Stasia Ibragim: «У нас нет меценатов, готовых платить за искусство»

Фотохудожница Stasia Ibragim в интервью KazanFirst рассказала
Фотохудожница Stasia Ibragim в интервью KazanFirst рассказала, почему в ее
работах много внимания уделено деталям, чем Казань отличается от Европы и почему
в нашем городе почти нет современного искусства.

Фотохудожница Stasia Ibragim в интервью KazanFirst рассказала, почему в ее работах много внимания уделено деталям, чем Казань отличается от Европы и почему в нашем городе почти нет современного искусства.


— Как творчество появилось в вашей жизни?

С раннего детства родители водили меня по различным кружкам. Там были и хореография, и скрипка, и художественная школа. И с детства моя жизнь так или иначе была связана с искусством. Когда я начала учиться на факультете дизайна в КГАСУ,  очень серьезно углубилась именно в визуальное искусство. На протяжении семи лет ты практически каждую ночь что-то проектируешь. Поначалу это очень муторно, но потом это поселяется в тебе и ты уже не можешь от этого отделаться.

Сейчас я зарабатываю графическим дизайном, а фотография стала моим способом и средством выражения эмоций. Я безумно рада, что моя работа и мое хобби — это две абсолютно разные вещи. 

— Почему нельзя зарабатывать собственным хобби?Stasia Ibragim: «У нас нет меценатов, готовых платить за искусство»
Когда работа и хобби совпадают, то рано или поздно настанет момент, где тебе придется себя сломать. Тебе скажут сделать все, не так как ты хочешь — за другую цену, в другие сроки, сделать работу для другого человека. Это нормальная коммерция, которая связана с работой. Если у тебя внутри сильный стержень то, вероятно, ты сможешь решить эту дилемму. А если нет? Идти на компромисс в собственном творчестве талантливому человеку очень неприятно.

В свое время я и свадьбы снимала, и портретные фотографии делала. Но  какой-то момент я поняла, что не могу фотографировать то, что мне не нравится. Точно так же, как практически невозможно рисовать то, что тебе не нравится. Моими любимыми объектами для фотографий являются неживые объекты, которые оживают на снимках.

— В ваших фотоработах основным объектом являются детали — почему?Stasia Ibragim: «У нас нет меценатов, готовых платить за искусство»
Я ищу в фотографиях максимальную гармонию композиции. Я не ищу смысла в фотографии вообще. Но когда у тебя в кадре идеальная композиция, гармония линий и ты сам по себе хороший человек, тогда неожиданно, из этой геометрии прорастает еще и смысл.

Изначально для себя я ставлю задачу найти лаконичность и гармоничность линий в кадре. Ты просто идешь и видишь, что это идеально по линии, снимаешь это. И уже после видишь нечто большее.Stasia Ibragim: «У нас нет меценатов, готовых платить за искусство»
Мой последний проект «DOM» меньше по количеству, но лучше по качеству. На сегодняшний день я могу сказать, что я счастлива результату, он обо мне, это то, что я искала, видела и чем хотела поделиться. В более раннем проекте » DОРОГИ DОРОГИ» я поняла, что мне не интересно человеческое настроение как таковое на самой фотографии. Это интересно видеть в жизни, в кино, а на фотографии же интересно увидеть то, что ты не видишь в жизни. И ради этого я ищу лаконичность линий, которая, как мне кажется, создаёт некую историю.

— Что вас вдохновляет?Stasia Ibragim: «У нас нет меценатов, готовых платить за искусство»
Только гармония и лаконичность композиции. Я смотрю на что-то, оцениваю объект взглядом и понимаю — надо брать. Это очень техничный и где-то даже бездушный подход. Но в итоге именно из этого получается что-то стоящее.

На мой взгляд, бездушных фотографий гораздо больше среди тех снимков, которые хотят быть душевными. Когда нарочно создана атмосфера любовных бесед или еще чего-то, казалось бы романтичного, ты сразу чувствуешь эту искусственность, хотя кто говорит о художественности в данном случае? Фотография должна быть разной.

— Есть ли сегодня в Казани современное искусство?Stasia Ibragim: «У нас нет меценатов, готовых платить за искусство»
Смотря что именно подразумевать под термином «современное искусство». Если подходить с точки зрения временного промежутка, то есть современное искусство это то, что творится сегодня, у нас оно есть. В Казани очень много людей, которые делают что-то, и это хорошо. Но по-настоящему оценить это пока невозможно. Хорошее вообще видно спустя время.Stasia Ibragim: «У нас нет меценатов, готовых платить за искусство»
Но можно сказать о другом. У нас в Казани практически отсутствует культура восприятия, не то, что культура наличия современного искусства. То есть если людям привезти что-то оригинальное, они просто не поймут. У нас люди абсолютно не готовы к современному искусству. Это простой закон — спрос рождает предложение, но в нашем случае спроса просто нет. У нас пока не готовы принять современное искусство.

— Почему так происходит?Stasia Ibragim: «У нас нет меценатов, готовых платить за искусство»
Как ни странно, если людям привезти хорошего музыканта, билет на концерт которого будет стоить средних денег, то они просто не пойдут. Казанцам нужно имя и нужно, чтобы это было дорого. Нет ничего среднего — они пойдут или бесплатно, или за дорого. И очень много ханженских, провинциальных заморочек. Конечно, есть те, кому это на самом деле интересно, но таких людей очень мало. И это нормально для нашего города.

Я думаю все изменится, может лет через пять. И я не уверена, что современное искусство надо пропагандировать таким людям. Если его сделать популярным, оно перестанет быть чем-то особенным, уйдет в тираж.

— Есть ли в Казани коммуникационные зоны и площадки для самореализации талантливых людей?Stasia Ibragim: «У нас нет меценатов, готовых платить за искусство»
Есть, но за это надо платить деньги. Ты что-то придумал, сделал, и еще должен заплатить за это деньги. В Казани есть площадки, на которых это можно сделать бесплатно, но они настолко дилетантские, что я бы не советовала в них участвовать. Потому что это будет из серии школьных стенгазет. И когда на это придет посмотреть понимающий человек, ничего нового и современного он там не увидит. Чтобы сделать что-то хорошее, надо сделать это самому и вложить в это деньги.

Сейчас открывается много площадок, но они работают именно по этому принципу. Хочешь снимать — заплати и снимай в студии. Хочешь участвовать в конкурсе — пожалуйста, но сначала заплати деньги. Понятно, что им нужны средства, чтобы все это организовывать. К сожалению, у нас нет меценатов, готовых платить за искусство. Они готовы платить за еду, одежду, но потратить несколько тысяч рублей, чтобы купить фотографию… Ни за что и никогда. Что уж говорить о том, чтобы отдать эти деньги начинающему художнику и фотографу. Это же не принесет ни копейки, зачем в это вкладывать?

— Что же делать начинающим деятелям искусства, как получить возможность рассказать о своем творчестве?Stasia Ibragim: «У нас нет меценатов, готовых платить за искусство»
Нужно творить в свое удовольствие, тусоваться, искать аудиторию, атмосферу и тогда, возможно, все будет хорошо. Но действительно ли это нужно человеку, которые занимается творчеством? Я не уверена.

— А если государство обустроит такие пространства и коммуникационные зоны, где любой желающий смог бы выставлять свои работы?

Они есть, но если у человека все нормально со вкусом, он туда не пойдет, ему будет стыдно там выставляться. Я не сноб и не ханжа, но ведь этот уровень видно. Что из последних организованных мероприятий можно считать достойным звания «современное искусство»? Или на каких площадках были реализованы интересные проекты? Я такого не припомню.

— Есть ли подобные площадки за рубежом?Stasia Ibragim: «У нас нет меценатов, готовых платить за искусство»
Конечно есть. Я сама делала две выставки в Барселоне в 2011 и 2012 годах. Я не участвовала в каких-то супер проектах, это было просто помещение, но там люди были рады такому сотрудничеству. В Казани тоже это есть, но пока в очень малых количествах.

У нас никогда не будет точно такого же, как в Европе. Другой уровень, другая культура, взгляды, подача, люди. Возможно, когда наши тоже зажрутся, то что-то и откроется. Хотя, по большому счету это уже произошло, но у нас упорно продолжают заниматься одним и тем же. В Европе люди проще, не настолько зациклены на материальных мелочах. Их искусство более глубокое. Сравнить хотя бы, что у нас было в XVI веке в искусстве и у них. Нам никогда их не догнать.

У нас что-то подобное Европе можно попытаться найти в Москве и Санкт-Петербурге, возможно в Екатеринбурге. Я безумно люблю Казань, но наш город пока не готов к современному искусству.

— Что еще мешает творчеству в Казани?Stasia Ibragim: «У нас нет меценатов, готовых платить за искусство»
У нас очень много людей, которые видя картину, например, Матисса, заявляют — я тоже так могу. Ну никто не может так же, как он, даже сам Матисс не смог бы. Потому что вы никогда не окажетесь в том дне, месяце, году, больше никогда не будет светить солнце так, как тогда, вы не будете видеть тех рыбок, потому что и рыбок больше нет, да и сам Матисс больше не сделает того же самого, не вернется в тот год, месяц, день, никогда не будет тем человеком вновь… Важны все факторы.

И по поводу Казани и мира — не нужно сравнивать. Везде есть свои особенности, свой путь. Нужно делать что-то и пытаться понять — получается это у тебя или нет, доволен ли ты своим результатом. И совершенствоваться, совершенствоваться, совершенствоваться. Только таким способом можно сделать что-то хорошее.

Елена Орешина

Фото: Ната Смирнова

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *