На перевод сайтов на татарский язык у республиканских властей нет денег. Из 277 государственных порталов татароязычному населению доступны только треть

порталы
Татароязычные сайты, порталы, ресурсы и соцсети могут существовать только
благодаря гражданской активности, сознательности и энтузиазму пользователей,
говорят представители татарской общественности

Ильнур Ярхамов — Казань

«Сегодня в интернете действуют 277 порталов органов власти, из которых только 102 также ведутся на татарском языке», — рассказывает начальник отдела электронной культуры мининформатизации и связи РТ Фарит Зайнеев.

По его словам, наиболее посещаемым госпорталом республики считается prav.tatarstan.ru. Среднемесячная аудитория его русскоязычной версии составляет более 270 000 посетителей. В то же время татароязычной версией сайта пользуется 2600 человек. Сайт минобразования РТ ежемесячно смотрят около 300 000 русскоязычных пользователей и около 1000 татароязычных.

Более чем десятикратную разницу в просмотрах татарских и русских вкладок подтверждают данные других сайтов. У минсельхоза РТ 170 000 и 900 посещений русскоязычной и татароязычной версий сайта соответственно. У министерства труда и соцзащиты — 150 000 и 400 соответственно.

Причина в том, поясняет Зайниев, что у многих министерств, ведомств и других органов власти не хватает денег на содержание специалиста, готового отвечать за татароязычный контент на сайте. Поэтому каждое министерство «как может, так и выкручивается». Он сообщает, что на тех сайтах, где есть татарское наполнение, использование языка сводится лишь к написанию статей и пресс-релизов. Остальные разделы остаются только на русском языке.

«Мы начали вести для госпорталов специальный рейтинг, определяем лучшие ресурсы и присуждаем антипремии тем, кто работу с татарским языком игнорирует», — говорит член бюро Всемирного форума татарской молодежи и преподаватель лицея-интерната №2 в Казани Рашат Якупов. По его словам, в татароязычных вкладках госсайтов часто можно найти неактульную информацию или новость, большинство баннеров сделаны ещё в 2011-2012 годах. В общем, министерства порой забрасывают эти разделы сайтов, сетует он.

2

Фото: tatary-urala.ru

________________________________________

По словам Зайниева, в Татарстане пользуются интернетом около 74% жителей. Это один из самых высоких показателей в России. Средний показатель по стране составляет около 55%, а в Приволжском федеральном округе — около 50%.

________________________________________

Наиболее посещаемым в татнете ресурсом считается сайт агентства «Татар-информ», рассказывает исполнительный директор Фонда развития татнета Раиль Гатауллин. Его средняя ежемесячная посещаемость — около 117 000 человек. В то же время ведущие СМИ Казани — интернет-портал KazanFirst и «Бизнес онлайн» — посещают по 300 000-400 000 человек.

«К сожалению, такой татароязычный ресурс как Matbugat.ru посещает аудитория в более 10 раз меньше, чем у БО и KazanFirst — около 26 000 посетителей в месяц», — говорит Гатауллин.

По его словам, если суммировать все сайты татнета, то доля в 47% придётся на ресурсы, сделанные школьниками или учителями. Ежегодно создаются в татнете 80-130 сайтов, из которых более половины существует 1-2 месяца, рассказывает Гатауллин.

Отчасти причина этого глобальная, а не только проблема с языком, говорит он. Складывается общая тенденция в интернете, когда пользователи все больше и больше посещают считанное количество сайтов. Среди них, перечисляет он, — сайты поисковики («Яндекс» и Google), соцсети («Вконтакте», Facebook, Twitter и Instagram), сайты, напрямую имеющие отношение к профессиональному роду деятельности и ресурсы компаний и предприятий.

3

Фото: news.tut.by

Наиболее посещаемыми татроязычными сайтами становятся ресурсы, посвящённые писателям, артистам и певцам. Например, в сотню самых популярных сайтов (русскоязычных и татароязычных) попал портал писателя Марата Кабирова. Высоким спросом также пользуется недавно созданный сайт Артистлар.ру.

Гатауллин рассказал, что ведётся активная переводческая работа —  «Вконтакте» и Facebook переведён на 37%, однако работа «застопорилась». «Сам интерфейс Facebook постоянно обновляется. Сейчас он переведённым остаётся только на 20%», — рассказывает он. Собеседник напомнил, что «Яндекс» уже работает на татарском языке с 30 июня 2012 года. Работа с поисковиком Google пока только ведётся, она упирается в то, что компания исходит из прагматических соображений, говорит Гатауллин. Он призвал всех татар, пользующихся этим поисковиком, выставить в настройках браузера татарский язык. «Поисковик запомнит ваше решение, так будет больше вероятность, что пойдут нам навстречу», — говорит он.

Гатауллин рассуждал, что слабая посещаемость татароязычных версий сайтов отчасти объясняется отсутствием сознательности у руководителей крупнейших татарстанских компаний и холдингов. «Например, молокозавод в подмосковном Дмитрове имеет сайт на семи языках, и на татарском в том числе. А у крупнейшего татарстанского производителя молочных изделий “Просто молоко” работает только русскоязычный сайт», — сетовал он.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *