Молодежь как конкурентное преимущество

Молодежь как конкурентное преимущество


Вчера в Казани прошла финальная выставка Республиканского молодежного форума, который начался еще в прошлом году. Героями выставки стали авторы социальных и инновационных проектов, которым еще предстоит завоевать популярность публики. Вчера  они вызвали симпатию у членов правительства, которые пришли на форум поддержать молодых предпринимателей 

Молодежь как конкурентное преимущество

Республиканский молодежный форум — это инновационная площадка, на которой любой молодой человек и команда могут представить и защитить свой проект, найти единомышленников для его реализации и получить общественную и государственную поддержку. Цель форума — создание условий для обсуждения широкого круга вопросов, представление, оценка и продвижение социально-значимых, инновационных и общественно-полезных идей и проектов Татарстана. На этот форум подано 1102 заявки, из которых 622 допущены до очной защиты и только 56 проектов представлены на финальной выставке. 

Молодежь как конкурентное преимущество

Вчера ее посетили четыре высокопоставленных гостя: премьер-министр Ильдар Халиков, начальник управления ГИБДД Рифкат Минниханов, министр информатизации и связи республики Роман Шайхутдинов и министр по делам молодежи, спорту и туризму РТ Рафис Бурганов. Они посмотрели проекты, пообщались с авторами и, кажется, остались довольны увиденным. Принять участие в форуме должен был президент Татарстана Рустам Минниханов. Но планы поменялись — в среду президент полетел в Симферополь для встречи с новым правительством Крыма.
 Молодежь как конкурентное преимущество

«Форум в первый раз проходит с такой качественной экспертной оценкой проектов, которые здесь представлены», — рассказал Роман Шайхутдинов — это площадка для конкурентного развития творческой молодежи». По словам министра, в области информационных технологий он увидел три очень интересных проекта — проект автоматизации, информирования и возможности бронирования парковочных мест, проект создания интерактивных иллюстрированных приложений к уже адаптированным и принятым в общеобразовательную систему учебно-методическим материалам и проект «Бесплатник», который уже имеет мобильное приложение. 

«Этот стартап [«Бесплатник»] имеет порядка 17 тысяч скачиваний и создает очень правильный социальный эффект — он показывает, где жители республики могут получить что-то бесплатно», отметил Шайхутдинов. Министр признался, что до сегодняшнего дня не знал о существовании такого приложения. «Республика поддерживает такие начинания, они развивают в молодежи очень важный навык — дух предпринимательства, его постоянно нужно поддерживать». Шайхутдинов считает, что форум — это очень хорошая школа: «Всем ребятам, которые здесь находятся, нужно было сделать проект, рискнуть, пройти экспертный отбор, не дрогнуть и представить свой проект перед премьер-министром Татарстана».   

Впечатления от форума положительные, говорит Рифкат Минниханов. Он  выделил проекты, курируемые ГИБДД. В их числе 3D моделирование трамвая нового поколения, информирование населения о дорожных переходах. «Любой проект, который попал в финал, сам по себе интересен, думаю, также скажут представители каждой из секций форума — здесь собрались все сильнейшие», уверен Минниханов. 

Молодежь как конкурентное преимущество

«Важно, чтобы молодежь республики стала ее главным конкурентным преимуществом», говорит директор регионального общественного фонда поддержки молодежных инициатив «Фактор будущего» Ярослав Муравьев. Проведение таких форумов актуализирует важные темы для перспективного развития, показывает, о чем думает молодежь и к чему стремится. В тоже время есть возможность поднять темы, которые требует особого внимания — в этом году такое внимание было уделено теме привлекательности Татарстана и Казани для интеллектуально развитой творческой молодежи.

«Например, в секции «Архитектура и городская среда» были представлены комплексные предложения по изменению городской среды Казани для формирования ее как привлекательной для креативного класса, — продолжает Муравьев — очень радостно, что премьер высоко оценил эту инициативу. Можно смело надеяться, что сейчас будут разрабатываться концепции по формированию Казани как города, привлекательного для креативной молодежи». 

Молодежь как конкурентное преимущество

Победителей форума наградил Ильдар Халиков. Он поздравил всех участников, но признался, что некоторые его поразили: «Многие вещи я просто не знаю и не понимаю, особенно научный раздел вызывал восхищение — такие молодые люди, а уже знают намного больше, чем ты и уже сегодня претендуют на мировое лидерство». 

«Мы здесь преследуем объективно корыстные цели — желание, чтобы не только появились интересные идеи, которые можно реализовывать сегодня, но и появление новой мысли, энергии, энтузиазма: того, что будет реализовываться в Татарстане завтра», обратился к участникам глава правительства республики. 

Шесть самых интересных проектов Республиканского молодежного форума-2013 по версии KazanFirst 

Молодежь как конкурентное преимущество

Концепция развития креативной городской среды Казани. «Казань — прекрасный город, здесь были проведены качественные меры по улучшению городской среды, но мы думаем, что нужно двигаться в сторону улучшения туристической привлекательности и сохранения потенциала молодежи», говорит одна из участниц проекта Лилия Гиззятова. Авторы концепции предлагают создать городскую среду, которая позволит людям гулять по городу как по уникальному фестивальному пространству. «Мы надеемся увести людей из торговых центров и заставить их гулять по родному городу, — говорят участники проекта — город — это такой же дом, как ваша квартира». 

На форуме архитекторы вместе с руководителем Гузель Махмутовой представили  несколько проектов, объединенных под идеей создания креативной городской среды Казани. Первый из них — двор как новый формат коммуникации между людьми. «Современные дворовые площадки предназначены для детей, и в них используются унитарные структуры; мы предлагаем создать дворовую среду, которая будет использоваться всеми жителями», рассказывает Гиззятова. 

Во время городских мероприятий авторы проектов предлагают создавать арт-пространство. «Есть предложение создать фестивальный квартал, который позволит жителям в течение дня прогуляться по кольцевой структуре и познакомиться с чем-то новым в городе, — объясняют архитекторы — улицу Баумана можно превратить в полноценный фестиваль искусства и культуры».

Авторы предлагают использовать временную архитектуру как способ быстро реанимировать недоделанные общественные пространства, а также создать пешеходную улицу на склонах протоки Булака: «Булак исторически был главной артерией города». 

Последний проект в концепции: ярмарка как городской архитектурный феномен. «Мы совмещаем ярмарку как праздник и как способ развить покупательскую активность, хотим, чтобы малые сельхозпроизводители из сел и деревень Татарстана в определенные дни могли привозить свежие продукты», — говорит Гиззятова. 

Авторы считают, что каждая деталь концепции развития городской среды Казани создаст новый образ города, позволит объединить жителей, привлечь туристов и сохранить интеллектуальный  культурный потенциал казанской молодежи 

Халиков высоко оценил проект молодых казанских архитекторов. «Идея очень хорошая, абсолютно правильная, она не нова с мировой точки зрения, но почему-то пока не реализуется в Казани», — заявил он. С ним согласился Рифкат Минниханов: «Все правильно, город для людей, а не для машин». Премьер отдельно попросил скинуть ему этот проект на почту в виде презентации. 

Молодежь как конкурентное преимущество

Самое экологически чистое приложение (EcoApp). Приложение для смартфонов, позволяющее получить бесплатную правовую поддержку и информацию в сфере экологии. «Кроме этого, в приложении есть экологические новости и интересные факты», говорит руководитель проекта Луиза Галлямова. С его помощью можно получать консультации, связанные с экологией — на вопросы желающих ответят студенты юрфака Казанского университета. «Мы хотим облегчить людям нахождение информации — молодежь редко ходит за ней в юридическую компанию, тем более, там надо платить деньги, а здесь бесплатная правовая поддержка», объясняет Галлямова. 

В EcoApp предусмотрена информация по всем районам республики — уровень техногенной нагрузки, качество питьевой воды, складирование отходов, лесистость, выбросы в атмосферу. Проверенная информация есть только по Рыбно-Слободскому району, говорит Галлямова. Партнером EcoApp выступает минэкологии РТ, которое обеспечит проект информационной базой по остальным регионам республики. В России аналогов приложения нет, утверждает она. 

Молодежь как конкурентное преимущество

Универсальная остановка. Крытый павильон, в котором зимой можно согреться, а летом спрятаться от жары. Для жителей города предполагаются услуги — оплата штрафов ГИБДД, пополнение транспортной карты, оплата телефона без комиссии, банкомат, горячий кофе и прохладительные напитки. По словам соручредителей проекта Салавата Хайрутдинова и Марата Хусаинова, главная цель универсальной остановки — сделать максимально удобной жизнь горожан, пользующихся общественным транспортом. 

«Будет реализовано программное обеспечение, которое позволит отслеживать в реальном времени, где находится автобус, сколько он будет ехать, где возможны пробки — это все будет на информационном табло на самой остановке», — объясняет Хайрутдинов. Аналоги проекта есть в Дубаи и в одном из городов Канады. «В России проект нигде не реализован — если зайти погреться в минимаркеты на остановках и ничего не покупать, продавец тебя скорее всего выгонит»,  говорят соруководители. 

Молодежь как конкурентное преимущество

Science Slam Казань. Научные битвы молодых ученых, которые проходят в нестандартных для науки местах: концертных залах, ночных клубах. По правилам, пять участников на сцене рассказывают именно о своих научных исследованиях. «Пересказ «Википедии» нам не нужен» — говорит один из разработчиков проекта Руслан Ахметзянов — главное правило: выступления должны быть яркими, эмоциональными». На каждое дается всего 10 минут, зрители выбирают лучшего спикера аплодисментами. 

Главная цель проекта — популяризация науки, создание нового вида интеллектуального досуга. Организаторы хотят сделать науку модной и интересной. «Это всегда шоу, музыка, рок-н-ролл, мы делаем из ученых рок-звезд науки: Эйнштейн, Ньютон, Менделеев вместе с U2, Мадонной, Roling Stones», утверждает Ахметзянов. Проекты, которые легли в основу научных битв — стендап-камеди, КВН, TED-конференции. Это международный проект, зародившийся в Германии. Научные слэмы уже прошли в Санкт-Петербурге и Москве. 

Молодежь как конкурентное преимущество

Академия молодежной дипломатии. Программа поддержки молодежи и молодежных инициатив в сфере международного сотрудничества. «Цель академии — развитие многостороннего сотрудничества молодежи Татарстана с мировым сообществом», говорит представитель проекта Дильбар Садыкова. 

По ее словам, инициатива родилась недавно: «до этого мы работали индивидуально, но сейчас пришли к необходимости создания организации и развития молодежной дипломатии». 

Молодежь как конкурентное преимущество

Smart Parking. Проект предназначен для поиска свободных мест на больших парковках. «Это большая проблема, но мы ее решаем», — говорит представитель проекта Тимур Шафигуллин.

Когда вы подъедете к парковке, там будет висеть табло, на котором отобразится расположение свободных мест, это поможет быстро ориентироваться, объясняет он. У создателей проекта уже есть приложение для смартфонов. Шафигуллин признался, что аналоги проекта есть за рубежом. «Мы планируем доработать приложение, чтобы в нем можно было оплачивать парковочные места», говорит он. 

Глеб Лихачев


Опубликовано 06.03.2014

Комментировать