«Медиа говорят, что образование плохо готовит журналистов, образование — что вы сами их портите. А зрители говорят: мы вам не доверяем»

FNR_3994
Директор Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ Леонид Толчинский
рассказал о медиахолдинге для студентов с ньюсрумом «как у “РИА Новости”»

Кристина Иванова — Казань

Бывших шефов не бывает, особенно если работаешь в одной команде почти 10 лет. Экс-директор агентства «Татар-информ», а ныне директор Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Казанского университета Леонид Толчинский дружескими объятиями встречает нас, своих бывших подчиненных, корреспондента и фотографа KazanFirst, и ведет показывать два своих кабинета.

Нынешний — на первом этаже, он же склад, он же кибитка и проходная; на время ремонта работать пока приходится здесь.

Новый — на втором этаже, пока еще не дооборудованный. По признанию Толчинского, находиться в нем одному пока жутковато. Но табличка «Плохие новости — не надо» перекочевала на новое место из его кабинета в «Татар-информе».

FNR_3994

«Я пропускаю кучу мероприятий, — жалуется на загруженность Толчинский. — А сегодня я должен читать лекцию про медиа будущего. На самом деле как устроена вселенная проще рассказать, чем предположить, какими будут медиа через несколько лет. Что я буду делать? Врать (смеется)». Шутки — шутками, но оказалось, что тема лекции стала провидческой. Именно на базе Высшей школы создается первый в Татарстане полноценный студенческий медиахолдинг, в котором будут взращивать журналистов будущего.

Бывший главред «Татар-информ», а ныне заместитель Толчинского в Высшей школе Ляйсан Абдуллина анонсирует интересный форум. 29 сентября на базе Казанского университета журналистов будут учить, как освещать проблемы смертельно больных детей и общаться с их родителями.

Студенческий медиахолдинг

Сейчас в Высшей школе журналистики уже начались занятия, а ремонт в 3-этажном здании напротив «Уникса» все еще продолжается. Первый этап работ подходит к завершению — площади под студенческий медиа-холдинг, включающий в себя информационное агентство, телевидение, радио, газеты и даже собственное рекламное агентство, практически готовы.

Ведутся даже переговоры о собственной радиочастоте для КФУ. Осталось лишь дождаться мультимедийного оборудования. Завершаются работы в студии для записи ток-шоу, оборудуется ньюсрум по аналогу «РИА Новости».

FNR_3961

Все будет оснащено новинками, которых сейчас нет даже на телеканалах. Ждать осталось недолго — тендер прошел, идет работа с поставщиками оборудования. Так что опробовать технические новинки будущие журналисты смогут уже к концу октября-началу ноября.

Все работы по ремонту здания вряд ли удастся завершить в нынешнем учебном году, чтобы не мешать учебному процессу. Но ремонт второй очереди точно начнется уже в этом году. «Мы сохранили элементы исторической кладки, — проводит экскурсию Толчинский. — Вернули и историческую арку, а то ведь все же было заложено, замазано. У нас еще есть шикарный чердак, который можно использовать как английский клуб. Есть идея создать его. Даже мы с вами могли бы тогда подняться туда и попить чай. На полу сохранилась и плитка времен Льва Толстого — ее будут восстанавливать».

«Руководство Казанского университета и ректор Ильшат Гафуров очень существенно вкладываются в развитие Высшей школы журналистики. Никогда в истории журналистского образования, которому в этом учебном году будет 55 лет, столько средств в его развитие и будущее не вкладывалось», — подчеркивает Толчинский, предпочитая все же не называть конкретные суммы.

FNR_3965

Шоурум

Появится студия на втором этаже здания, где будут записываться ток-шоу, проходить топовые мастер-классы, требующие ретрансляции на большие аудитории, рассказывает Толчинский. Зал может вместить до 60 человек. Здесь будут развешаны 7 камер, установлен профессиональный свет, все необходимое оборудование для суперсовременного сопровождения телепроектов. Техническое сопровождение будет вестись дистанционно этажом выше из студии Студенческого телевидения КФУ Universmotri.

FNR_3895

«Студий такого формата нет ни у кого в Татарстане, тем более с учетом техники, которая должна поступить, — продолжает Толчинский. — Она же живая, это же не виртуалка. Специальное оборудование позволит перехватывать, обрабатывать, кодировать сигнал, подавать в прямой эфир, выходить на связь с другими городами». Учитывая, что в публичном медиа-пространстве аналогов такой студии нет, интерес к совместной работе уже проявили руководители некоторых действующий телекомпании. Но прежде всего студия будет использоваться для проектов университетского ТВ и Высшей школы. В отдельном помещении гости ток-шоу будут гримироваться до записи.

Этажом выше расположена студия университетского телевидения, которому в этом году исполнилось 4 года. Каждый гость виртуальной студии, просто сидя в кресле на зеленом фоне, может почувствовать себя на берегу океана или в эфире Первого канала. Из студии вещают в Full HD, а картинку можно увеличивать и без усилий оператора. В Татарстане нет ни одного телеканала, имеющего в комплексе такое оборудование. Столь же роботизированной студией может похвастаться, пожалуй, Russia Today. «Телевидение принадлежит народу — так ему и надо», — гласит надпись при входе в помещение.

FNR_3900

Медиа-инкубатор

«Вы будете ведущим университетских ток-шоу?» — спрашиваю я Толчинского, известного своими телепроектами. «Ну, посмотрим, — отвечает он. — Где-то будут вести студенты. А вообще мы переходим на сдачу дипломных работ в виде проектов. Студенты не будут выходить на сдачу проектов с дипломами о том, как я прочитал о работе “Би-би-си” и что я там интересного узнал. Они будут защищать конкретные групповые проекты и доказывать, что они профессионалы».

«Один из проектов, разрабатываемых студентами четвертого курса — ток-шоу, но мы постараемся сделать его оригинальным. Чтобы не было как у всех — сели два спикера, поругались и разошлись под аплодисменты зала. Надо привносить свою изюминку. Те проекты, которые нам будут казаться наиболее перспективными и интересными, тем более, если на них есть заказчик на внешнем рынке в виде крупных телекомпаний, и которым требуется больше профессиональных вложений и бизнес-внимания, будут плавно переходить в инновационный медиа-инкубатор, который мы планируем создавать».

«Я всем всё уже рассказал. Но про проект медиа-инкубатора еще никому не говорил, — интригует он. — В этом медиа-инкубаторе проекты будут получать поддержку и уходить в большую жизнь, капитализируясь вместе с людьми, которые будут видеть там свои перспективы. Медиа-инкубатор объединит усилия бизнеса, вуза и заказчика проекта — потенциального работодателя. Мы уже сейчас имеем договоренности, теперь весь вопрос в нашей готовности. По завершении первого этапа ремонта мы уже будем выходить на формирование этого инкубатора. В России такого проекта пока еще не было».

 

FNR_4112

Современные телекомпании заняты текущим обеспечением своей аудитории, рассуждает Толчинский. Исходя из этого им приходится реализовывать проекты, подстраиваясь под зрительские вкусы в борьбе за долю на рынке телесмотрения, рейтинги, рекламодателя.

Здесь и сейчас им надо зарабатывать, поддерживать свое существование. В условиях достаточно непростой экономической ситуации думать о перспективном развитии, каких-то новых нестандартных телепроектах действующим телеструктурам просто некогда — проще купить франшизу на Западе, быстренько адаптировать проект под российского зрителя и запускать, точно зная, что он выстрелит.

При этом собственных проектов не хватает, сетует собеседник. «Необходимо применить и распространить технологию функционирования бизнес-инкубаторов и на медиа-среду. Чтобы именно в этом медиа-инкубаторе могли взращиваться перспективные, свои, российские проекты. Применительно к национальному телевидению это вообще спасение. Потому что у них вечно не хватает средств. А за вкусы очень специфичной аудитории надо биться. Там вообще нет иных путей создания оригинальных, необычных проектов, — продолжает Толчинский. — Мы ругаем наши национальные каналы, что там поют, пляшут и больше ничего. Но у них в нынешних экономических реалиях нет средств внедрять очень нестандартные и конкурирующие с федеральными проекты. Вот медиа-инкубатор им все это позволит сделать. Причем применительно ко всем национальным телекомпаниям, и не только татарстанским».

FNR_4118

По словам Точинского, проект медиа-инкубатора пока находится на уровне переговоров с руководителями телекомпаний и некоторых интернет-компаний. «Мы видим их полное понимание. Для чего это бизнесу? Надо формировать бизнес-модель. Нельзя запускать проект, который будет очень хорошим, но через полгода закроется в силу того, что у него не будет рекламодателя, бизнес-поддержки. Медиа-среда емкая по деньгам, но, к сожалению, очень затратная, тем более, в телепрозводстве. Надо выпускать проект, точно понимая и веря, что он не умрет и не сойдет с экрана через полгода, просто по финансовым соображениям. Поэтому необходимо, чтобы бизнес-модель формировалась под это, — подчеркивает он. — Наши коллеги медийщики часто плохие бизнесмены. Не потому, что они плохие люди, а потому, что их этому не учили никогда. Да им этим и не надо заниматься. Это дело медиа-менеджеров, на которых, кстати, в КФУ тоже надо учить и пестовать целевым образом. Для этого есть и медиа-аналитики, которых мы тоже собираемся здесь готовить целевым образом».

FNR_4017

Совокупность всех интеллектуальных и финансовых вложений позволит в медиа-инкубаторе, специальной среде взращивать проекты. Это своего рода продолжение обучения здесь. Студент не просто закончил КФУ и пошел по схеме: букет, диплом и вышел вон. Человек должен все время чувствовать свою сопричастность с alma mater, плечо, понимать, где может совершенствовать свои знания, бизнес-навыки, возвращаться сюда вновь и вновь, чтобы что-то новое открывать и претворять в практику, говорит Толчинский. Если не будет мотивации, кровного интереса, ничего не получится. Это один из способов формирования этого кровного интереса».

Медиа-инкубатор будет открыт для студенческих идей. «В их головах лежит очень много интересного, надо лишь раскачать эти возможности. И нужно показать, что эти идеи, казалось бы, бредовые на первый взгляд, можно реализовать, — рассуждает он. — Бизнес-инкубатор предполагает, что не все проекты выстрелят. Это же стартап. Но кто возьмет на себя эти риски? Действующие теле- и интернет-компании? Медиахолдинг? Не возьмут — они и так находятся в непростых условиях. А медиа-инкубатор может взять».

Рабочее название проекта — инновационный медиа-инкубатор Казанского университета. «Когда проект будет запущен? А чего тянуть? После того, как ректорат КФУ примет стратегию развития Высшей школы, и пока есть готовность сопричастных людей содействовать, надо это делать. Раньше никто никогда в эту сторону даже не думал», — добавляет Толчинский.

12 злобных журналистов

Продолжаем экскурсию осмотром большого мультимедийного зала. Здесь будут установлены монтажное оборудование, компьютеры, специальная модульная мебель и стол, позволяющий организовать видеосвязь, учебные пресс-конференции и ежедневные учебные планерки. «Сами студенты будут ежедневно анализировать, что написали практикующие реальные СМИ и давать им оценки в онлайн-режиме», — продолжает Толчинский. «Это будет как “12 злобных зрителей”, только для журналистов», — уточняю я.

«Да, это будут журналисты, которые завтра придут и выдавят нас из отрасли, и будут рассуждать: «Так, вчера KazanFirst написал, получилась какая-то ерунда потому что… А вы в онлайне будете это смотреть. Интересно, мне кажется».

FNR_4115

Ньюсрум как в «РИА Новости»

«Наш учебно-практический ньюсрум создан на примере РИА “Новости”, хотя вы мне, конечно, не поверите», — говорит Толчинский. Это помещение разделено на два этажа — благо высота потолков позволила пойти на такой ход. На первом этаже будут сидеть пишущие журналисты, на втором — остальные сотрудники. В ньюсруме будут симулировать работу настоящей редакции. Студентам будут задаваться возможные ситуативные модели и объясняться, как должны взаимодействовать между собой пишущие журналисты, редакторы и другие сотрудники пишущих СМИ. «Каждый студент будет и корреспондентом, и редактором. Те медиа, которые мы будем создавать, будут конкурировать с действующими медиа, — заявляет Толчинский. — Ни в одной редакции, в которую журналиста посылают на практику, вас не прогонят по всему циклу. Вас посадят на один участок. С практики студенты приходят как ошалелые, не понимая, что, как и где взаимодействует. Как производится медиа как коллективный продукт. В нашем ньюсруме студенты смогут пройти по полному циклу — почувствовать себя редактором, выпускающим редактором, потом бильдом, монтажером видеоновостей, координатором. Студенты смогут на себе испытать ситуации цейтнота, дедлайна, разные форматы подачи материала».

FNR_4117

Медиа будущего

По словам Толчинского, такие преобразования в подготовке журналистов нужны, чтобы создать у студентов эталонное видение и понимание работы редакции. «У студентов Высшей школы эта модель должна лежать в голове, и с ней они должны приходить в действующие редакции. Этим своим видением подстегивать их к развитию, — надеется Толчинский. — Пока же получается так: студент здесь учится, там работает, нахватается, как принято работать в конкретном СМИ. Мы здесь учим одному, там другому, в итоге у студента в голове каша, и он ложится под редактора, который диктует ему свою волю».

Толчинский убежден, что несколько выпусков Высшей школы журналистики способны сдвинуть ситуацию в медиасфере в лучшую сторону: «Поколения же меняются в медиа очень быстро. Они должны учиться на технологиях, которые будут востребованы через несколько лет. Современная редакция им этого предложить не может. Она живет современными реалиями. А нам надо затачивать студентов под технологии, которые, по нашему мнению, через 4-5 лет будут востребованы и в тех же редакциях претворены в жизнь».

FNR_4032

«Если какие-то СМИ захотят иметь в будущем наших специалистов сотрудниками, а сейчас их стажировать, мы должны понимать, что они из себя представляют, — объясняет Толчинский. — Мы должны аккредитовать это медиа и знать, по каким стандартам будут стажировать наших студентов. Но мы взаимно готовы, чтобы практикующие медиа могли нас подвергать аудиту, чтобы мы могли своевременно получать замечания от практиков. А может быть, и прямые укоры на профессиональном языке и с пользой для дела».

«Все медиа накинулись на систему образования, что она не тех готовит. Система образования говорит, что вы сами их там портите. А зрители говорят — а мы вам всем не доверяем, образование плохое, газеты читать не хотим, телевидение смотреть страшно — застрелиться хочется. Надо же разорвать где-то этот круг», — рассуждает Толчинский.

«Мы готовим тех людей, которые подойдут к рубежу 22 века. Такие специалисты должны обладать очень хорошим интеллектом, инновационностью мышления и осознавать, что главные инвестиции надо направлять в свое образование. А его уровень необходимо постоянно поддерживать, быть нацеленным возвращаться сюда. И свой потенциал подкачивать возможностями КФУ, продолжать свой рост на базе alma mater. А не убегать в Гарвард и другие университеты. Итогом должно стать создание интересного, уникального и востребованного контента».

Фото: Василий Иванов, kazanfirst

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *