шлем для слабовидящих и незрячих людей».

Как робот–Моцарт и шлем для слабовидящих удивили на детском фестивале робототехники
Артур Лукьянов

Этот маленький,  но серьезный мальчик по-взрослому грамотно презентовал изобретение. «Принцип работы шлема основан на измерении расстояния до предметов: ультразвуковые датчики чувствуют препятствие, а сервомоторы создают звуковые вибрации», — рассказал он. По словам мамы, присутствовавшей на фестивале, в разработках Артуру помогает его папа-инженер: «Здесь много математики, а мальчик всего в третьем классе».

Свой первый робот-машинку мальчик собрал в семь лет, говорит она. «Сначала вместе с преподавателем и папой собрали трость для слепых, а сейчас мы планируем сделать перчатки для слабовидящих», — рассказал Артур. Мальчик включен в состав республиканской команды, выступающей на всероссийском конкурсе по робототехнике. Он состоится в Казани уже в июне. Сам Артур приехал в Казань из Набережных Челнов.

В  фестивале участвовали ребята со всего Татарстана: честь своих школ и центров технического творчества защищали конкурсанты из Набережных Челнов, Зеленодольска, Сабинского и Спасского районов. Дети выступили в командах от своих школ; их возраст — от восьми до 17 лет.

«В этом году на конкурс представлено 17 команд и 61 участник», — объясняет пресс-секретарь технопарка «Идея» Алсу Миронова.

Для того чтобы принять участие в фестивале, ребятам было необходимо не только сконструировать и собрать своего робота, но и «написать» для него программу.

«Мне интересно собирать роботов», — говорит Арсений, самый маленький восьмилетний участник из команды 18-й школы Казани. «Меня, напротив, интересует разработка программной составляющей»,- отмечает его старший коллега по команде, ученик 10-го класса.

Соревнование проходит по четырем основным направлениям:  гонки по извилистой линии, сумо (выталкивание робота-противника за пределы черной линии ринга), кегельринг (на самое быстрое выталкивание кеглей) и творческая категория.

Как робот–Моцарт и шлем для слабовидящих удивили на детском фестивале робототехники

Роботы ориентированы на визуальное восприятие (черной линии в гонках), выявление и распознавание предметов (сумо и кегельринг). В первых трех направлениях выставляется робот-машинка, а  в творческом возможны самые разнообразные модификации: от «Металлического Моцарта» (робот, играющий на пианино) до социального проекта «Шлем для слабовидящих и незрячих людей».

 «Металлический Моцарт» — это проект Ефима Либермана, десятиклассника из Челнов. Робот действует по двум программам, по одной из которых играет «Подмосковные вечера».

Как робот–Моцарт и шлем для слабовидящих удивили на детском фестивале робототехники
Ефима Либерман (в синей футболке)

«А по второй [программе] может играть что угодно, — говорит автор проекта,– это зависит от того, какие клавиши выберут для робота на компьютере».

Это усложненная программа, которую способен разработать только старшеклассник, подчеркивает  руководитель Ефима, учитель информатики лицея-интерната инновационных технологий №36 Нина Трофимова.

Ученики Суворовского училища пояснили корреспонденту KazanFirst, как работает робот-машинка. На роботе есть USB-порт, а скидывается с компьютера программа на NXT – главный мотор роботов, а он запускает все файлы программы. Главная сложность в написании самой программы, говорят пятиклассники, — всего можно подключить три мотора.

Как робот–Моцарт и шлем для слабовидящих удивили на детском фестивале робототехники

По результатам фестиваля выявлены победители в каждом из представленных направлений; им были вручены ценные призы: наборы-конструкторы LEGO.

Лидером стала челнинская команда, представляющая Центр детского технического творчества №5. Команда заняла четыре призовых места.

В творческой номинации все три призовых места заняли участники из Челнов: победил Артур Лукьянов, второе место занял Ефим Либерман, а  третье — Станислав Джуманязов, который создал робота, копирующего движения лица человека.

«Мероприятие проходит во второй раз», — говорит инициатор фестиваля, руководитель кружка робототехники Суворовского училища в Казани Юлия Фролова. В прошлом году мы решили, что ежегодно будем его проводить накануне Дня защиты детей, добавляет она.

Как робот–Моцарт и шлем для слабовидящих удивили на детском фестивале робототехники

По программе робототехнику проходят пятый, шестой и седьмой классы Суворовского училища, продолжает Фролова: «В 2006 году в Оренбургском суворовском училище появилась первая робототехника, и наш начальник решил, что мы тоже будем этим заниматься». По ее словам, Минобороны выделяет деньги по образовательной статье: «мы направляем финансы на робототехнику».

Здесь развиваются сотрудничество участников, мышление «на одной волне» и конструкторские способности (как изменять роботы), — говорит преподаватель 37-й школы с углубленным изучением иностранных языков Раиса Мифтахова. Мы работаем всей нашей командой коллективно, «на одном дыхании», говорит она.

У них появляется интерес к программированию и инженерным профессиям; при создании роботов они могут освоить разные языки программирования, поясняет она. «Работать могут даже третьеклассники и пятиклассники», — подчеркивает Мифтахова.

Алиса Разумовская

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *