Почему нельзя сравнивать количество мечетей и храмов в Татарстане

Почему нельзя сравнивать количество мечетей и храмов в Татарстане
Политизация этого вопроса может привести к ухудшению этноконфессионального мира
в республике

Скандальную дискуссию о соотношении православных церквей и мечетей в Татарстане начал на прошлой неделе глава Общества русской культуры (ОРК) Михаил Щеглов. Сделанное им заявление в Общественной палате РТ, что  храмов Русской православной церкви в семь раз меньше, чем  мечетей, вызвало недоумение и может привести к ухудшению добрососедских отношений между христианами и мусульманами, говорят эксперты, опрошенные KazanFirst. Впрочем, информация Щеглова вызывает сомнения, так как значительно расходится c данными муфтията и митрополии. Сравнивать и противопоставлять церкви и мечети — некорректно, говорят священнослужители  

По данным Общества русской культуры, православных культовых сооружений в Татарстане  в 7 раз меньше, чем мусульманских, а в Казани строится только один храм (святого Александра Невского на улице Глушко), но 11 мечетей. Такое заявление сделал глава ОРК Михаил Щеглов на прошлой неделе во время круглого стола в Общественной палате РТ с участием протоиерея Всеволода Чаплина.

Источники этой информации неизвестны и вызывают сомнения у экспертов, опрошенных KazanFirst.

Между тем, сам Щеглов на вопрос, на какие он источники ссылается, отвечает, что «об этом информация общая».

— Других [строящихся храмов в Казани] я не знаю, добавляет он. По его словам, он не обращался  с официальным запросом в Духовное управление мусульман и митрополию и не получал от них данных.

По данным Татарстанской митрополии, в республике 462 православных культовых объекта. Из них 319 – церкви, 46 – молитвенные дома, 86 – часовни и 11 – молитвенные комнаты. Строится 39 храмов. В Казани 60 православных культовых объектов. Из них 41 – церковь, 6 молитвенных домов, 8 часовен и 5 молитвенных комнат. В городе строится 4 церкви.

По информации Духовного управления мусульман (ДУМ), в республике 1428 мечетей, (также функционируют 12 молитвенных комнат). Строится 30 мечетей. В Казани всего 52 мечети и 7 молитвенных комнат. На стадии строительства – 11 мечетей.
Почему нельзя сравнивать количество мечетей и храмов в Татарстане  Храма Александра Невского  

Щеглов утверждает — в Татарстане 1524 мечети и только 225 церквей, и что цифры эти приблизительные. Для него важнее показать соотношение мечетей и церквей в сотнях, говорит он.

По словам Александра Павлова, пресс-секретаря Татарстанской митрополии, сегодня в посёлке Мирный строится Казанский Богородицкий храм, в Соцгороде запланировано строительство прихода Ксении Петербуржской.

В Казани идёт восстановление Духосошественской церкви, в здании которой ранее находился театр кукол «Экият», а в поселке Дербышки ведётся строительство храма Успения Божией матери, добавляет Ирина Александровская, заместитель председателя «Русского национально-культурного объединения Республики Татарстан» (РНКО РТ).

О некорректности сравнения и сопоставления количества мечетей и церквей говорят Рустам Батров, 1-й заместитель муфтия Татарстана и Рафик Мухаметшин, ректор Российского исламского университета.

По их словам, когда говорят о полутора тысячах мечетей в Татарстане, обычно имеют ввиду несложные и небольшие прямоугольные деревянные строения в татарских деревнях, к которым приделали минареты. Большие мечети с куполами единичны. Требования, по которым сооружение можно считать мечетью, более просты, чем для православных церквей. Мечетью называется чистое помещение, где есть имам и, желательно, комната для омовения, отмечают оба эксперта. Церковь – это любое помещение, где есть алтарь, иконостас, утварь, священнослужители и совершается богослужение, рассказывает отец Владимир, настоятель храма Александра Невского.

Мухаметшин отмечает, что для мусульманина пятикратный ежедневный намаз, прочтённый в мечети, более богоугоден, чем в каком-либо другом месте. Отец Владимир говорит, что по православным канонам верующему нужно посещать церковь только каждое воскресное утро.

Почему нельзя сравнивать количество мечетей и храмов в Татарстане
Муфтий Альбир хазрат Крганов, 1-й заместитель председателя Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ)  

«Неправильно верующему человеку заигрывать чувствами [других] верующих, сравнивая число храмов и мечетей», — рассуждает муфтий Альбир хазрат Крганов, первый заместитель председателя Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) и участник круглого стола. Религия не живёт храмами, добавляет он: «Такая политизация вопроса очень опасна, так как раскачивает ситуацию в стране. Посмотрите на то, что происходит на Украине». По его словам, количество церквей и мечетей не может говорить об общем состоянии верующих.

Храмы в Татарстане строятся там, где у людей действительно есть потребность в них, продолжает Павлов. Они возрождаются  исключительно за счёт пожертвований прихожан и благотворителей и по их инициативам. Какой-либо программы — построить определённое количество храмов за определённое время — у церкви нет, отмечает он.

Александровская отказалась комментировать данные Щеглова. «Я не оцениваю принципиально [его] деятельность. Хотя он почему-то даёт очень много комментариев по нашей деятельности», — заявила она. По её словам, красноречивее всего о деятельности её организации говорит тот факт, что РНКО в феврале 2014 года заключило договор о сотрудничестве с Татарстанской митрополией. Теперь её организация будет принимать самое активное участие в восстановлении и реконструкции православных храмов. Василий Носов, глава РНКО РТ в Нижнекамске, на свои средства построил часовню, добавляет Александровская. Есть и другие активисты организации, участвующие в строительстве храмов в республике, отмечает она.

Рассказать о примерах конкретной помощи (информационной, материальной) для  завершения стройки храма Александра Невского Щеглов не смог. Хотя представители ОРК часто приводят затянувшееся строительство храма как факт притеснения православных в Казани.

Люди используют храмы и мечети по-разному, продолжает Батров. По его словам, их сопоставление крайне некорректно, так же как и вывод, что из-за малого количества храмов ущемляются права православных.

Ильнур Ярхамов

Ранее на эту тему:
Протоиерей Чаплин: «Я сторонник диалога даже с самой радикально настроенной частью общества»

Comment section

Добавить комментарий

Войти: