«Если люди не понимают пользу, именно власть и компания-инвестор должны идти в народ и на пальцах объяснять все преимущества проекта мусоросжигающего завода в Казани»

«Если люди не понимают пользу
Пока же в этом направлении мы не видим должной активности

Анатолий Лернер  для KazanFirst

В дискуссии о строительстве мусоросжигающего завода в Казани две стороны: сторонники проекта (в лице инвестора, компании «РТ-инвест» и поддерживающих её властей) и противники в виде группы общественных активистов, выступающих категорически против строительства мусоросжигающего завода.

Сама идея строительства такого предприятия в Казани абсолютно здравая. При таких объёмах вырабатываемого горожанами бытового мусора продолжать захоранивать его традиционным способом — в земле — уже невозможно. Нет в Казани для этих целей столько земли, а имеющиеся свободные площади уже зарезервированы под развитие города — строительство новых жилых районов и транспортных артерий.

Казанцы уже забыли, что такое мусорные свалки в их традиционном понимании, когда периодически отдельные районы города накрывала зловонная, удушливая атмосфера. Особенно это памятно жителям района Азино, которые неоднократно становились жертвами «газовой атаки» со стороны ныне закрытой Самосыровской свалки.

Продолжать строительство очередных мусорных полигонов, из которых со временем вырастают горы, и опоясывать этими мусорными хребтами нашу Казань было бы глупо. Проблему решать надо, и решать её следует кардинально.

Идея строительства мусоросжигающего завода является таким решением.

«Если люди не понимают пользу, именно власть и компания-инвестор должны идти в народ и на пальцах объяснять все преимущества проекта мусоросжигающего завода в Казани»

За ним стоит мировой практический опыт многих десятилетий. За это время наработаны и усовершенствованы технологии, позволяющие максимально ограничить воздействие вредных выбросов в атмосферу. То, что такие заводы работают в Швейцарии, Австрии, Германии, Швеции, Японии — странах, где уровень экологической безопасности чрезвычайно высок, является главным аргументом в пользу их строительства.

⇒Каковы плюсы от строительства мусоросжигающего завода в Казани

Но есть проблема. Она в том, что очень часто наши люди в силу разных причин относятся с большим недоверием к различным новациям, выдвигаемым властью или крупными компаниями. А те в свою очередь не удосуживаются провести на должном уровне просветительскую работу. Ведь одним из источников недоверия к идее мусоросжигающих заводов является отсутствие адекватных знаний у людей о том, насколько безопасно в современных условиях работают такие предприятия.

Поиск системного решения мусорной проблемы — это ответственность власти. Если люди не понимают пользу такого решения, именно власть, а также компания-инвестор должны идти в народ и на пальцах объяснять все преимущества проекта мусоросжигающего завода. Пока же в этом направлении мы не видим должной активности.

⇒Противники строительства мусоросжигающего завода в Казани пока одерживают верх над сторонниками проекта в СМИ, в соцсетях и в Академии наук РТ

Ведь идея строительства в Казани мусоросжигающего завода стала публичной ещё в 2015 году. Но к январю 2017 года в информационном пространстве республики появилось лишь несколько позитивных материалов и сюжетов на эту тему, преимущественно рекламного характера. Могу ошибиться, но, на мой взгляд, по-настоящему содержательной была лишь одна статья, автор которой — руководитель предприятия по переработке отходов, депутат Набережночелнинского горсовета, коммунист Николай Атласов.

 В ней на доступном языке рассказано о существующих технологиях термической переработки отходов, их преимуществах и недостатках, в том числе с точки зрения экологии и экономики. Причем автор очень чётко выразил свою позицию: мусоросжигающие заводы могут стать эффективным способом решения мусорной проблемы, но лишь при условии жёсткого соблюдения технологий безопасности, а также внедрения раздельного сбора мусора, позволяющего не допустить сжигания в печи опасных отходов.

Недавно наконец-то проснулось республиканское министерство строительства, архитектуры и ЖКХ, выпустив за подписью первого замминистра Алексея Фролова обстоятельное письмо в ответ на запрос группы обеспокоенной общественности. Хотелось бы даже похвалить его сотрудников. Однако что им мешало раньше подключиться к активному обсуждению проблемы?

«Если люди не понимают пользу, именно власть и компания-инвестор должны идти в народ и на пальцах объяснять все преимущества проекта мусоросжигающего завода в Казани»

Первый замминистра строительства РТ Алексей Фролов

Минстрой РТ ответил противникам мусоросжигающего завода в Казани: выбросы от завода в 8 000 раз безвреднее, чем выделения в воздухе при стихийных пожарах на свалках

Правда, кое-какие детали, отражённые в этом документе, лично у меня вызывают сомнения. В частности, в письме Фролова написано, что «в Швейцарии почти 99% образуемых ТКО сжигается на мусоросжигающих заводах». Я понимаю, что не сам Фролов писал это письмо. Вероятно, его подготовили сотрудники профильного отдела, начальником которого является Рустем Азатович Богданов.

Хотелось бы пожурить их за манипулирование цифрами. Господа, ну зачем же так искажать факты? Вы хотя бы съездили в ту же Швейцарию и посмотрели, как утилизируют мусор. Для вашего сведения: больше половины всего объёма образуемых в этой стране ТКО идёт в переработку,  лишь из оставшейся части 99% сжигается. Мне кажется, любой непредвзятый читатель поймёт разницу.

Швейцарцы не дураки, чтобы полностью сжигать все отходы. Большую часть они перерабатывают и пускают во вторичный оборот. Это уже отражение нового экологического мышления. Именно по этой причине Швейцария — образец чистоты. В этой стране действуют самые жёсткие стандарты раздельного сбора мусора. Любой швейцарский специалист скажет: нет мусоросжигательному заводу без раздельного сбора мусора.

А теперь о том, что меня порадовало в письме Фролова. Наконец-то наш минстрой заявил о конкретных намерениях в решении проблемы утилизации опасных бытовых отходов: люминесцентных ламп, ртутьсодержащих приборов, батареек. Как говорится в письме, в республике завершается формирование региональной программы обращения с отходами, по которой в Казани ещё до ввода в эксплуатацию мусоросжигающего завода будет создана система сбора этих опасных отходов. Браво!

Но что с остальной частью республики? Там эти отходы по-прежнему будут хорониться в земле? Ведь систему сбора таких отходов нужно распространять на весь Татарстан, а не ограничиваться только Казанью. Разве в тех же Набережных Челнах, где живёт полмиллиона человек, не нужно собирать те же люминесцентные лампы, ртутьсодержащие приборы, батарейки? А как быть с другими городами и районами? Мне кажется, доверие к инициативам власти будет расти, если она будет принимать не половинчатые меры, а полноценные системные решения.

И ещё немного о том, что порадовало в письме Фролова. Очень мне понравилась позиция нашего минстроя относительно вопроса захоронения мусора на полигонах:

к1

Понятно, что минстрой осторожен и говорит лишь о полигонах, не соответствующих требованиям безопасности. Однако даже соответствующий таким требованиям полигон тоже несёт в себе опасность, поскольку полностью исключить его воздействие на атмосферу, почву и подземные воды невозможно.

Ни один техногенный объект, работающий с опасными веществами, не обладает абсолютно герметичной системой, поэтому воздействие на окружающую среду всё равно существует. Мы можем говорить лишь о степени такого воздействия и уровнях безопасности для человека. С этой точки зрения мусоросжигающий завод, при соблюдении всех норм безопасности с раздельным сбором мусора, намного более приемлемый и эффективный для человека объект, чем мусорный полигон. Тем более, когда речь идёт о смешанных отходах. Ведь в том же письме минстроя говорится об очень высоких количествах выбросов вредных веществ с полигонов в силу того, что наш мусор несортированный — нет системы его раздельного сбора.

⇒«Набережные Челны должны стать центром по переработке вторсырья» — Николай Атласов

Какой же вывод можно сделать из этого? Нашей республике требуется ещё один мусоросжигающий завод для восточной части, но обязательно при условии соблюдения строжайших норм безопасности и внедрения полноценной системы раздельного сбора мусора, начиная с квартиры. Если мы хотим, чтобы у нас было так же чисто и безопасно, как в Швейцарии, надо создавать такую же систему, которая действует в этой стране, а также менять наше мышление. И окончательно поставить жирный крест на различных сомнительных проектах вроде мегасвалки в Елабуге, уровень безопасности которой всё равно на порядок ниже, чем в случае с современным мусоросжигательным заводом.

В нынешних условиях невозможно реализовывать новации без активного их продвижения. Надо учить людей пользоваться этими новациями, демонстрируя их преимущества. В случае с мусоросжигательным заводом, преимущества которого очевидны, мы видим пассивность инициаторов проекта и власти.

В Госсовете Татарстана действует профильный комитет по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике, который возглавляет Тахир Хадеев. Но неужели депутатам сложно инициировать публичные слушания на площадке республиканского парламента, чтобы в открытой дискуссии показать преимущества проекта мусоросжигающего завода и снять все возражения и недоумения со стороны озабоченной части наших сограждан? В конце концов, это обязанность депутатов — людей публичных, наделённых соответствующими полномочиями.

Могут сказать, что мусоросжигающий завод Казани необходим. Но также необходимо активное продвижение этого проекта в массы. Наши люди — не быдло, с ними надо уметь работать, только тогда будет поддержка. Пока же со стороны чиновников и депутатов наблюдаются лишь вялые телодвижения, глядя на которые даже у самого большого оптимиста начнут возникать сомнения.

 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *