Соцсети все больше определяют информационную повестку дня в Татарстане

Соцсети все больше определяют информационную повестку дня в Татарстане


В последнее время соцсети становятся самостоятельным источником информации, не подменяя СМИ, но вытесняя их с информационного поля. Эта тенденция будет только усиливаться, убеждены эксперты. Редакция KazanFirst проанализировала возрастной состав крупнейших татарстанских сообществ «В контакте» и убедилась, что большая часть их подписчиков — экономически активная часть населения, а не школьники и студенты

За последние три недели социальные сети стали источником и главной средой многих громких скандалов в Татарстане.

Банк «БТА-Казань» заявлял, что неизвестные через  соцсети распространяли  слухи о неустойчивом финансовом положении банка, что вызвало панику и отток 2 млрд рублей с депозитов.  

Дорожный инцидент с водителем главы Елабужского района Геннадия Емельянова вызвал резонанс после публикации в соцсетях — «Вконтакте» и YouTube. Управление ГИБДД возбудило административное производство против водителя.

В начале апреля глава Чистопольского района Ильдус Ахметзянов провел уникальную для республиканской власти встречу с участниками сетевого сообщества — «Типичный Чистополь». Эмоциональная беседа крупного чиновника с подписчиками вызвала большой интерес прессы.  

Кстати, о сетевых сообществах. Социальная сеть предполагает объединение больших масс людей по группам интересов. Одна из самых популярных форм объединения — по месту жительства. Группы «Типичный Питер» с 650 тысячами подписчиков или «Интересная Москва» почти с 1 млн подписчиков – хрестоматийные примеры. Подобные площадки становятся точками генерации и распространения информации о городе и горожанах.

Почти все крупные населенные пункты Татарстана имеют похожие группы, паблики. KazanFirst посмотрел крупнейшие сообщества в самой популярной сети — «Вконтакте», чтобы понять, каковы охват и аудитория самой чувствительной, резонансной и активной части нашего общества.

Наши собственные взгляды на сетевое сообщество оказались стереотипами, далекими от реальности, как только мы сопоставили первые данные. Большую часть татарстанских сообществ «Вконтакте» составляет экономически активная часть населения, а не учащиеся школ и студенты – их совокупная доля не так велика, как принято думать. 

Соцсети все больше определяют информационную повестку дня в Татарстане

Статистика охвата аудитории сообщества «Казань. Социальная группа»

Например, крупнейшая группа столицы Татарстана — «Казань. Социальная группа» — объединяет более 184 тысяч подписчиков. Ежедневный охват самой популярной сетевой площадки горожан – более 125 тысяч человек (количество пользователей, ежедневно просматривающих информацию в группе). Около 30 тысяч подписчиков постоянно находятся онлайн.
Соцсети все больше определяют информационную повестку дня в Татарстане Половозрастной состав сообщества «Казань. Социальная группа»
Соцсети все больше определяют информационную повестку дня в Татарстане Охват читателей по городам сообщества «Казань. Социальная группа»

Теперь самое главное — почти 20% группы составляют пользователи от 21 до 27 лет. Около 20% – от 27 до 45 лет. Молодежь до 18 лет и до 21 года в совокупности составляют менее 15% аудитории. В группе 45% мужчин и 55% женщин.
Соцсети все больше определяют информационную повестку дня в Татарстане
Статистика охвата аудитории сообщества «Набережные Челны Онлайн»

Идем далее. В Набережных Челнах самая большая группа – «Набережные Челны Онлайн», в которой зарегистрированы 183 тысячи подписчиков. Это чуть меньше, чем в Казани, но с учетом разницы в населении (в Казани живут 1,1 млн человек, в Челнах 522 тысяч человек), удельный вес активных интернет-пользователей в автограде больше, чем в столице. Ежедневный охват аудитории около 120 тысяч человек. Почти 27 тысяч подписчиков постоянно в сети.
Соцсети все больше определяют информационную повестку дня в Татарстане
Половозрастной состав сообщества «Набережные Челны Онлайн»
Соцсети все больше определяют информационную повестку дня в Татарстане
Охват читателей по городам сообщества «Набережные Челны Онлайн»

В группе 55% женщин и 45% мужчин. Большая часть аудитории — почти 10% — люди от 24 до 27 лет; более 16% — от 27 до 35 лет; около 6% — от 35 до 45 лет. Молодежи до 18 и до 21 года в группе всего 11%.

Соцсети все больше определяют информационную повестку дня в Татарстане
Статистика охвата аудитории сообщества «Типичный Чистополь»

В группе Чистополя — «Типичный Чистополь» — состоят 25 тысяч подписчиков (45% мужчины, 55% женщины), при том, что численность населения города — 61 092 человек (на начало 2014 года). Ежедневный охват аудитории колеблется от 10 до 13 тысяч человек. Постоянно в онлайне 3 000 человек. Возрастной состав сообщества: молодежь до 18 и до 21 лет в совокупности — 11%; люди от 21 до 27 — почти 17%; более 16% — от 27 до 35. Подписчики в возрасте от 35 до 45 лет составляют примерно 5,5% аудитории.

Соцсети все больше определяют информационную повестку дня в Татарстане
Половозрастной состав сообщества «Типичный Чистополь»
Соцсети все больше определяют информационную повестку дня в Татарстане
Охват читателей по городам сообщества «Типичный Чистополь» 

«Соцсети в какой-то мере становятся самостоятельным источником информации, особенно на фоне украинских событий — информация о них появлялась «В контакте», в твиттере оперативнее, чем в СМИ», — говорит главный редактор «Русской планеты» Павел Пряников. Он убежден, что соцсети — это альтернатива новостным агентствам.

Соцсети все больше определяют информационную повестку дня в Татарстане  
Чем меньше город, тем большее влияние оказывают сетевые сообщества на повестку дня, говорит социальный технолог Ярослав Муравьев. В небольших городах часто наблюдается информационный голод, поскольку местные СМИ находятся под контролем крупного бизнеса или испытывают административное влияние, рассуждает он. В таких условиях интернет-сообщества становятся естественной площадкой по обмену информацией, нужной людям, добавляет Муравьев.  «Об этом свидетельствует и возрастной состав аудитории — удельная доля людей среднего возраста выше именно в небольших городах».  

Соцсети все больше определяют информационную повестку дня в Татарстане

«Соцсети как источник информации — это не мимолетное явление, а одно из основных проявлений коммуникационного развития цивилизации. Это постоянно развивающееся, одно из основных направлений технологического развития цивилизации. Это будет только усиливаться», — убежден журналист, заведующий кафедрой журналистики РГГУ Николай Сванидзе.

Соцсети все больше определяют информационную повестку дня в Татарстане

Он считает, что сейчас соцсети и СМИ нормально дополняют друг друга: «В нашей стране и во многих других, кстати, тоже, основной источник информации — телевидение. Но влияние социальных сетей растет — я думаю, что в течение длительного времени соцсети и СМИ будут дополнять друг друга, но что будет дальше, в каком направлении это будет развиваться, никто не может сказать».

«Журналистов, которые бегают и собирают новости, звонят, проверяют информацию, все меньше и меньше — это с одной стороны хорошо в том смысле, что общество становится прозрачным, трудно что-то утаить, а с другой — плохо, потому что в последние годы налицо деградация новостной журналистики», — говорит замглавного редактора журнала «Русский репортёр» Дмитрий Соколов-Митрич. По его словам, разместив в соцсетях какую-нибудь недостоверную новость, очень легко ввести в заблуждение практически все медиаполе: в соцсетях дается огромное количество непроверенной информации.

Соцсети все больше определяют информационную повестку дня в Татарстане

«Сейчас для многих соцсети стали главным источником информации, а СМИ ушли на второй план, в результате становится много лишнего информационного шума», — сетует Соколов-Митрич.

Пряников не согласен: «Соцсети не станут главным источником информации — загвоздка заключается в том, что СМИ отличаются репутацией, лицензией и отвечают перед законом, серьезные СМИ перепроверяют информацию, фильтруют ее, а информация в соцсетях субъективна, эмоциональна».

По словам Соколова-Митрича, если пользоваться соцсетями как главным источником информации, то прожить так больше нескольких лет, не впав в страшную депрессию невозможно: «Если «питаться» одними соцсетями и блогами, возникает ощущение, что в России все ужасно, в мире все ужасно, и вообще, происходит только плохое». Это связано с тем, что в СМИ происходит естественный отбор информации, а в соцсетях в основном пишут о чем-то плохом, о том, что задевает людей», рассуждает он.

«Как бы то ни было, социальные сети, разумеется, помогают работе журналистов, это дополнение к новостному агентству — журналист не везде может появиться, а если кто-то из блогеров присутствует на каком-нибудь закрытом мероприятии, то он может отписывать оттуда», — говорит Пряников. Принимать это на веру или нет — это уже другой вопрос, вопрос репутации человека, добавляет он: «Если ты лично знаешь этого блогера, уверен, что он не был замешан во вбросах, информационных войнах и можешь ему доверять, то, конечно же, будешь давать новость со ссылкой на него».

 

Глеб Лихачев

Алексей Тюрин

 

 


Опубликовано 21.04.2014

Комментировать