Кряшены Татарстана дистанцируются от общины православных татар Москвы, видя в их активности межнациональную провокацию

Община в Москве уже успела поссориться с кряшенами и татарами-мусульманами
Община в Москве уже успела поссориться с кряшенами и татарами-мусульманами

 

Ильнур Ярхамов — Казань

Накануне зампредседателя правления Общественной организации кряшен РТ Людмила Белоусова опубликовала на кряшенском ресурсе «Туганайлар» (он входит в холдинг «Татмедиа») статью «Заменят ли кряшены свои иконы на православные шамаили?».

Белоусова сетует, что в Москве активизировалась община православных татар, которая ставит своей задачей миссионерство: «Кряшен они видят посредниками в своей миссионерской деятельности среди татар-мусульман». Она предостерегает, что лидеры православных татар ведут опасную игру, провоцируя как самих кряшен Татарстана, так и татар-мусульман.

goc9lPKe_Ig

Людмила Белоусова

Точка разногласия №1

Позиция кряшен Татарстана и общины православных татар Москвы начала расходиться в публичной сфере с осени 2016 года. Тогда руководитель общины и член президиума региональной татарской национально-культурной автономии Москвы Динара Бухарова написала открытое письмо Дональду Трампу, тогда ещё только кандидату в президенты США. Её просьба сводилась к отмене закона о порабощенных народах, принятого в США в 1959 году.

____________________________________________

Конгресс США принял этот закон в пику холодной войне с СССР. Согласно ему, «русский коммунизм» «поработил» Украину, Белоруссию, Прибалтику, «Казакию» и Идель-Урал, то есть татар. Таким образом, американские политики создали далеко идущий пропагандистский инструмент с целью осуществления распада СССР. Так или иначе, о законе уже давно позабыли, он стал документальным реликтом для историков и политологов, изучающих историю отношений СССР и США. Однако громкое письмо Бухаровой было растиражировано в СМИ, и закон вновь появился в медиаполе   

____________________________________________

В число порабощенных входят татары, говорила Бухарова, которые сегодня, «будучи в составе русской общности, добровольно принимают православие, и не считают себя порабощенными».

Белоусова сетует, что не согласованный с кряшенами Татарстана поступок Бухаровой вызвал неприятную реакцию со стороны радикальных татарских националистов, как, например, нападки от Фаузии Байрамовой. Глава кряшен подчеркивает, что кряшены Татарстана не имеют никакого отношения к письму Бухаровой.

Точка разногласия №2

«В Татарстане приходов [для кряшен] слишком мало. При таком количестве крещенных татар [в Татарстане], я бы сказала, что приходов ничтожно мало», — говорила на талеканале «Царьград» Бухарова 23 ноября 2016 года. Ко всему прочему, она  предлагала кряшенам в республике у себя в храмах ввести традицию «развешивания ковров», «снятия обуви перед входом в храм» и «совершения омовения перед молитвой». Как это делают мусульмане в мечети.

Перенимание таких атрибутов мусульманской веры и традиций при православном богослужении потенциально может стать орудием тонкой миссионерской манипуляции. Бухарова не раз публично заявляла, что ставит целью увеличить число членов общины православных татар в Москве.

Например, у себя на странице в Facebook она, обращаясь к иерархам РПЦ, просит предоставить возможность православным татарам использовать родные имена при крещении, не внесенные в святцы.

e5LxJzF4Yhg

Динара Бухарова

«Наименование крещаемых по святцам есть российская традиция благочестия, но не церковный канон, обязательный к применению. Если крещаемый хочет сохранить имя на национальном языке, а выбрать небесного покровителя по своему желанию, это соответствует общепринятой практике в других православных странах», — поясняет Бухарова. Другими словами, она просит у православных священников разрешения, чтобы, скажем, условно взятому Мустафе Закирову при переходе в православие можно было оставаться с тем же именем и фамилией, а не становиться, например, Василием Антоновым.

Белоусова также считает неприемлемым для кряшен другое декларируемое Бухаровой нововведение — шамаили с переведенными на татарский язык цитатами из Библии, выполненные в стиле исламской каллиграфии.

«У так называемых православных татар, принявших православие в первом поколении, нет своих сложившихся традиций и обычаев, не говоря о каком-то культурном и историческом наследии», — рассуждает Белоусова.

Точка разногласия №3

Глава общины кряшен Татарстана против того, что община Москвы включает в свой состав «кряшен, нагайбаков». «Выступают от имени кряшен без их ведома и согласия», — сетует Белоусова.

25 января этого года в Москве проходили ежегодные «Рождественские чтения». Православные татары столицы настояли, чтобы в программу была включена секция «Православные татары (крещены, кряшены,  нагайбаки). История. Миссия. Будущее православия среди татарского народа».

Белоусова сообщает, что духовная миссия кряшен при Татарстанской митрополии во главе с иереем Димитрием Сизовым и Общественная организация «Нагайбаки» во главе с краеведом и депутатом Нагайбакского района Челябинской области Александром Тептеевым направили организаторам письма-протесты.

Несмотря на это, заседание секции состоялось. Его итогом стало коллективное обращение участников секции к патриарху Кириллу с просьбой помочь православным татарам и заступиться за кряшен, проживающих в Татарстане.

Точка разногласия №4

Помимо ритуально-идеологических разногласий между православными татарами и кряшенами Татарстана есть и имущественный камень преткновения. Речь идет об историческом здании Казанской центральной крещёно-татарской школы, основанной в 1864 году «просветителями татар» Николаем Ильминским и отцом Василием Тимофеевым.

Участники «Рождественских чтений» просят патриарха Кирилла поспособствовать возвращению этого здания православным татарам, кряшенам, нагайбакам, чулымцам и так далее.

«Выступающим от имени кряшен и в “защиту” кряшен москвичам, видимо, не известно, что это здание, находящееся в Казани на улице Ершова, 18, еще в 90-е годы было приватизировано и находится сегодня в частной собственности», — парирует Белоусова. Она рассказывает, что вопрос со зданием рассматривался в 2002 году ещё президентом Минтимером Шаймиевым. Он заявил лидерам кряшенского движения, что не может решить вопрос в их пользу, но в 2008 году он передал им двухэтажное здание в центре Казани на улице Худякова, 11. Это здание бывшей церковно-приходской школы, находящееся рядом с Тихвинским храмом, где богослужение ведется на церковно-кряшенском языке. В 2016 году кабмин РТ принял решение выделить деньги на ремонт и реконструкцию здания, отмечает Белоусова.

Православные татары также попросили иерархов РПЦ рассмотреть вопрос о канонизации Ильминского, которого почитают кряшены. Белоусова утверждает, что с подобной просьбой кряшенская община Татарстана обращалась в РПЦ ещё в 2000 году. Тогда же были подготовлены, собраны и направлены в РПЦ все необходимые документы, однако вопрос до сих пор находится на рассмотрении, сетует Белоусова.

Она отчасти соглашается с православными татарами Москвы, что в Татарстане есть проблемы по строительству, состоянию православных храмов для кряшен и нехватке священников. «Но работа идет. В Казанской духовной семинарии принимают на льготных условиях юношей и девушек из кряшен. Начато строительство новых храмов в Нижнекамске, Чистополе, Набережных Челнах. В Заинске решается вопрос строительства храма в комплексе с образовательным центром», — говорит Белоусова.

Острая реакция мусульман на слова Бухаровой

«Кряшены обеспокоены тем, что инициативы православных татар Москвы, связывающих все свои действия с кряшенами и подающих их как общее решение, могут привести к серьезному конфликту между кряшенами и татарами-мусульманами в республике, проживающими в мире и согласии», — резюмирует Белоусова.

Слова Белоусовой не лишены смысла. Она, видимо, из дипломатических побуждений, не решилась комментировать нападки Бухаровой на татар-мусульман.

el7kOmmjxSQ

Динара Бухарова и Леонид Решетников с православным татарским шамаилем

Например, в интервью православному каналу «Спас» в декабре 2016 года Бухарова рассказала, что её отец родился в селе Сафаджай в Нижегородской области. Cо ссылкой на историков и «крещенных татар» Максима Глухова и Алимжана Орлова она говорит, что изначально в этой деревне проживали православные казаки. Однако жители Сафаджай, продолжает она, затем «отпали в ислам». В качестве доказательства, что деревня изначально была православной, она приводит предание: «В деревни была церковь. Но разверзлась земля, и церковь была поглощена».

Сейчас эта деревня называется Красная Горка, заселена в основном татарами-мусульманами. Ее жители требуют от Бухаровой извинения, так как считают её слова для себя оскорблением, сообщает издание «Идель.Реалии».

Деревне более 300 лет,и она изначально была татарской. «Один солдат из татар продал землю русскому, а тот перевез сюда своих людей. Таким образом, появилась русская часть села. Они расселились по обе стороны речки: на одной стороне — пять дворов, на другой — шесть. Возвели мост», — передает издание слова местного историка и краеведа Вафы Камалетдинова. По его словам, ранее русскими была построена часовня, но она провалилась под землю и разрушилась.

Русские, продолжал Камалетдинов, начали покидать деревню после Великой Отечественной войны по своей инициативе. «К 1965 году в Красной Горке не осталось ни одного русского жителя», — говорил он.

Интимный вопрос по смешанным бракам

Во взаимоотношениях между народами самым острым и чувствительным был и продолжает оставаться вопрос по смешанным бракам. Есть различные межэтнические и межнациональные семьи, которые исследуются социологами и этнологами. Результаты их исследований не являются предметом для общественных дискуссий. А журналистам и вовсе не следует вторгаться в эту сферу, какими бы благими намерениями они ни руководствовались. Их материалы могут разрушить сложные ментальные связи как между супругами и родственниками, так и между народами. Пусть муж, жена и их родственники в своем узком семейном кругу сами разбираются между собой.

Бухарова же и организаторы «Рождественских чтений» не оставляют случаев козырять темой смешанных браков, при этом трактуют это в свою, то есть православную, сторону.

«Община [православных татар] динамично развивается уже около 15 лет. Этнические татары-мусульмане или безрелигиозные татары переходят в православие, в том числе и рожденные в “смешанных” браках. В 80% случаев дети, рожденные в таких семьях, выбирают православие», — рассуждает Бухарова. Подобные заявления есть и у её сторонников.

На какой статистической информации основываются эти данные, Бухарова не уточняет.

 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *