У производителей мебели две беды: сужающийся рынок и низкие доходы населения

В этом году челнинские производители мебели потеряли от объемов прошлого года еще 20% рынка. Развитию мебельного кластера в городе мешает низкий спрос на продукцию и затянувшийся кризис
В этом году челнинские производители мебели потеряли от объемов прошлого года
еще 20% рынка. Развитию мебельного кластера в городе мешает низкий спрос на
продукцию и затянувшийся кризис

Александр Жидких — Набережные Челны

Экономический кризис уже второй год подряд не дает возможности Набережным Челнам развивать новые направления в бизнесе, которые смогли бы убрать монозависимость города от одного, пока еще градообразующего предприятия — «Камаза».

В прошлом году мэр Наиль Магдеев поддержал инициативу активно развивать в городе мебельный кластер, как еще одну сферу экономики. В пользу инициативы говорит и открывшийся завод турецкой компании Kastamonu Entegre в особой экономической зоне «Алабуга» по выпуску плит МДФ.

Но пока этого недостаточно. По мнению нового председателя правления «Ассоциации деревообрабатывающей промышленности региона Закамье» Евгения Севостьянова в этом году падение мебельного кластера составило 20% от 2015 года. Небольшой рост начался лишь в августе.

«Оборот мебельной продукции в нынешнем году держится на прошлогодних показателях и составляет 1,5 млрд рублей. Все-таки новые дома в городе строятся, и люди покупают мебель. Но не так, как хотелось бы», — рассказывает Севостьянов. По его мнению, этот год для мебельных компаний города стал еще более тяжелым, чем предыдущий. Основной причиной низкого спроса на продукцию стало снижение доходов у населения. Кроме того, к выбору мебели покупатели стали относиться более требовательней, чем до кризиса.

dLc_ETr1idoПредправления «Ассоциации деревообрабатывающей промышленности региона Закамье» Евгений Севостьянов (второй справа) | Фото: kamaklaster.ru

«Если раньше покупатель доверял менеджеру-продавцу мебели, то теперь он более избирателен в выборе и полагается на себя», — рассуждает собеседник.

В том, что дела в регионах у производителей мебели обстоят хуже, чем у крупных игроков мебельного рынка, ориентированных на Москву и Санкт-Петербург, говорят и аналитики.

«Московская и Ленинградская области — эти два региона формируют почти половину российского рынка и растут опережающими темпами, в том числе и благодаря оживлению первичного рынка недвижимости. В регионах сохраняется сложная ситуация из-за низкого платежеспособного спроса», — считает финансовый аналитик ГК «Финам» Тимур Нигматуллин.

По его информации, рынок мебели в России составляет около 450 млрд рублей. При этом доля импорта равна 50%. В 2015 году рынок просел примерно на 15%, а в нестоличных регионах, например, в Татарстане, по информации ассоциации деревообрабатывающей промышленности, на 35%. В 2016 году наблюдается стагнация.

«Потребитель сейчас склонен отдавать предпочтение мебели со средним качеством материалов, средней ценой и длительным сроком гарантии, которая гарантирует продолжительный срок службы», — продолжает Нигматуллин. В качестве примера он назвал IKEA.

Конечно, тягаться с такими крупными компаниями, как «Икеа», местным производителям сложно. Им приходится искать свои пути выхода из ситуации. Одна из таких идей — объединение мебельных компаний со строителями и продажа квартир в новостройках с мебелью.

AIMG_1558_4Рынок мебели в России составляет около 450 млрд рублей | Фото: paradisefurniture.com

 

Она, по мнению Севостьянова, развивается, но не так хорошо, как планировалось изначально. Из всех строительных компаний, работающих в городе, проект поддержал лишь «Домкор». Компания создала пока три демонстрационных квартиры с мебелью, в планах подготовить еще две.

«Но идея была немного в другом: продавать квартиры уже с мебелью и выдавать сертификаты на приобретение квартир. Опросы показывают, что людям она понравилась», — сказал Севостьянов.

При этом покупателю ипотечной квартиры, уже не было бы надобности брать дополнительный потребительский кредит на покупку мебели – ее стоимость уже была бы включена в ипотеку. Но пока до логического конца идея не доведена. Реализована лишь та часть, которая предполагает демонстрацию возможностей фабрик в производстве мебели.

Не сильно помогает развитию кластера и появление в экономической зоне «Алабуга» завода турецкой компании Kastamonu Entegre по производству плит МДФ. Львиная доля корпусной мебели производится мебельными фабриками города из более дешевого сырья — плит ДСП.

«Кастамону» еще 2015 году обещала ассоциации запустить линию по производству ДСП.

«До сих пор ее не запустили. Плиты МДФ мы используем в производстве мебели на 5%. В основном корпусная мебель создается из ДСП – это 70% от всей продукции. То есть тем “якорем”, основным поставщиком сырья для производителей мебели, компания не стала», — сетует Севостьянов. Он рассказал, что проблем с ДСП у мебельных фабрик нет — на рынке есть достаточно производителей и поставщиков сырья.

 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *