«Камаз» подвел итоги года: «Мы уже физически не успеваем сделать столько автомобилей, сколько требует рынок»

то спрос на новый магистральный тягач уже превышает предложение
Если верить представителям завода, то спрос на новый магистральный тягач уже
превышает предложение, а совсем скоро на дорогах страны появятся электробусы, а
за ними и автономные грузовые автомобили

Фото: trucksale.ru

Даниил и Михаил Ляпуновы ― Набережные Челны

На днях пресс-служба «Камаза» собрала журналистов на деловую встречу по итогам 2016 года. Обычно на подобных мероприятиях говорят о цифрах, прибыли, выручке и других экономических показателях, которых удалось достичь предприятию за прошедший год. Но на «Камазе» решили отойти от традиционных форматов и сделать упор в разговоре на будущем завода.

На встречу с журналистами были приглашены директор по развитию «Камаза» Ирек Гумеров и главный конструктор завода Евгений Макаров.

 

Продажи за 11 месяцев превысили показатели всего 2015 года

Про итоги года говорили не очень много. Директор департамента по связям с общественностью Олег Афанасьев рассказал, что за 11 месяцев текущего года «Камаз» продал в России 23 600 автомобилей. «За 12-й [месяц] пока не могу сказать, конечно. Контракты еще не закрыты, еще дилеры продают. Бывает так, что под конец года приходят покупатели, которые срочно закупают 20 автомобилей, им нужно немедленно потратить все деньги, которые они должны были в течение года потратить», ― рассказал он.

«За 11 месяцев мы продали больше, чем за весь прошлый год, за который мы реализовали в России 23 100 автомобилей», ― подчеркнул Афанасьев. С экспортными поставками ситуация немного сложнее, потому что у «Камаза» традиционно в конце года была очень высокая загрузка производства, поэтому было принято решение часть заказов по согласованию с иностранными заказчиками, например, с Кубой, перенести на начало следующего года. «Поэтому по продажам на экспорт мы останемся на уровне прошлого года, может быть, даже чуть ниже. Но в целом у нас будет реализовано 33 500 автомобилей — последняя актуальная цифра по количеству автомобилей, которые мы планируем в целом реализовать в 2016 году», ― подытожил Афанасьев. «Камаз» подвел итоги года: «Мы уже физически не успеваем сделать столько автомобилей, сколько требует рынок»Олег Афанасьев и Ирек Гумеров Ι Фото: kamaz.ru

Это больше на 1500 машин, чем было запланировано в первоначальном бизнес-плане на 2016 год (планировали продать 32 000 автомобилей). В бизнес-плане рассчитывалась чистая прибыль— 51 млн рублей. Сейчас чистая прибыль «Камаза» по МСФО планируется в диапазоне 150-200 млн.

По словам Афанасьева, на январь и февраль простоев и выходных не планируется: «Заказы имеются как раз благодаря тому, что мы перекинули экспортные товары на начало следующего года. Это позволит нам отказаться от простоев».

Отдыхать рабочие будут положенные девять выходных дней, а также две недели корпоративного отпуска.

 

В 2017 году «Камаз» презентует абсолютно новый автомобиль с системами помощи водителю

Официальную часть встречи с журналистами начал Гумеров. Он рассказал об изменениях в уже существующих моделях «Камаза», которые запланированы на 2017 год, а также о том, какие модели ожидать в будущем: от новых поколений к4 и к5.

Со следующего года в существующий модельный ряд будет внесено несколько изменений: «Камаз» ожидает небольшой рестайлинг экстерьера и интерьера, который будет более современным; у него появится климатическая установка, электрические стеклоподъемники, что было несвойственно для традиционного модельного ряда.

Гумеров рассказал, что магистральный тягач 5490 практически стал лидером продаж в своем классе: «Эта модель тоже в следующем году будет немного улучшена». На основе базы 5490 появятся тяжелые тягачи, самосвалы: «В следующем году мы практически покроем все возможные применения этого модельного ряда».

«Камаз» подвел итоги года: «Мы уже физически не успеваем сделать столько автомобилей, сколько требует рынок»

«Здесь я хотел отобразить, куда мы движемся. Если автомобили к4, которые мы сегодня уже производим, пока традиционных систем управления, то уже автомобили к5 будут иметь систему так называемой помощи водителю. Уже будем двигаться в область автономного передвижения».

Директор по развитию внес интригу, рассказав, что в 2017 году «Камаз», вероятно, на «Комтрансе» презентует абсолютно новую кабину с новым стилевым решением и новым двигателем, роботизированной коробкой, новой электронной архитектурой с элементами интеллектуальных решений.

На презентации кабина была заретуширована, поэтому журналистам оставалось только воображать, какой же она будет.

Гумеров рассказал, что на «Камазе» появится больше функций, связанных с безопасностью: предотвращение столкновений на основе радаров и камер; удержание в полосе, перестройка между полосами, а в будущем и автономное движение. Первая функция, по мнению Гумерова, аварийное торможение: «Эта функция сразу будет поддерживаться клиентами, потому что это снизит аварийность. Сейчас много резонансных аварий, как мы видим по телевизору. Эти функции не могут заменить человека, но в некоторых случаях, когда люди засыпают или просто невнимательны, они могут снизить количество потенциально аварийных ситуаций».

Для поддержки полосы кроме радаров и камер нужны еще усилители руля, считает Гумеров: «Дальше будем двигаться к распознаванию состояния водителя. Это связано как с безопасностью, так и с другими интеллектуальными задачами, когда, например, проверяется, готов ли человек взять на себя управление после перехода с автономного движения, понимать, в каком он состоянии. Следующий шаг будет на базе этих решений».

У «Камаза» появится также новый 12-литровый двигатель: максимальная мощность будет 550 лошадиных сил. «Чтобы было понятно — это высокий уровень. Ресурс заложен на 1,5 млн км. Планируемое техобслуживание — 120 000 –150 000 км. Достаточно конкурентоспособные и передовые показатели», ― уверен Гумеров. Этот двигатель планируем начать производить с 2018 года, оборудование уже идет, мы начинаем со следующего года испытание опытных образцов.

 

Автономные грузовые поезда к 2030 году

На автомобилях к6 мы будем уже двигаться к реально автономному движению. Функции такого движения будут более глубоко реализованы к 2030 году, вероятно, будут уже автомобили без движения по дорогам общего пользования. Но это требует и законодательной поддержки, уверен Гумеров: «Развитие автономных автомобилей, которые общаются между собой, с окружающей средой. Это уже будущее нашей жизни, которое мы интуитивно осознаем по фильмам, произведениям фантастов. Но многое из этого реализуемо, по крайней мере автономно движущиеся автомобили, которые коммуницируют между собой и с окружающей средой, — это позволит сделать колоссальный рывок в эффективности».

Понятно, что это невероятное решение в логистике: непрерывные движущиеся грузопотоки, это снижение аварийности, это хорошее использование дорог, более плотное движение потока. При интеллектуализации количество необходимого парка явно будет ниже, это сейчас вопрос дискуссий. Насколько? Может быть, десятки процентов, в некоторых случаях — быть может, почти в два раза, рисовал картину Гумеров.

 

Электробусы «Камаза» могут появиться на дорогах Москвы

«Мы уже уделили много внимания автомобилю, который движется с электродвигателями. Изготовлены два электробуса: 12-ти метровый и 6-метровый. 12-ти метровый электробус уже прошел опытную эксплуатацию в Московской области», ― начал рассказывать Гумеров. По его словам, со следующего года электробус передают в опытную эксплуатацию в Москву. Во втором полугодии, наверное, «Камаз» будет уже их поставлять.

«Камаз» подвел итоги года: «Мы уже физически не успеваем сделать столько автомобилей, сколько требует рынок»

Шестиметровый электробус начнет опытную эксплуатацию в Иннополисе. Уже сегодня видно, что электробусы ―нишевый продукт и могут использоваться в столичных, в курортных городах: «Этот продукт будет востребован».

⇒Будущее уже рядом: беспилотные автобусы «Камаз» появятся в 2018 году

Показал Гумеров журналистам нашумевший маленький электробус с автономным движением, который пока можно эксплуатировать только на закрытых территориях: в выставочных комплексах, спортивных сооружениях. Дело опять же в законодательстве, которое никак не регулирует автономные автомобили. Но применение автономному электробусу могут найти уже в 2018 году: «Один из вариантов — использование на Чемпионате мира по футболу. Это будет ограниченный по скорости автомобиль, но уже практически автономный».

Журналисты поинтересовались у Гумерова, рассматривались ли Челны как площадка для испытания электробусов. «Набережные Челны как площадку для испытаний мы пока не рассматривали. Электробусы — достаточно дорогостоящий продукт. И не все могут себе это позволить», ― уверен он.

По словам Гумерова, Москва решает ряд своих вопросов, например, убирают троллейбусные провода в центре, а нужен экологически чистый транспорт. Даже с господдержкой электробусы требуют определенной финансовой силы, инфраструктурных инвестиций. Эксплуатационные затраты явно меньше, это показали испытания в Москве: «Для нас самый интересный и удобный вариант, конечно, Челны, но нужно найти финансовую модель».

Вспомнив свое журналистское прошлое, задал провокационный вопрос и Афанасьев: «Будут ли использованы автономные электробусы в аэропорту «Бегишево»? Им владеет «Камаз».

«Пока решения нет, но это активно обсуждается. Чтобы было понятно: вопрос беспилотного движения транспорта законодательно не урегулирован. В той форме, в которой мы сейчас смотрим, в зоне повышенной опасности, как аэропорт, это на данный момент невозможно», ― отвечал Гумеров.

 

Запредельная доля рынка у «Камаза» не из-за программ господдержки

Директор департамента по связям с общественностью считает, что доля «Камаза» на рынке сейчас запредельно высокая — 60%: «Это нехарактерно для нормального рынка, но мы рассчитываем — не могу сейчас точно сказать, бизнес-план еще не утвержден — где-то половину рынка стараться удерживать. Даже без программ [господдержки]».

Развеял Афанасьев и миф о руке государства в успехах «Камаза»: «Смотрите. Господдержка оказывалась не конкретно “Камазу”, она оказывалась всем автопроизводителям. У тех же Volvo, Mercedes — у них есть здесь производства. Они точно так же пользуются льготами правительства, утилизацией и прочим. Мы вырвались вперед за счет правильной ценовой политики и эффективных решений именно в грузовиках».

«В чем феноменальный успех 5490? Грузовик с абсолютно европейским качеством, с европейскими потребительскими характеристиками, продается по цене сначала вообще в два раза дешевле, а сейчас (цена немного выровнялась) — значительно дешевле своих конкурентов. Все, кто ездил раньше на Volvo или Man, пересели на 5490 и пересаживаются сейчас. Мы уже физически не успеваем сделать столько автомобилей, сколько требует рынок», ― подытожил Афанасьев.

Та же самая утилизация есть в отношении Volvo и Mercedes. Те же самые 400 000 рублей, которые ты сдаешь за грузовик, мог получить клиент при покупке Mercedes.

⇒Бесперспективный проект «Камаза»: «Каматейнер» — путь в никуда?

«Камаз» подвел итоги года: «Мы уже физически не успеваем сделать столько автомобилей, сколько требует рынок»

Фото: vpk.name

Спросили у Гумерова про логистический проект «Каматейнер», который подразумевает использование съемных кузовов для доставки грузов. «Мы эту концепцию принимаем и поддерживаем, потому что повышается эффективность использования нашей техники», ― считает топ-менеджер: «Логистические задачи можно решать разными способами, это один из способов. Если повышается логистическая эффективность, то это полезно для бизнеса наших клиентов. Думаю, они будут этим проектом заинтересованы. Поэтому поддерживаем этот проект. Специальный автомобиль мы для этого создали с пневмоподвеской, с регулируемым уровнем. Если логистические компании заинтересуются этим проектом, мы, конечно, поддержим».

Магистральный тягач 5490 ― это не копия Mercedes

Развеяли на мероприятии ещё один миф, связанный с магистральным тягачом. «Во многих головах людей и журналистов сидит, что это какая-то копия Mercedes», ― начал Афанасьев и попросил Макарова рассказать о модели более подробно.

«Если поставить рядом автомобиль 5490 и тот же самый Axor[Mercedes], от которого мы взяли компоненты, то они визуально и конструктивно очень сильно отличаются», — уверен Макаров.

Иногда даже слышали упреки от эксплуатирующих организаций. Они ожидали получить практически копию автомобиля Axor, а получили абсолютно другой автомобиль: «Поэтому я бы не стал говорить, что это копия. Это автомобиль, построенный с нуля, но с использованием тех компонентов, которые используют и автопроизводители Daimler».

«Когда мы выводили автомобиль на рынок, начали с максимальной комплектации. Автомобиль был изначально укомплектован рядом систем», ― начал рассказывать Макаров. Это были такие опции, за которые клиенту бы пришлось доплачивать, если бы он приобретал такой же автомобиль у Daimler или Skania. Это автоматизированная коробка передач, которая установлена в базовой версии автомобиля, предпусковой подогреватель, автономное воздушное отопление. У Daimler предлагают на выбор: или клиент вынужден приобретать предпусковой подогреватель и от него отапливать двигатель и кабину, или устанавливать автономное воздушное отопление и довольствоваться только обогревом кабины. «Мы предложили и тот и другой вариант, причем — в базе. И сейчас все автомобили выпускаются именно в этой комплектации», ― резюмировал главный конструктор «Камаза».

«Камаз» подвел итоги года: «Мы уже физически не успеваем сделать столько автомобилей, сколько требует рынок»Фото: mroteh-piter.ru

Кроме того, по российскому законодательству к автомобилям-тягачам, которые работают в составе автопоездов, предъявляются определенные требования. К примеру, на них должны быть установлены специальные световые сигналы. Для иностранных автомобилей в ряде случаев приходится осуществлять доработку. Некоторые производители уже начали присматриваться к условиям России и стали это предусматривать и в конструкции автомобилей. У нас это было изначально заложено. Вот эти дополнительные опции позволили позиционировать продукт как достаточно насыщенный, но более дешевый.

 

Скорая на шасси «Камаза» поехала из Москвы в Магадан

«Во вторник на прошлой неделе мы представили на выставке здравоохранения автомобиль “скорой помощи” на базе шасси “Камаз”. Это уникальный автомобиль, такого  в мире нет, нигде скорая помощь не базируется на грузовиках», ― рассказал о разработке «Камаза» Афанасьев.

Принципиальное отличие от обычных скорых ― размещение на грузовом автомобиле, пневмоподвеска, которая поднимается и опускается в зависимости от дорожных, эксплуатационных условий. В качестве надстройки у него используется амбулатория скорой помощи. В надстройке два независимых друг от друга отделения, как называют это врачи, которые позволяют производить и операции, и оказывать первую помощь. Более того, они автономны и от самого автомобиля, у них собственная система электрогенерации, собственная система отопления и охлаждения, кондиционирования. Это все тоже независимое, на тот случай, если вдруг заглохнет двигатель.

«К автомобилям “скорой помощи” очень высокие требования у Росздравнадзора. Наш автомобиль прошел тестирование и одобрение по самому высокому уровню», ― подытожил Афанасьев.

Сейчас автомобиль, который представили на выставке, едет своим ходом в Магадан, где будет эксплуатироваться в одной из подстанций скорой помощи, которая обслуживает отдаленные районы.

Почему возникла эта идея? В отдаленные деревни Магадана, Якутии можно добраться только на вертолете. Вертолет — это очень дорого, их мало, не налетаешься. А вот как раз грузовик «Камаз» позволяет добраться до этих районов своим ходом, забрать пациента, и иногда это выходит оперативнее, чем посылать вертолет, которого то ли нет, то ли погода нелетная, то ли негде произвести посадку. Это реальное повышение качества медицинского обслуживания для отдаленных районов нашей страны, считает Афанасьев.

По его словам, автомобиль представляли губернатору Магаданской области, но на выставке были представители Якутии, Приморского края, других близлежащих регионов, которые в очередь выстроились. Магаданская область на первом этапе хочет заказать 10 таких автомобилей, а «Камазу» нужна серийность, потому что без серийности невозможно добиться цены. Общий объем заказов этих автомобилей предварительный — это пока еще не написано на бумаге — уже за сотню перевалил.

 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *