Власти объявили о новом росте цен на автомобильное топливо. За этот год популярный бензин А-92 уже подорожал на 5%

Повысить цены просят нефтяные компании
Повысить цены просят нефтяные компании, из-за роста акцизов на топливо они
теряют  доходы

Фото: 24tv.ua

Дмитрий Ахмеров— Казань

О том, что в Татарстане могут вырасти цены на моторное топливо, сообщил вчера на брифинге руководитель управления рационального использования топливно-энергетических ресурсов Роберт Гилязиев. По его словам, с такой инициативой обратился к государству ряд субъектов нефтепродуктообеспечения.

В этом году розничные цены уже выросли: на 95-й бензин на 3%, а на 92-й на 5,2%, причем оптовые на 12% и 16,1% соответственно. Основная причина — рост акцизов на топливо в январе и апреле, из-за которого производители увеличили отпускные цены, пояснил Гилязиев. Нефтяные компании компенсируют свои выпадающие от акциза доходы: по разным данным их маржа от нефтепереработки упала от 20% до «почти вдвое».

________________________________________________

С 1 апреля акцизы на автомобильный бензин и дизельное топливо в России выросли на 2 руб­ля и 1 рубль соответственно. Ожидается, что эта мера пополнит консолидированный бюджет страны на 89,3 млрд руб­лей. Это было второе повышение акцизов на топливо в этом году. С 1 января ставка на бензин класса «Евро-5» выросла на 36,1% (или на 2 руб­ля), до 7,53 руб­лей за литр, а на дизтопливо — на 20,3%, до 4,15 руб­лей за литр

________________________________________________

За год в Татарстане потребляется в пределах 2,5 млн т всех видов топлива, из них: дизельных 1,3 млн т, бензинов всех видов — 1,1 млн т. Самый популярный бензин 92-й, его выбирают 84% покупателей, 95-й заливают 14%.

Основные игроки на татарстанском рынке — нефтяные и нефтеперерабатывающие компании, так называемые вертикально интегрированные (ВИНК): 74,5% продаж топлива в республике через АЗС дают «Татнефть – АЗС центр», «Лукойл-Уралнефтепродукт», «Таиф» (в него входят заправки, «Таиф-НК», «Карсар», «Автодорстрой», «Татнефтепродукт»).

Остальные игроки — небольшие компании, они, имея 52% заправок, продают только четвертую часть реализованного через АЗС топлива. Всего в Татарстане 1019 АЗС, «Таиф», купив в этом году «Татнефтепродукт», стал самым крупным  владельцем заправок в республике – 232 АЗС, у «Татнефти» — 164, у Лукойла — 34. При этом «Таиф» продает 33,8% топлива от общих продаж в республике через АЗС, 25,4% — «Татнефть», 15,3% продает «Лукойл».

Власти объявили о новом росте цен на автомобильное топливо. За этот год популярный бензин А-92 уже подорожал на 5%

Фото: rt.rbc.ru

При этом мощности татарстанских НПЗ позволяют покрыть только половину потребностей республики в бензинах («дизеля», наоборот, производится вдвое больше, чем нужно). Бензин приходится завозить из Уфы, Нижнего Новгорода и Самары. Поэтому, по мнению Гилязиева, когда бензин поступает с баз на заправки, появляется возможность влиять на качество топлива.

По результатам проверки его ведомства в 5,2% проб моторного топлива выявлен брак, в основном это превышение содержания серы и продажа топлива классом ниже, чем заявлено. Например, под видом «дизеля» продавалось судовое или печное топливо. Гилязиев отметил, что в пробах на заправках ВИНК («Татнефти», Лукойла» и «Таифа») было все в порядке.

Контрафакт возникает, когда доминирующие в регионе ВИНК не покрывают его потребности, либо оптовая цена легального топлива выше или равна розничной цене на АЗС ВИНК, в результате чего купить товар и продать его дешевле становится невыгодным, говорят эксперты. По их словам,  когда легальный товар есть в наличии и имеется хоть какая-то маржа, покупать контрафакт бессмысленно —последствием станет резкое падение продаж, ведь за качество потребитель голосует рублем.

Крупные игроки, которым нужно расширять свои сети АЗС, выжимают с рынка мелких, «монополизация» продолжится, говорит топ-менеджер местного топливного трейдера. По его словам, если бы государственные регуляторы следили за оптовым рынком и по наличию, и по цене, это могло бы практически исключить случаи реализации контрафакта. Но, как показывает практика, оптовый рынок органам малоинтересен, так как «они больше привыкли бороться со следствием, а не с причинами проблем».

 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: