Артур Абдульзянов: «Мы заключили контракт с Денисом Осокиным и будем снимать фильм в Казани с участием Гришковца»

FNR_0552
Интервью с генеральным директором производственного объединения «Зарница»,
депутатом Госсовета РТ

Беседовала Кристина Иванова

Журналистское везение — это не миф. Придя на интервью с генеральным директором производственного объединения «Зарница», депутатом Госсовета РТ, председателем федерации автошкол республики Артуром Абдульзяновым, я меньше всего предполагала, что разговор выйдет на производство кино. Да еще какого — полнометражного, которое будет сниматься в Казани с лауреатом «Ники» уроженцем Казани Денисом Осокиным в качестве сценариста, с известнейшим драматургом, театральным режиссером, актером, музыкантом и писателем Евгением Гришковцом в одной из ролей. Причем договор с Осокиным был подписан аккурат накануне запланированной с Абдульзяновым встречи.

— Как-то с удивлением прочитала о вашей любви к Евгению Гришковцу и даже совместных проектах…

— Могу рассказать вам первой. Буквально вчера был подписан договор с Денисом Осокиным (прозаик и сценарист, наиболее известный по фильмам «Овсянки» и «Небесные жены луговых мари» — KazanFirst). Переговоры с Осокиным шли около года. Мы будем вместе снимать татарстанское кино. Мы пишем сценарий. То есть сценарий будет писать Осокин, но идейными вдохновителями стали я и мои друзья.

— А Гришковец какую функцию будет выполнять?

— Мы его хотим привлечь в наш фильм в качестве актера. Может быть, не на главную роль, а для каких-то эпизодов. Я и сам думаю сняться в эпизодах.

— А в главной роли кто будет?

— Нужно будет проводить кастинг.

— Чему будет посвящен фильм? Расскажите о проекте…

— Это будет полнометражный фильм. Мы его планируем снимать в Казани. Самым трудным было на это решиться — если ты подписываешь документ на сценарий, то ты втягиваешься, платишь деньги и будешь над этим работать. В мае закончится написание сценария. Если позволят финансы и дополнительные вливания со стороны спонсоров, мы, возможно, начнем снимать уже летом следующего года. Монтаж займет два-три месяца и к концу года фильм будет готов.

— Какова идея фильма?

— Она очень творческая, личная. Это будет интересная и полезная для людей тема, которая ответит на многие вопросы о смысле жизни человека.

— Планируете снимать фестивальное кино?

— Да, мы надеемся повезти картину на европейские фестивали.

— Весь фильм будет сниматься в Казани?

— Скорее всего, да. Но фильм будет не о Казани, а о людях, целях в жизни.

— Спонсоров уже нашли?

— Если не найдем, будем снимать за счет собственных средств.

— Представляете уже, сколько денег может понадобиться для съемок фильма?

 Не меньше 100 млн рублей. Хотя деньги — не главное. В Словакии сняли кино за 50 млн долларов, оно на фестивалях занимало первые места и принесло больше 60 млн прибыли. А недавно в один из фильмов вложили 130 млн долларов, а обратно отбили меньше. У нас в фильме не ставится цель заработать. Я считаю, что это очень важно.

FNR_0552

— Это будет не татарское в традиционном понимании кино?

— Нет. Но мы будем снимать этнические элементы о межконфессиональности народов, проживающих в Татарстане. Главные герои будут разъезжать по этим местностям и искать смысл. Но не думайте, фильм не будет нудным. Я иногда включаю телевизор и сокрушаюсь, как можно было столько денег вложить в кино, а зацепиться даже не за что. У нас такого точно не будет. Самое важное — я не отдал сценарий, не сказал: «На тебе деньги, снимай, а потом покажешь». Я сам непосредственно участвую в проекте.

— Основная канва, идея фильма, будет вашей? Осокин ее только доработает?

— Да. Он будет приводить все это в состояние необходимых для режиссера требований. Но у него нет ограничений в творческой инициативе.

— Режиссер пока не определен?

— Еще не думали над этим. «Овсянки» снимал Алексей Федорченко. Возможно, предложим ему.

— Кино будет сниматься как раз по сценарию, по которому вы хотели поставить спектакль?

 Да, я и спектакль хотел поставить, и книгу написать — времени на все не хватает.

— По той же теме, что и фильм?

— Нет, книга будет скорее больше о том, как строить бизнес, что помогает в жизни реализоваться, для чего это нужно. Все же не деньги главное. Зарабатывать деньги — дар божий. Но он дается не чтобы ты ел и пил, а для другого. И наш фильм как раз уводит на эту тропинку. Деньги — как топливо для автомобиля, средство достижения цели. Вопрос — куда ты едешь.

У меня и спектакль должен был быть о деньгах. Я всегда хочу говорить людям о деньгах, но не от того, есть они у меня или нет. У меня их на самом деле немного — я практически все трачу на производство. Я не имею громадного дома за границей, шикарнейшего автомобиля — это все мне не нужно. У меня есть то, что у меня есть. А зарабатываемые деньги должны служить какой-то цели. Два года подряд я был «Благотворителем года». Мы никогда не отказываем храмам, мечетям, у нас есть подшефные детские дома. Я всегда своим сотрудникам говорю, что когда через 46 условных лет ты окажешься там (указывая на небеса), ты же не скажешь: «Я разливал водку, сигареты делал», а скажешь: «Я помогал людям, храмам, делая оборудование для защиты от катастроф».

— Если возвращаться к Гришковцу. Недавно он вновь приезжал в Казань со спектаклем. О своем фильме ему рассказывали?

— Пока нет. Он человек необычный, строгий. Так что я сразу хочу представить ему готовый сценарий. Но он мне чем так нравится? Он смотрит глубоко в жизнь.

— Да, он простым языком может рассказать о том, о чем человек только думает, но не может воплотить в слова…

— Совершенно верно. Я думал, что так может каждый. Но на самом деле это не так. У Гришковца есть чувство глубинного понимания сущности человека, его эмоций, мироощущений. Человеку становится приятно, когда его ощущения воплощаются в слова. А мне этого недостаточно, я старался анализировать, как он это делает. И вроде бы я это понял.

— Значит, пользуетесь приемами Гришковца?

— Да, я многие элементы взял на вооружение.

— Вы для этого хотели с ним познакомиться? С вашей же подачи произошло это знакомство?

— Да не столько для этого, он просто приятный и интересный человек. Гришковец до сих пор всем рассказывает историю нашего знакомства. Лет восемь назад, когда мы делали много детских классов по безопасности дорожного движения, выезжали на совещания. Меня знали все начальники ГАИ регионов России. Как-то я возвращался с совещания, долго ждал и увидел вывеску спектакля «Как я съел собаку». Я заинтересовался, дома посмотрел этот моноспектакль и так увлекся, что задался целью познакомиться с Гришковцом. Узнал, что он проживает в Калининграде. Подумал: дай-ка я позвоню начальнику ГАИ. А начальник ГАИ тогда был царь и бог. Через двое суток он мне перезвонил и сказал, что Гришковец меня ждет. Я сел на самолет и прилетел к нему в гости. Так мы и познакомились. Начальник ГАИ представил меня как монополиста. Так что Гришковец теперь в шутку всегда называет меня монополистом.

— Насколько я помню, ваш папа был проектировщиком казанского цирка. Сейчас вам нравится, как выглядит его детище? 

Нужно менять облик. Купол необходимо менять или реконструировать — обязательно что-то думать. Он не то что уродует облик Казани, но придает какую-то серую ностальгию. Нужно же придать красок, все же это детское учреждение. Снести старый и построить новый цирк будет дорого. Но хотя бы облагородить внешний и внутренний вид реально.

Мне папа рассказывал историю, как родился проект цирка. Из Москвы ждали людей, которые должны были оценить проект. А проекта казанского цирка не было, хотя оставалось два-три дня. А папа как раз руководил этим проектом. Они вдвоем с инженером сели вечером придумывать идею, а подмастерье послали за закуской. Раньше не было пластиковых тарелок, и помощник принес еду в фаянсовых блюдцах, причем одно лежало на другом. Так и родился проект цирка.

— Чем вы занимаетесь в качестве главы федерации автошкол РТ?

— Это моя общественная нагрузка. Федерация объединила вокруг себя автошколы. Наша цель — предоставление им юридической, консультационной помощи, ведение документооборота. Необходимо было привести деятельность всех автошкол к единому знаменателю, чтобы они работали по единым правилам. Потому что существовали и «серые» школы, которые не докатывали на практических занятиях. И такие школы, в которых натаскивали студентов на сдачу экзамена, а не добивались, чтобы они знали правила дорожного движения. Мы меняем эту психологию, вносим свои дополнения в примерную программу подготовки водителей. Конечный продукт — это качественная подготовка водителей.

FNR_0559

— Думаете, ситуация меняется в лучшую сторону? Просто казанские водители считаются одними из самых хамских…

— Одно дело обучение, другое — воспитание. Одно дело, если ты умеешь и не делаешь, а другое — ты не умеешь и не делаешь. Давайте теперь воспитывать, чтобы у водителей было желание применять полученные знания и навыки на дороге. В нашу федерацию, кстати, приезжают перенимать опыт из соседних регионов. Мы в составе комиссий ходим с проверками в автошколы, работаем с министерством образования в этом направлении. Главное — ведется диалог и есть результаты.

А то, что хамские водители… Разве есть какая-то статистическая таблица, что Татарстан лидирует по хамству среди водителей? Хотя я иногда сам наблюдаю такие случаи. Пластиковый стакан, пачка сигарет вылетают из окна соседней машины. Так и хочется подойти и сказать: «Ну что ты делаешь? Ты ведь живешь в красивом чистом городе». Наверное, какой-то сайт есть, куда можно отправлять данные с регистратора…

— Думаю, «Народный контроль» подойдет

— Так хочется отдать данные. Пока ты не уличишь человека в его безответственности, он не поймет. Если человек не наказан, то считает сделанное в порядке вещей. Я просто знаю про Сингапур, где штрафуют на 500 долларов за выброшенный мусор. Самое важное там — это строгое соблюдение закона и жесткая борьба с коррупцией. Эти две составляющие дают движение экономике, многократный импульс и темп — в этом и состоит феномен сингапурского экономического чуда. Главное, чтобы все играли по одним правилам, чтобы закон был един для всех.

— Какие-то из ваших депутатских законотворческих инициатив прошли?

— Я работаю в комитете по образованию. Там сфера деятельности достаточно отлаженная, поэтому находить, что бы совершенствовать, непросто. Хотя моменты есть. Так что нахожусь в поиске. Но в госсовете очень много текущей работы, в том числе с поборами в школах, погромами на кладбищах.

В свое время я выдвигал предложения в плане подготовки специалистов для отраслей наших территориальных субъектов. Например, Сабы профилируются на лесном хозяйстве, Челны — автомобилестроении, Зеленодольск — судостроении, Нижнекамск — нефтехимии. Мы подготовили проект создания в каждом из этих регионов профильного детского центра наподобие «Зарницы», но с глубокой профилизацией той отрасли промышленности, которая находится в регионе. Совместно с «Татнефтью» мы подготовили пилотный проект для Альметьевска — там планируется создать музей, разработано оборудование, с помощью которого можно демонстрировать, как добывается нефть, как она очищается, применяется, чем отличается 92-й бензин от 95-го — и все это в интерактивной форме. Пока реализация немного подвисла, хотя проект уже создан. Он позволит, в том числе, замедлить темпы миграции из Альметьевска. Дети уже с молодых ногтей, с 5-летнего возраста, смогут, посетив центр, понять, как живется в городе нефти, какие это открывает перспективы. А если центр будет под эгидой «Татнефти», можно будет вводить свои методики, проводить обширную работу с детьми. По сути, это такая кузница кадров, которая начнется с дошколят.

Пока все упирается в финансирование. Проекты в других городах Татарстана в ожидании, когда будет реализован пилотный проект в Альметьевске.

 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *